«От нового министра ожидаю глубокого интереса к татарской теме»
Председатель Всемирного форума татарской молодежи Табрис Яруллин встретился с Дамиром Фаттаховым после его назначения на пост министра.
Фото: Султан Исхаков
– Встреча была организована по инициативе Дамира Ильдусовича в первый же рабочий день в его новой должности. Были приглашены руководители и представители всех молодежных организаций. Теперь в Татарстане появилась среда, в которой работающие с министерством молодежные организации друг друга знают. Были активисты около 40 организаций. Мы с Дамиром Фаттаховым ранее были знакомы, он знаком с деятельностью Всемирного форума татарской молодежи.
Несколько недель назад, когда Дамир Ильдусович еще работал в мэрии, проходила встреча с участием мэра города Ильсура Метшина. Тогда мы рассказали о деятельности нашей организации.
Во время встречи в Министерстве по делам молодежи РТ каждая организация рассказала о своей деятельности, об основных мероприятиях, которые она проводит. Я, в свою очередь, пригласил министра на VIII Всемирный форум татарской молодежи. Ожидается, что в нем примут участие 1000 делегатов из 30 стран и десятков регионов РФ. На мой взгляд, на сегодняшний день это единственный масштабный съезд, объединяющий татарскую молодежь. Состоялись небольшие выступления участников, это была встреча в формате знакомства с молодежными организациями. Думаю, Дамир Фаттахов хотел получить актуальную информацию о том, что происходит в молодежной среде Татарстана.
Сейчас одна из важнейших проблем татарской молодежи – это положение родного языка. Недавно в Госдуме в первом чтении был принят проект поправок к закону «Об образовании в РФ», который регулирует изучение родных и государственных языков в школах России. До этого было опасение, что изучение родных языков перейдет в факультативную часть учебной программы. Теперь другая проблема – даже если изучение государственных языков республик РФ останется в обязательной части, какой язык будет ребенок изучать – это отдается на выбор родителей. С другой стороны, это связано с выбором школой одной из учебных программ. Если они будут выбирать первую, вторую или третью программу, можно считать, что татарский язык со временем исчезнет. Татарские школы остаются в очень тяжелом положении.
Новая языковая ситуация все еще развивается. Министерство образования РФ министерствам под своим подчинением спускает новые программы, и к этим программам также много вопросов. Например, если выберут изучение татарского языка, учителя смогут преподавать татарский язык лишь один час в неделю. При выборе русского языка еще была надежда, что при 7–8 уроках русского языка ребенок мог бы выбрать и татарский язык. Если изучение татарского будет ограничено одним уроком в неделю, получается, будто специально построен хитрый план, чтобы лишить детей изучения родного языка. Родители, конечно, ради ЕГЭ выберут русский язык, татарского не будет. Эта проблема очень беспокоит.
А мы ведь еще и молодые родители! Скоро наши дети пойдут в школу. Если там не будет татарского языка, его не будут преподавать – это означает, что сфера применения татарского языка станет еще меньше и он вообще сойдет на нет.
Помимо этого, татарскую молодежь в нынешних условиях интересуют вопросы новой татарской культуры, бизнеса и спорта. Я считаю, что татарская молодежь не выпала из всемирного молодежного движения и это держит ее в определенном ритме. Мы всегда за то, чтобы иметь свое мнение в рамках современных трендов.
От нового министра ожидаю открытости к молодежи, глубокого интереса к татарской теме.
«Татарской молодежи негде собраться – нет своей площадки»
Руководитель специального проекта детской и подростковой литературы Татарского книжного издательства Айсылу Галиева считает, что татарской молодежи негде собраться вместе – нет подходящей специализированной площадки.
– У татарской молодежи есть проекты. Одна общая для всех проблема – им негде собираться. Например, Нурбек Батулла поставил спектакль «Алиф», и им пришлось искать площадку для этой постановки. Даже для репетиций – тоже нужна площадка. К сожалению, такого места нет. И общественные организации не смогли найти места, где им собраться, собирались в кафе «Тюбетей». Нет такого места, где они могли бы встретиться, посидеть, поговорить, пообщаться. Считаю, что это самое важное и актуальное сейчас для татарской молодежи – своя площадка.
«Среда для общения молодежи ужасно узкая»
Один из лидеров татарского молодежного клуба «Шарык», журналист и шоумен Гамиль Нур выделяет несколько проблем.
Фото: Султан Исхаков
– Думаю, что татарская молодежь, особенно те, кто вырос в деревне, в первую очередь занята зарабатыванием денег. Самая актуальная для них проблема – ипотека. Молодежь мечтает накопить денег и купить квартиру. В то же время молодость остается молодостью, а среда для общения для них ужасно узкая. На улицах города татарская музыка не звучит, татарских клубов нет. Даже в советское время во дворах Казани, школах, институтах, заводах и фабриках, во всех районах, на майдане проходили около 50 сабантуев. Вот таких сабантуев не хватает.
