Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Давайте, запретим Telegram, запретим переписку, запретим национальный язык: ни к чему хорошему это еще не приводило»: депутаты Госдумы от РТ об инициативе факультативного преподавания родных языков

«Давайте, запретим Telegram, запретим переписку, запретим национальный язык: ни к чему хорошему это еще не приводило»: депутаты Госдумы от РТ об инициативе факультативного преподавания родных языков
Перевод преподавания национальных языков на факультативные рельсы уничтожит целую категорию преподавателей, ограничит доступ народа к языку, противоречит российской Конституции и мешают развитию гражданского общества. Представители Татарстана в федеральном Парламенте прокомментировали ИА «Татар-информ» нашумевший «языковой» законопроект.

Инициатива, появившаяся в Госдуме относительно недавно, уже успела наделать шума и вновь накалить обстановку вокруг преподавания государственных языков в российских школах. Мы опросили депутатов российского парламента, представляющих интересы республики на федеральном уровне, чтобы узнать, для чего их коллеги снова обостряют ситуацию вокруг этого сложного вопроса, а также понять, какие угрозы несет новая инициатива. 

Законопроект - попытка поставить точку на правах граждан

Языковой вопрос — очень сложная тема, которая не терпит перегибов в ту или иную сторону. И новая законодательная инициатива, направленная на перевод родных языков в факультативное русло, создает ненужное обострение обстановки. Такое мнение высказал член комитета Государственной думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, депутат от Татарстана Ирек Зиннуров. 


«Это проблема не только татарского, но и всех родных языков в стране. Наверное, все-таки необходимо принимать какое-то решение. Потому что обучение, может быть, и не в том объеме, который был, но все равно должно быть. Тем более у нас в республике много смешанных браков, где в доме не так часто разговаривают на татарском языке. А школа могла быть таким местом, где дети смогли бы обучаться языку. В таком обучении я ничего плохого не вижу», — считает народный избранник от Татарстана. 

Он добавил, что не может понять, зачем тему преподавания родных языков снова обостряют.

«Я думаю, нам надо было до конца все оформлять, ведь у нас не было окончательно документально оформлено то решение, которое стало итогом осенних проверок прокуратуры. Необходимо было все это довести до ума, не обостряя лишний раз эту тему. И зачем ее обостряют сейчас, я понять не могу», — заявил парламентарий.

Вся надежда — на будущие поправки

Законопроект в его нынешнем виде наверняка претерпит изменения, считает Зиннуров. Поэтому ситуацию необходимо отслеживать и смотреть на те изменения, которые наверняка появятся в документе. 

«Наверняка, прежде чем он попадет в первое чтение, там будет много изменений. Потом, я уверен, будут какие-то дополнения. Но мое мнение такое: обучаться родным языкам необходимо. Обучение должно быть в рамках благоразумного, чтобы не было перегибов в одну или другую сторону. Вопрос очень сложный, его уже улаживали, и вот опять поднимают. Этого не нужно было делать», — заключил Ирек Зиннуров.

Запреты всегда кончаются плохо 

Законопроект о переводе родных языков на факультативные рельсы — один из череды запретительных инициатив последнего времени. Они оказывают негативное воздействие на российское общество и не дадут ожидаемых результатов. Так считает депутат Государственной думы от Татарстана Александр Сидякин.



«Этот законопроект внесен депутатами, и у его авторов следует спросить — почему этот вопрос возникает снова. Я выступаю категорически против этого законопроекта и буду голосовать против. Я считаю, что выводить государственный язык в платформу каких-то альтернативных изысканий — неправильно», — заявил Сидякин. 

Он добавил, что Татарстан по Конституции — национальная республика. Это позволяет создавать и развивать отдельные атрибуты, которые присущи государствообразующим объединениям, такие как язык, символы, герб, гимн. 

«Эта новая инициатива сильно разогревает наше общество, вызывает полярные суждения, и ни к чему хорошему, по крайней мере в повестке нашей республики, это не приводит. Я вообще считаю, что нам надо отказаться от историй, связанных с запретами. Уже много раз говорили: „Запретить это, запретить то“. Ну и к чему мы придем? Давайте, запретим Telegram, запретим переписку, запретим национальный язык. Ни к чему хорошему это еще никогда в истории не приводило», — уверен парламентарий.

История — на стороне языка

Он привел в пример испанского диктатора Франциско Франко, который запрещал каталонцам разговаривать на их языке. В итоге, заметил депутат, это привело к противоположным результатам — разного рода радикальным историям, которые в толерантном Татарстане не приветствуются. 

Испанский диктатор Франциско Франко

«Поэтому политика запретов, политика „трафаретов“, когда везде всех разгоняют, запрещают, ставят заклепки, чтобы нигде ни одна капелька воды не просочилась, эта история не правильная. Она не способствует развитию гражданского общества, развитию человека. Мы его загоняем в какие-то атрибуты и говорим: „Ты язык свой не можешь учить, только добровольно иди, изучай его, если хочешь“. Мы уничтожим класс преподавателей, откажемся от сформированных стандартов. Это неправильно, и я против этого законопроекта», — подчеркнул народный избранник.

Реальная угроза гражданскому обществу

Александр Сидякин отметил, что опасность принятия инициативы в ее нынешнем виде вполне реальна. Она представляет угрозу развитию гражданского общества в стране, загоняя людей в рамки запретов. 

