В середине этого лета из Набережных Челнов в Заполярье отправится еще одна поисковая экспедиция, которая ставит перед собой цель — найти хотя бы останки путешественника. Обнаружить его живым уже никто не надеется. «Не успокоимся, пока не привезем Леву и не похороним на родной земле», — говорят его соратники по туристическому клубу «Берендей».
Каким запомнился окружающим Лев Бушуев, почему его бесполезно было отговаривать от походов и что означает для заядлых туристов «отдать последний долг » - в материале «Татар-информ».
Последний раз его видели на станции Полярный Урал
64-летний Лев Бушуев отправился в одиночный поход 3 ноября 2018 года. Его маршрут лежал в Приуральские горы через Княжпогост (Республика Коми) и Воркуту (Ямало-Ненецкий автономный округ). Конечной точкой вылазки должна была стать станция Харп. Оттуда обратно челнинец планировал отправиться 16 ноября, поскольку 21 ноября у него заканчивался отпуск. Лев Бушуев, несмотря на возраст, продолжал работать — он был ведущим инженером-конструктором конструкторского отдела специального оборудования и электрогидропневмосистем НП ТЦ «КАМАЗ». Однако на работу он так и не вышел.
По требованию встревоженных родных и друзей сразу же был организован поиск. Полиция смогла установить, что Бушуева в последний раз видели на железнодорожной станции Полярный Урал. По словам очевидцев, мужчина выглядел хорошо, никаких признаков того, что ему нужна помощь, не подавал. Следов пропавшего на станции Харп обнаружить не удалось. Скорее всего, до нее он просто не дошел. К поиску подключился отряд «Лиза Алерт». Волонтеры разослали по своим каналам ориентировки на мужчину ростом 178 сантиметров, среднего телосложения, с седыми волосами и зелеными глазами. Но, увы, на листовки никто не откликнулся.
Челнинские друзья путешественника отдали поисковикам его все карты, записки и ноутбук, чтобы те могли воссоздать маршрут. Из записей, обнаруженных в компьютере Льва Семеновича, соратники определили перевалы и вершины, которые он планировал пройти. Друзья также оповестили спасателей о том, что Бушуев взял с собой специальные листочки для туристических записок, которые походники обычно оставляют на перевалах, чтобы таким образом давать о себе знать.
Несколько недель спасатели на снегоходах и трэколах проверяли восстановленный ими маршрут и места, где челнинский путешественник мог бы переждать непогоду. Охватив почти весь район возможного продвижения Бушуева, спасателям пришлось прервать поиски из-за постоянных метелей и других препятствий, связанных с полярной зимой.
Розыск возобновился лишь в апреле этого года. На Полярный Урал вместе со спасателями отправился старший брат Бушуева и еще двое челнинцев. Но поиски опять ничего не дали. «Снег лежал на высоте 2-2,5 метра над уровнем земли. Покров жесткий, раскопать что-то было практически невозможно», — сообщили корреспонденту «Татар-информ» друзья путешественника.
«Последний поход для Левы должен был стать юбилейным»
Как рассказала соратница пропавшего путешественника Раиса Кудрявцева, поход, в который отправился Лев Бушуев в ноябре, считается сложным. Она даже попыталась его отговорить. Заядлый турист только отмахнулся от нее.
Я знаю Льва Бушуева давно. Он приехал на „КАМАЗ“ из города Ковров Владимирской области 40 лет назад. Устроился в НТЦ и все годы проработал на одном месте. Его все там уважали. По-другому и быть не могло — порядочный, добросовестный, при любых обстоятельствах умел сохранять спокойствие», — отмечает Кудрявцева.
Вспоминают Бушуева как исключительно доброго человека. «Доброта — такая черта характера, которая не бросается обычно в глаза. Лева был по-настоящему добрым человеком, который помогал людям как-бы некрикливо, тихо, даже скрытно», — говорит Раиса Фёдоровна.