Во-вторых, недостаточно мероприятий для общения молодежи. Для этого должны быть финансируемые государством организации, специальные мероприятия, секции, кружки. Даже в самые тяжелые годы в советское время проходили тренировки по татарской национальной борьбе корэш, были клубы для рабочих, студентов, в КГУ существовали ансамбль «Каз канаты», хор, одна Сара Садыкова – какой прекрасный пример! Конечно, не хватает бесплатных образовательных, развлекательных, познавательных мероприятий, центров, клубов, секций, содержащихся за счет бюджета, существующих на полуобщественных началах, оплачиваемых за счет государства, организованных государством. Потому что наша татарская молодежь небогатая, большинство из них приезжие из деревень, одеваются скромно, в кафе не ходят, а готовят из того, что отправили родители из деревни. Молодежи не нужны коммерческие мероприятия для общения, они очень экономные. А организовать это очень легко: отправляешь в отпуск одного из игроков «Рубина», и на эти деньги можно содержать тысячи клубов, секций, преподавателей.
Бедные студенты, несчастные, лузеры, неимущие – они никому не нужны. Государство в первую очередь обязано думать о таких людях. В Казани должны быть еще 1000, хотя бы 100 таких организаций, как Всемирный форум татарской молодежи. Если форум делает мероприятия для хипстеров и для тех, кто считает себя умным, должны быть и те, кто делает мероприятия для более бедных, не таких образованных. Интеллигенция и так умная, а в первую очередь надо работать с нуждающимися в социальной помощи, с теми, кто не настолько креативен. Если государство не будет о них заботиться, положение таких людей станет еще хуже, они могут потянуться к алкоголизму и наркомании. А вот деятельность Всемирного форума татарской молодежи, считаю, надо взять за образец и этот опыт распространить на все сферы.
Дамира Фаттахова пока оценить не могу, потому что он государственный служащий. Как представитель государственной системы он будет делать то, что от него требует его руководство. В то же время надеюсь на какие-то общественные взгляды, позиции молодежных организаций. Есть много молодежи, которая не организована, наверное, она составляет 95 процентов. Они не могут организоваться или это им не нужно. Хотелось бы, чтобы позаботились именно о них.
В этом вопросе я не специалист, государство само изучит, исследует, услышит мнение народа, сделает выводы и даст человеку расширить свою деятельность. Даже в реакционные для татарского народа времена комсомол, работники культуры для татарской молодежи что-то делали. Даже если будут работать на уровне комсомола, то я был бы согласен. Из деревень потоками приезжает татарская молодежь, татароязычная молодежь – она может попасть в какую-то пустоту, под влияние наркодилеров, алкогольных фирм или преступных группировок.
«В первую очередь надо работать с сельской молодежью»
Судья международной категории по борьбе корэш, обладатель Кубка мира Азат Нурмухаметов:
Фото: Султан Исхаков
– Сейчас я являюсь директором детско-юношеской спортивной школы «Ак Барс» и в свое время поработал под руководством Дамира Фаттахова. Это очень открытый, деловой человек. Если возьмется, то любое дело доведет до конца. Мне кажется, в первую очередь надо работать с сельской молодежью. Это – обязательно. Есть такое явление – субкультура, и хотелось бы, чтобы современная молодежь оказывала взаимное влияние. Не просто масштабные фестивали, как «Созвездие-Йолдызлык», но и брать во внимание мероприятия на первоначальном уровне.
Такое ощущение, что сейчас татарскую молодежь ничего не беспокоит. Раньше мы организовывали клуб «Шарык», оттуда вышли многие известные сейчас люди – ведущий и щоумен Гамиль Нур, журналисты Алсу Исмагилова, Римма Бикмухаметова и другие. Мы делали вещи, в чем молодежь нуждалась. А сейчас я не вижу сил, способных вести такую работу. Возможно, и не нужна поддержка на уровне министерства, тогда это будет совсем другой вопрос. Сейчас также есть Всемирный форум татарской молодежи, это организация другого формата. Клуб «Шарык» - совсем другая атмосфера, это был другой мир, это действительно была сила. Эта сила не зависела ни от министерства, ни от финансируемого государством форума татарской молодежи и его лидера. Там лидеров была сотня. Мероприятиям для объединения молодежи министерство никак помочь не может, это должно идти от самой молодежи.
Конечно, нет здания. Есть такой вопрос. А если честно, были бы люди, то здание нашлось бы. Поэтому молодежи сначала надо правильно объединиться, должна быть объединяющая их сила. Если эта сила – деньги, то такой проект долго не проживет. Это должно идти от корней народа. Это движение – талантливая татарская молодежь из села, которая нуждается в интеграции в общественное пространство Казани. У кого-то будет мотивация найти вторую половинку, кто-то тянется к татарской литературе, влюблен в родную поэзию, любит музыку. К этому можно прийти только таким путем.
«Не сказала бы, что есть присущие только татарской молодежи проблемы»
Заведующая молодежным центром “Сэлэт” Айгуль Габдрахманова:
Фото: Султан Исхаков
– Когда-то это была большая сфера, которая называлась Министерством по делам молодежи и спорту. Если решили сделать отдельное Министерство по делам молодежи, значит, это глубоко продуманный шаг. В России есть федеральное агентство, оно мощно работает с молодежью. Думаю, что и наше министерство будет действовать в таком же направлении.