Демонстрация за независимость Каталонии от Испании

«Вон мессенджеры блокируют — без проблем. Никто ведь не смотрит в стратегии вперед. Здесь и сейчас это все возможно, к сожалению. Но загонять человека в „трафарет“ еще никогда не приводило ни к чему хорошему. Мы должны развивать свободномыслящих людей, умеющих свободно излагать свои мысли на нескольких языках. Мы должны развивать возможности человека для применения своих навыков и умений, внутри нашей республики», — заключил Александр Сидякин. 

Федеративное устройство под вопросом

Законопроект, направленный на перевод родных языков в формат факультатива, ставит под вопрос федеративное устройство страны. Эта инициатива не находит отклика у народа и разработана несвоевременно. Такую точку зрения озвучил депутат Государственной думы от РТ Айрат Фаррахов.



«Данный законопроект очень серьезно конкурирует с конституционным устройством РФ, с федеративным устройством. Он затрагивает важный вопрос государственных языков. Безусловно, если этот законопроект будет обсуждаться, то один из вариантов — обращение в соответствующие инстанции о конституционности данного закона», — рассказал журналистам Фаррахов.

Он добавил, что для принятия инициатива должна пройти целый ряд инстанций: обсуждение в Госдуме, в Совете Федерации и получить подпись президента. Еще один важный вопрос — своевременность такого законопроекта.


«Если исходить из тезиса, что каждый законопроект, который рассматривается Госдумой, должен иметь социальный запрос, то возникает вопрос: каким был социальный запрос, который повлек за собой создание этого законопроекта?» — недоумевает народный избранник.

Иностранный — в почете, государственный — в пролете?

Он подчеркнул, что эта инициатива содержит серьезное противоречие и привел в пример обязательное преподавание иностранных языков в российских школах. При этом, заметил Фаррахов, государственный, национальный язык мы оставляем в вариативной форме.

Жители РТ празднуют День Конституции республики (6 ноября 2017 года)

«Правильно ли это? Правильно ли оценят наши действия потомки? Какой эффект мы получим от данного проекта федерального закона при его обсуждении?

Я абсолютно уверен, что по этому законопроекту будут парламентские слушания, будут нулевые чтения, где мы бы могли донести позицию избирателей до авторов данного законопроекта», — уверен парламентарий.


Без поддержки лидеров фракций

Он отметил важную деталь: под законопроектом не подписались лидеры фракций, он был внесен рядовыми депутатами фракций. Это говорит о том, что инициатива не будет приоритетной при обсуждении повестки Госдумы на ближайшее время, считает спикер. При этом вопросы своевременности и соответствия этого законопроекта социальным запросам граждан возникают и у многих коллег Фаррахова. 

«В первую очередь Госдума рассматривает законопроекты, по которым есть высокий социальный запрос. Однозначно могу сказать: мы будем готовить поправки к этому законопроекту. Никакого обсуждения данного законопроекта в Государственной думе не было, и я не видел ни одного анонса», — заключил Айрат Фаррахов.

Подмена понятий

Авторы нового законопроекта о добровольном изучении родных языков занимаются подменой понятий и наносят удар по самоидентификации народов страны, считает депутат Государственной думы от Татарстана Марат Бариев.

Он подчеркнул, что выступает против внесенной инициативы в ее нынешнем виде. Нормы, прописанные в этом законопроекте, носят дискриминационный характер по отношению к возможностям изучения родного языка, уверен народный избранник. При этом иностранный язык, напомнил Бариев, обязателен для изучения, а родному языку предлагается уйти в факультативную часть, и то при наличии возможности его изучения в школе. 



«Мне кажется, что это подмена понятий, когда говорится, что мы сохраняем право изучения родного языка, но не делаем его обязательным. В соответствии с этой логикой, можно убрать историю и включить еще один иностранный язык. Большинство детей, если имеется возможность выбора учить или не учить, выбирают отсутствие любой дополнительной учебной нагрузки», — объяснил парламентарий.

Чужие ценности

Он отметил, что в Конституции прописана роль народов России — они являются достоянием страны. Поэтому необходимо создавать условия для сохранения самобытности этих народов.

«Если мы не будем изучать язык, то потеряем самоидентификацию народов: сначала лишимся родного языка, потом забудем свою историю и станем людьми „без роду и племени“. Какова перспектива такого народа? Думаю, что она очевидная и не радужная. Человек может не знать, к примеру, физику, химию, и при этом стать достойным гражданином, но без знания родного языка, истории родного народа он становится „обезличенным“, ему легко навязать чужие ценности», — подчеркнул депутат Госдумы.

Он рассказал, что этот законопроект был направлен в парламент, когда депутаты уже ушли в отпуск. Поэтому на следующей неделе Бариев намерен встретиться и обговорить дальнейшие шаги по рассмотрению скандальной инициативы. Ее обсуждение необходимо проводить совместно с представителями народов, национальных республик страны, в том числе и Республики Татарстан, считает спикер.

«Эти мнения должны сформироваться в единообразный подход по отношению к изучению родных языков. Поэтому я думаю, что этот законопроект будет существенно изменен», — заключил Марат Бариев.


Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев