Рибейты, кэшбек и кейсы – рабочие термины IV форума «Время кино» в Казани

Нынешний образовательный форум «Время кино» будет проходить параллельно с Казанским кинофестивалем. В детали и терминологию форума ИА «Татар-информ» углубляется вместе с программным директором форума Альбиной Нафиговой.

– Альбина, с нынешнего года форум проходит каждые полгода. Чем примечателен нынешний форум? 

Форум «Время кино» пройдет в 4-й раз. Вообще, он бы проходил сейчас в 3-й раз, но мы решили проводить его дважды в год. Весной он прошел в формате питчинга, киножурналистики. А в таком демонстрационно-образовательном формате он будет идти в рамках фестиваля с первого по финальный день. Первый день – это открытие форума, состоится оно при участии Рубена Дишдишяна и Кирилла Плетнева.

Плетнев – не случайная фигура на нашем форуме. Когда форум только появился в 2015 году, Кирилл Плетнев создал свой фильм, с которым его на фестивалях и заметили. Это был фильм «Настя». То есть у нас в тот год появилась новая номинация «Россия молодая», которая позволила показаться молодой малобюджетной поросли российской кино, которую не всегда увидишь на остальных фестивалях. Сейчас как-то все фестивали интегрировались, можно башкирское кино увидеть и татарстанское. А три года назад тюркоязычная, мусульманская, этническая Россия на фестивалях не была представлена. Теперь такое кино доросло до таких фестивалей количественно и качественно. Тот же Дагестан, который проходил у нас в коротком метре, Башкирия, татарское кино стало появляться. Якутское кино уже было на таком хорошем взлете, что всех их поставить в конкурсную программу с наименьшим наименованием географическим было практически невозможно – у нас международный конкурс.



И тогда как раз фильм «Настя» стал такой точкой, об которую я «споткнулась». В фильме есть наш любимый «диалог культур» – главная героиня воспитывает девочку-таджичку. Но там была одна сцена, которая никак не могла появиться в нашей конкурсной программе. Я говорю не о табуированных сценах, а просто о метках, которые нужно принимать во внимание. Но, тем не менее, это было красиво – известный актер становится у нас на глазах режиссером. И мы показали этот фильм вне конкурса в пробной версии «России молодой». И Кирилл Плетнев за это время стал режиссером полного метра «Жги!» — это его дебют. Несмотря на то, что очень многие фестивали использовали этот фильм, будет не лишним в Казани его показать именно под прицелом переходного периода: актер – режиссер – продюсер.

Нам интересно понять, почему и как продюсеры выбирают себе режиссеров, как режиссеру правильно найти своего продюсера и не раствориться в нем, как им вместе дойти до зрителя от идеи до зала. Этому и посвящен наш форум в этом году. Мы даже его так обозначили: «Идем на прорыв». От весны (III Форум «Время кино» – прим. ред) до осени (IV Форум «Время кино» – прим. ред.) у нас есть результаты, и они хорошие. Предпремьера фильма «Из Уфы с любовью!» вышла на российский уровень, мы подведем итоги ее прокатной истории. Победитель весеннего питчинга Елена Рябцева уже сняла фильм при содействии председателя как раз экспертного комитета и его департамента по развитию регионального кино, и мы всю эту историю очень красиво хотим преподнести – что питчинг принес свои результаты. Что примечательно, это фильм из Чувашии.

– Альбина, что планируется 10 сентября, в «День казанских презентаций»? 

Здесь мы увидим презентацию «Байгала» известного татарстанского автора и совсем молодой девушки, которая только начинает свой путь. Еще мы представим то, чем Казань будет заниматься в ближайшее время, – анонсы самых ожидаемых фильмов. Мы хотим, чтобы вне «Казанских презентаций» прозвучал интерактивный фильм, о котором мало кто знает, чтобы прозвучали способности ребят наших по озвучанию, которые участвуют в федеральных проектах, чтобы заявились киношколы, которые показывают хорошие результаты. И эту всю кинематографическую смесь мы упакуем в один день.

Все остальное время это будет серия мастер-классов с международными обзорами кинорынков и кинофестивалей. 

– На этот раз будет целый блок по сценарному мастерству? 

Будет отдельно очень хороший сценарный блок, и мы сделали ставку на то, что у нас в Казани хорошо развивается театральная драматургия. И я пришла в творческую лабораторию «Угол» и предложила казанских театралов привести к нам на мастер-классы, потому что, кроме сценаристов, мы бы хотели попробовать театральных драматургов, и на самом деле (это с замахом на следующий год) мне бы хотелось попробовать некий баттл: «театр  и кино». А до этого там – 4 мастер-класса по актуальным точкам: основные ошибки сценария, проработки характеров, как адаптировать театральную пьесу для киноэкрана и собственно несколько презентаций от компании «Дисней». У них сейчас идет конкурс «Счастье – это…», и у участников форума будет уникальная возможность напрямую подойти и задать вопросы, даже успеть обработать свою заявку так, чтобы, может быть, и победить. Потому что дедлайн до 30 сентября.

И второй проект — это Dramakit. Это сценарное продюсирование. Где сценаристов по большому счету натаскивают на конкретные жанры, чему даже не учат в академических киношколах. Здесь конкретный настрой на индустрию и на сегодняшний момент. Когда говорят, что сценариев не хватает или сценаристов, на самом деле не хватает четкой ремесленной формы, понимания жанра, и они в этом тоже не виноваты. И мы, устроители форумов, такие площадки должны делать. 

– Что предполагается в пиар-блоке нынешнего форума?

Пиар во всех своих формах. Живые кейсы, рабочие, от больших продюсеров, которые занимались продвижением. Это направление форума называется «Дженерейшн Пи» – продвижение, продюсирование и пиар. 

В пиаре должна использоваться провокация, она может быть очень эффективной. А может даже и не выглядеть провокацией. Мы провоцируем зрителя на то, чтобы он посмотрел наш фильм. Как мы это делаем? Кто-то использует технологии краудфандинга. В Казани уже есть первый маленький кейс по этому направлению. Кто-то использует традиционные технологии, и хорошо эту кальку отследить. В общем, мы будем говорить о продвижении короткого метра, о дистрибуции короткого метра, об уникальном явлении на российском кинорынке – это «Утопия пикчерз», которая поставляет в Казань как раз самые лучшие короткометражные коллекции. 

Давно хотелось пригласить их и спросить, как им вообще в голову это пришло, как они это оформили, как на этом зарабатывали и что намерены делать в связи с тем, что прокатка будет стоить 5 миллионов.

Мы будем обсуждать очень актуальные истории, а так дискуссии мы хотим вести честно. Я даже спикерам даю установку, чтобы они говорили обо всех возможных косяках, разговаривали с участниками форума как с партнерами, соавторами. Спикеры, как мне кажется, очень здорово реагируют, им нравится, они едут с готовностью поделиться своим опытом. 

– А кто будет спикерами? 

Два продюсера из Эстонии. Один будет делать обзор кинорынков, а другой будет рассказывать, что нужно, чтобы защитить на международном питчинге свой проект. И у них есть свои собственные «живые» проекты, в том числе небезызвестный фильм «Мандарины», [он] не может влиться в конкурсную программу мусульманского фестиваля, но как кейс на форуме он прозвучать абсолютно точно может. Изучение чужих ошибок – это очень эффективный образовательный инструмент. Спикеры собрались очень неравнодушные и очень разные, от фестивальных менеджеров до снимающих, варящихся в кинематографическом котле, людей. И будут молодые совсем режиссеры представлять свой путь. Мы расскажем о независимом кино Азербайджана. Мы расскажем об армянском кино, когда мы увидели столько интересного из Армении – от схемы рибейтов к кэшбэк-онлайн до их короткометражек. 

– Рибейты, кешбеки, кейсы. Давайте, расшифруем терминологию форума. 

«Кейс» — вообще не кинематографическое слово, используется очень часто в тренинговой речи. Это готовый пример, на котором можно разобрать теорию. То есть, мы говорим о практикуме на конкретных примерах. Кейс — это готовый результативный блок-ячейка, который можно рассмотреть и применить или отказаться от каких-то элементов. Например, если берем пиар по-якутски, как они выходили на международную арену, это очень интересно отследить. Не факт, что это будет работать в нашем регионе, но что-то взять для себя можно. Допустим, если вы вспомните этот «Оскар для Ди-Каприо», никто никогда в жизни не скажет, что они этот «Оскар» сплавили и поэтому попали в Берлин. Нет, конечно. Этому сопутствовали другие этапы становления якутского кино. Но это так красиво совпало, и они так хорошо попали во всю международную прессу, что можно это разбирать как пиар-кейс и использовать. 


– Какие кейсы предполагаются на осеннем форуме? 

По краудфандингу совершенно точно. Такой маршрут мы выведем от Санкт-Петербурга до Лос-Анджелеса. Две барышни из Санкт-Петербурга настолько прокачали тему краудфандинга, что люди не только деньгами участвуют, но и пробуются в качестве актеров. У них идет какой-то веб-сериал, у них есть короткометражный фильм, у них есть полнометражный фильм, и все это настолько переплетено, что все эти проекты как раскладываются на отдельные части, так и живут в общем блоке. И с этим проектом они и «докатились» до Лос-Анджелеса, побывали там, они уже много где его презентовали. 

– Я помню, как представлялся этот проект на питчинге весной в Казани.

 Вот, в качестве итогов питчинга мы их тоже приглашаем, чтобы они рассказали, что же с ними произошло от весны до осени. Здесь нет призовых мест, участники питчинга ­­– уже победители, потому что прошли этот отбор, познакомились, пообщались с экспертами, сделали свои выводы, и у них произошла динамика. Эту динамику мы отследим.

Еще будет очень интересный не просто обзор кинофестивалей, мы так назвали эту тему: «Почему меня не берут на фестивали?». Потому что иногда это зависит не от фильма, а даже от правильно заполненной заявки, от правильно выбранного фестиваля. Какие-то вещи, которые мне кажутся элементарными, оказывается, могут не знать люди, которые снимают.

Потом мы как раз будем учиться готовиться к международному питчингу. Большие продюсеры, которые снимают дорогое кино, будут рассказывать не только о том, как они это делают, но еще о региональном опыте. Тот же Алексей Петрухин, у него есть отдельный департамент по развитию регионального кино. Почему он это делает, какие он ставки делает на эту молодую кровь, как он видит Татарстан или другой регион России в своих проектах. Это один момент его выступления. Потом, есть готовые эффективные инструменты. Все гениальное просто, я сама видела – он на одном из питчингов показывал презентующий недорогой компонент уже с использованием готового материала, я просто не буду раскрывать, это действительно гениально и просто. Он покажет, как можно за короткое время свой проект презентовать, не вложившись в съемки. Но при этом это визуально яркий и дорогой видеоряд. 

– В какой день это будет? 

Это будет 11 сентября, я специально попрошу его это продемонстрировать, потому что это фокус очень простой, это действительно очень эффективный инструмент. Так же очень активное участие в судьбе нашего форума принимает Молодежный центр Союза кинематографистов. Его руководитель Дмитрий Якунин, во-первых, сделает обзор всех российских питчингов, а во-вторых, его мастер-класс – это нанизанные друг на друга кейсы, точки роста для молодой малобюджетной региональной индустрии. Задача нашего форума – чтобы слушатели не только слушали, но и активно задавали вопросы. 

– С кейсами разобрались. Что такое рибейт и кэшбэк-онлайн? 

С этой темой к нам приезжают армянские кинематографисты. Рибейт – это когда есть возврат средств. Кто-то приезжает в регионы, и регионы участвуют финансово в этой кинематографической истории. То есть, возвращает определенную часть затрат. Это зависит от того, какая именно из схем была выбрана, какие именно договоренности были. Бывает несколько схем. Регион платит команде за то, что она в нем снимает, на условиях, что команда снимает региональных актеров, например, использует местных специалистов. Система рибейтов существует и для того, чтобы регион развивался. На сегодняшний день очень много нестыковок, неотлаженность, очень много вопросов, но армяне решили, что они будут делать возврат средств моментально, но при определенном пороге количественном. Об этом они и расскажут. У них есть комиссар по кинематографии, который им свой опыт приобрел в Голливуде. Второй спикер – режиссер, который тоже представит свой кейс – короткий метр с участием татарстанского кинематографиста. Мы это раскроем на дне казанских презентаций, потому что это зарождение новой молодой копродукции.

На нашем форуме мы представим казанскую часть фильма «Команда мечты», презентуем ее по-настоящему. То есть журналисты смогут задать свои вопросы, пообщаться с продюсерами, в принципе, это же проект молодежного центра кинематографистов, сотрудничество с татарстанскими актерами, кинематографистами, можно будет побольше задать вопросов узнать об этом поподробнее. 

– Что такое интерактивный сериал? 

Обилие компьютерных игр породили такой фантом, когда зритель может выбирать и влиять на сюжет кино, на финал, на героев. И у нас в Казани есть попытка снять кино подобное, это действительно экшн-съемки с каскадерами. Это тоже будет 10 сентября. 

– Расшифруйте термины, указанные в форме заявки на участие в «Казанской презентации», референс, например. 

И логлайн, и синопсис, и референс – это составляющие грамотной защиты на питчинге. А уж если мы говорим о международном питчинге, у нас будет представлено несколько стран. Будем говорить о кинопоказе артхаусного и национального кино в Южной Корее, восточной Европе, в Иране, в странах СНГ. Где вы еще найдете такую площадку? А тут она вся на блюде. Референс – это перекличка проекта с каким-то известным фильмом по атмосфере, картинке, сюжету. И сразу продюсеру будет понятно, готов он взяться за это или нет.  

Питчинги существуют не только для раздачи денег, но и чтобы собрать команду, найти сценариста, режиссера, продюсера, оператора и т.д. Работая много лет на фестивале, я думаю ну почему же наши кинематографисты никак не могут подойти к иранским и задать вопросы. И я поняла, что наши – это такой творческий страус, который уходит с головой в свой съемочный процесс, тут он встретился со зрителем, особенно если это молодой кинематографист, у него экстаз, он видит красную дорожку – и все. А такая площадка их соединяет и диалог культур приобретает форму коопродукционных форм, сотрудничества. 

Есть профессиональная терминология, не надо ее бояться. От весны к осени стало понятно, что осенью может быть международной площадкой, следующая весенняя, хочется сделать ее более техничной, потому что у нас в Казани такой хороший IT-фактор. Как он дружит с кино – это было бы интересно. То есть  точки, которые мы нащупали, — сценарий, и пиар и так далее, продюсирование, мы это все будем обязательно продолжать, но мы будем постоянно спрашивать свою аудиторию, что ей интересно. 

– Кто является аудиторией форума «Время кино»? Молодежь, профессионалы, обыватели? 

Прежде всего это молодые кинематографисты. У кинематографистов возраст исчисляется с момента первого фильма. Поэтому когда мы говорим «молодой кинематографист», мы говорим, что это человек, готовый поглощать  новые знания. Поэтому молодым кинематографистом может быть очень зрелый человек. «Время кино» – это форум кинематографистов, которые идут на прорыв. Которые хотят дойти до своего зрителя. Мы будем говорить стремиться именно об этом, об этой точке роста, о зрительном зале.

Фестивальный формат не вмещает в себя такого количества разноформатного продукта. Поэтому форум – это такая живая творческая лаборатория.