Тема молодежи поднимается в каждой области. Современная молодежь – лидирующая сила во всех отраслях, с молодежью необходимо работать комплексно.
Одни и те же проблемы беспокоят и татарскую, и русскую, чувашскую молодежь. На этот вопрос можно ответить исходя из того, в какой области ведется деятельность. Спортсменов беспокоит проблема нехватки спортивных площадок, кого-то – проблемы развития науки. Я бы не сказала, что существуют отдельные, присущие только татарской молодежи проблемы.
«Молодежь всех национальностей беспокоят одни и те вопросы»
Обладатель российской национальной театральной премии «Золотая маска» Нурбек Батулла:
Фото: Султан Исхаков
– Не могу сказать точно, что попробую попросить у нового министра. Нам, молодежи, нужна лишь одна вещь – наше собственное здание. Я не совсем хорошо понимаю структуры. Радуюсь, что Дамир Фаттахов – человек молодой, поэтому есть какая-то надежда. За кратковременную встречу оставил хорошее впечатление, показался современным человеком. У татар говорят – «безнадежен лишь шайтан», на Дамира Фаттахова возлагаем надежды.
Думаю, у татарской молодежи те же проблемы, что и у молодых представителей других народов. Рассматривать татарский народ как-то отдельно нельзя. Якобы у татар есть проблемы, которых нет у других наций. Это же не так. Считаю, что всех волнуют одни и те же вопросы.
Мне кажется, наша молодежь не испытывает каких-либо особых затруднений. Смотря с кем сравнивать. В некоторых странах условия и хуже. Если сравнить с развитыми странами, у нас, возможно, все очень плохо. По сравнению с Китаем у нас еще можно и в мечеть ходить, и язык сохранять. Пока мы здесь развлекаемся на чемпионате мира, там отцы наших друзей, татар из Китая, без всякой вины, несправедливо осужденные, сидят в тюрьмах. Это само по себе большая проблема.
«Есть молодежь, не равнодушная к проблемам татарского языка»
Представитель Всемирного форума татарской молодежи Гузелия Гиниятуллина:
– Думаю, наш новый министр будет больше внимания обращать на татарские проекты, деятельность татарской молодежи. Дамир Фаттахов человек открытый, хорошо владеет родным языком. Поэтому у него будет ясный взгляд на татарские мероприятия.
В последнее время больше татарской молодежи начинает интересоваться татарским языком. Работая с молодежью на татарских проектах, пришла к выводу, что мы не последнее поколение, знающее татарский язык в совершенстве и неравнодушное к татарской культуре. Я поняла, что молодежь, которая пришла на акцию «Мин татарча сойлэшэм», она еще более продвинутая, чем мы, организаторы. Те, кто не равнодушен к проблемам татарского языка, кто ведет борьбу за двуязычие, – такие, оказывается, есть! Такая молодежь не закончилась и она не ограничена выходцами из села, среди них есть и городская молодежь. Мне кажется, сейчас татарскую молодежь надо привлекать в большее количество проектов, не отвергать их из-за отсутствия опыта или других причин. На Форуме татарской молодежи в августе мы постараемся дать больше возможности таким, потому что мы хорошо знаем, что они, участвуя в подобных проектах, получают большой опыт.
«Надо также обращать внимание на неформальные молодежные объединения»
Заместитель председателя Всемирного форума татарской молодежи Айрат Файзрахманов:
Фото: Султан Исхаков
– Насколько я знаю, перед новым министром поставлена задача создания татарской молодежной культуры. В этом случае речь больше идет о татароязычной молодежной городской культуре. С этой стороны ожидаем, что министерство будет более внимательно к новым культурным форматам татарской молодежи, новым мероприятиям. Хотелось бы, чтобы это не ограничивалось Казанью. У нас проходит фестиваль «Сенной базар», мероприятия, связанные со слободами. Надеемся, что они будут проводиться и в других городах.
Кроме того, в государственной программе должны быть отдельные мероприятия для татарской молодежи, сейчас пока ей недостаточно внимания уделяется. Того, что проводит Всемирный форум татарской молодежи, недостаточно. Вообще надо всесторонне раскрывать таланты представителей молодого поколения. Также стоит проблема утечки талантливой молодежи из республики. В Набережных Челнах, например, из города уезжает 70 процентов молодых, в Альметьевске такая же проблема. Это еще предстоит решить. Еще одна большая проблема – маленькие зарплаты молодых специалистов, эта проблема быстро не решится. Необходимо создавать интересную для молодежи инфраструктуру. Также стоит вопрос самореализации молодежи в общественном пространстве. Мне кажется, министр по делам молодежи совместно с программой «Парки и скверы» эти вопросы решит. Очень много неформальных молодежных организаций. Они остаются без внимания. Надо обращать внимание и на их потребности.
Нет комментариев-