Казань открыла «Окно в Париж»: живые статуи, перфоманс и Эйфелева башня

В Казани в Лядском саду прошел фестиваль «Окно в Париж», который стал продолжением туристического сотрудничества Казани и французской столицы. Вместе с гостями события корреспондент ИА «Татар-информ» насладился французской атмосферой.

Уже в первые часы фестиваля, несмотря на рабочий день, Лядской сад наполнился посетителями всех возрастов. Летний пятничный полдень одарил горожан изнуряющей жарой, но в саду можно было укрыться от солнца под кроной деревьев. Организаторы фестиваля, видимо заранее продумав этот момент, разместили все площадки для активностей и перфоманса в прохладной тени.

Пространство сада оказалось мало для фестиваля, и соседние улицы были освобождены на два дня от автомобильного движения. На проезжей части расположились подвижные платформы и выставка модной одежды от казанского дома моды Екатерины Борисовой.

«Окно в Париж»  проводится впервые и посвящен уличному искусству. На французском празднике можно было посмотреть спектакли, послушать оркестр из 10 пианистов, принять участие в мастер-классах от казанских художников, посетить музеи и выставки. И все это под открытым небом! А главным символом фестиваля стала Эйфелева Башня.

– Творческую значимость нашему проекту придает легендарная личность Александр Родченко, который родился и жил в городе Казани. И именно его коллекции предстали на выставке в 1925 году в Париже. И вот эта связь, Париж 1925 и Казань 2017 проходит белой нитью сквозь весь наш фестиваля, – рассказала  директор Комитета содействия развитию туризма Казани Дарья Санникова на торжественном открытии фестиваля.

На одной из площадок, под открытым небом, расположился музей имени Боратынского. Музейным работникам удалось создать маленький цветущий уголок Франции с настоящей фаянсовой колонной XX века и элементами интерьера во французском стиле. Здесь можно было не только сделать красивые кадры ипринять участие в интеллектуальной викторине, но и рассмотреть экспонаты музея.

– После того как поставили Эйфелеву башню, французам захотелось сделать сосуд такой же формы. И появилась  вытянутая ваза, которая была очень популярна в то время. У вас, наверняка, дома или у бабушки есть что-то подобное. Она распространились в эпоху модерна и в России. Их стали называть ваза-берц, потому что они напоминают одну косточку в организме человека. Еще один замечательный  парижский экспонат  – самые настоящие духи «Шипр» столетней давности еще с остаточками содержимого, – рассказала Старший научный сотрудник музей Боратынского Елена Скворцова.

Прогулявшись к центру Лядского сада, можно было увидеть 10 пианино. Поначалу становится непонятно, зачем столько? Что они собираются делать? Но когда они начали одновременно играть и получился оркестр пианистов, все, кто был рядом, просто замерли в изумлении. Это действо мгновенно собрало всех гостей фестиваля вокруг себя.

– У нас уникальная ситуация на самом деле. Во-первых, мы собрали здесь всех наших 10 пианистов, но еще  сегодня у нас будет программа  «Абстракция без границ». В ней будут участвовать мои друзья – известный художник из Москвы Давид Ру, вице-президент союза художников России, и Николай Попов, современный мультимедийный композитор, собственно говоря, это Бах, только сегодняшнего времени. Сегодня мы будем представлять необычную, непростую для восприятия программу. У нас представлен большой холст 3 на 2 метра, и художник во время игры пианистов будет рисовать на нем, это будет чистая импровизация, он будет рисовать как на картинах, так и на инструментах и даже на пианистах,– рассказал директор фонда развития исполнительского искусства РТ Данияр Соколов.

После оркестр гости переключились на другую площадку. Группа BA CISSOKA исполняла легкие мелодии, 5 музыкантов постоянно меняли инструменты для разных композиций, было даже сложно запомнить, кто на чем играл. Стулья, которые стояли перед сценой, зрители дружно перенесли в тенек. Получилась такая уютная зрительная зона, где под магические звуки африканской арфы горожане могли в полной мере погрузиться в творческую атмосферу.

В рамках фестиваля «Культурный сдвиг», который в этом году совместили с «Окном в Париж», было задействовано 30 актеров театра «Сдвиг» и их юных коллег из СТЭМА «Сдвиг по фазе». Живые статуи, мимы, клоуны и театральные постановки – все это было благодаря этим актерам.

Мимы, одетые на французский манер, никого не оставили без внимания.

«Живые статуи», разместились по всему саду. Актеры, покрытые золотой краской, неподвижно стояли в одной позе достаточно долгое время, иногда меняя ракурс для удачной фотографии туристов. Было очень любопытно, как долго они могут простоять, есть ли у них перерыв на отдых и не мешает ли им краска на лице в такую жару. Но актеры не нарушали молчания. Сделав маленькое исключение для корреспондента «Татар-информ», юноша в образе маленького принца жестом показал, что стоять так он может очень долго. Среди остальных «статуй» были три мушкетера, влюбленная парочка байкеров, девушка с чак-чаком и многие другие. У детей такие фигуры вызвали особое любопытство, они всячески испытывали железное терпение актеров.

Театр «Сдвиг» подготовил интерактивный перфоманс, сценой которого стали подвижные платформы. Как рассказал руководитель студии Михаил Волоконадский, фишка этого перфоманса в том, что актеры после мизансцены дают возможность зрителями попробовать себя в роли актеров, побаловаться с цветом и красками и пофотографироваться.

– Мы выходим своим театром сюда четвертый год. Так хорошо совпало, что мы пригодились в этом проекте «Окно в Париж». В следующем году мы будем праздновать пятилетие фестиваля, и к нам приедут со всей России наши друзья, которые работают в искусстве, мы небольшой юбилейчик хотим «забабахать», – поделился Михаил.

Свою выставку представило художественное училище им Н.И. Фешина. Вдоль одной из аллей сада были развешаны плакаты с призывами о бережном отношении к экологии и нравственности в обществе. Вдохновением для создателей этих плакатов стало творчество Александра Родченко, его картины также можно было увидеть на фестивале.

На одной из площадок работал казанский художник Сирень Ганиев, а зрители окунулись в творческий процесс создания новой достопримечательности Казани. Среди десятка детей и взрослых, увлеченно рисовавших на мольбертах, обнаружился и другой казанский живописец – Альфрид Шаймарданов.

– По воле или по зову сердца, я увидел, что народ здесь ходит, а оказалось, что у организаторов здесь мольберты, кисточки, краски, и я как художник решил приобщить народ к творчеству. Здесь  у нас свободное вождение кисточкой по белому пространству. Люди свободны в своем волеизъявлении, – поделился он.

На другой площадке мастер-класс по рисованию был организован школой французского языка «Альянс франсез». Желающие порисовать расположились прямо на траве и, вовлеченные в творческий процесс, не отрывали взгляда от белых листов.