В ее памяти остался довольно показательный эпизод «родом из 90-х годов». «В конце прошлого века после того, как на „КАМАЗе“ сгорел завод двигателей, наступили по-настоящему тяжелые времена. Денег не было иногда даже на проезд, на всем приходилось экономить. И именно в это время в семье наших друзей случилась трагедия. Умер председатель турклуба „Берендей“ Евгений Бурнашев, затем погибла его жена. Двое их детей остались на попечении бабушки. Лев Бушуев поддерживал семью материально. Буквально все, что ему перепадало как работнику „КАМАЗа“ — деньги, продовольственные наборы, еще что-то, отвозил сиротам», — рассказывает камазовка.
Лев Семенович был заядлым путешественником. На его счету свыше 99 походов, которые он совершил в основном в рамках деятельности туристического клуба «Берендей», работающего на «КАМАЗе» с 1973 года. Последний поход должен был стать юбилейным — сотым на его счету. Бушуев специализировался, как правило, на «категорийных» походах, имеющих повышенную сложность. Это были горные, лыжные и водные вылазки на большие расстояния.
Бушуев известен еще и тем, что «заражал вирусом путешествий» детей. Он специально для школьников организовал и провел более 48 походов.
В последнее время, которое, кстати, длилось, по словам соратников, не менее восьми лет, Лев Семенович предпочитал отправляться в одиночные путешествия.
Конечно, это рискованно. Но одиночный туризм в последнее время стал довольно распространенным явлением. Обычно, когда одиночкам говорят: „Куда ты в тундру один собрался?“ — они отвечают: „Федоров Конюхов в одиночку океан пересекает, а тут всего лишь несколько километров непроходимого леса. Так что, прорвемся!“ Вот таким фанатом был и наш Лева», — рассказывает Кудрявцева.
По ее словам, он был страстным поклонником Полярного Урала и Севера. «Я с ним ходила в четыре похода. Мы спали на снегу в 45-градусный мороз. Лева всегда был надежным товарищем, с которым можно было отправиться в „любую разведку“», — подчеркивает Кудрявцева. Примечательно, что в 2017 году Бушуев уже пытался пройти по тому маршруту, который в конечном итоге для него стал роковым.
По ее словам, друзья, конечно, обсуждали и продолжают обсуждать версии того, что могло случиться. «Мы уже все предположения высказали: и замерзнуть мог, и что-то могло случиться со здоровьем, да мало ли... Но истину установит только экспертиза, которая будет проведена после того, как найдем его останки», — отмечает представительница турклуба.
«Объявили народный сбор — собрали 15 тысяч рублей, до Урала на них не доедешь»
Как уже было сказано, в июле будет предпринята еще одна попытка найти погибшего товарища. В экспедицию отправятся 12 человек из числа коллег и соратников Бушуева по туристическому цеху КАМАЗа. Сейчас группа активно ищет источники финансирования похода.
«В апреле, когда была предпринята первая челнинская поисковая вылазка на Полярный Урал, нам с трудом удалось собрать сто тысяч рублей, чтобы снабдить и обеспечить поисковиков всем необходимым. Сейчас с учетом того, что в поход отправляются не три, а 12 человек, расходы увеличиваются почти вдвое. Но собрать средства пока не удается. Из необходимых 250 тыс. рублей путем объявления „народного сбора“ получилось набрать только 15 тыс. рублей. Очень хотелось бы, чтобы на благородное дело „скидывались“ не только неравнодушные граждане. Ждем реакции и от его родного предприятия. Думается, 40-летний стаж работы Бушуева дает ему право рассчитывать на какое-то внимание со стороны руководства компании», — отмечают друзья путешественника.
По их словам, им очень хотелось бы перед походом приобрести спутниковый телефон, цена на который кусается — около 50 тыс. рублей. «В этой части Урала обычная сотовая связь не работает. А для того, чтобы в экстремальной ситуации можно был бы связаться со спасателями, нужно именно такое средство связи», — поясняет Кудрявцева.
При этом она добавляет: «Как бы не складывались обстоятельства, мы все равно найдем Леву. Будем искать, пока не найдем. Ведь даже солдат, погибших в Великую Отечественную войну, продолжают искать родные, несмотря на то, что с момента их гибели прошло 70 лет».
Нет комментариев-