Светлана Дорожко, режиссер театра кукол Красноярска: «"Хаврошечку" в Казани я поставила не случайно»

В Татарском государственном театре кукол «Экият» ожидается премьера спектакля «Хаврошечка», Ставить его в столицу Татарстана приехала петербургская актриса, драматург, режиссер Красноярского театра кукол и обладатель национальной премии «Золотая маска» Светлана Дорожко.

Впервые побывав в Казани, она поделилась с корреспондентом «Событий недели» своими впечатлениями, а также приоткрыла занавес тайны, рассказав, чем особенна именно эта постановка «Хаврошечки».

– Светлана, вы впервые в Казани, как вам наш город? Каковы первые впечатления от облика театра кукол «Экият»?

– Я приехала в Казань ночью, села на такси, мы едем, и дорогой я восхищаюсь вслух: «А какая у вас трасса, а какие у вас строения возведены к Универсиаде!». А таксист говорит: «Погодите, вы еще не видели самой главной нашей достопримечательности!» Я спрашиваю: «А что же самое главное?» На что водитель отвечает: «Сейчас, сейчас… О! Смотрите! Это наш театр кукол!» И, действительно, здание театра производит сильное впечатление, оно очень красивое! 

Такое же сильное впечатление на меня произвели и артисты театра «Экият». Это люди очень жадные до работы, трудолюбивые, терпеливые, с большой энергией. Мне даже кажется, что это какая-то национальная особенность, потому что большая часть моей актерской группы – это татары. И они периодически общаются на родном языке между собой, что мне, конечно, не нравится (смеется). Я начинаю кричать: «Ну-ка, перестаньте! А вдруг вы обсуждаете меня, или что-то другое, что мне не надо знать». У здешних артистов много энергии, много желания работать, огонь в глазах.

– В одном из своих интервью, вы рассказывали о том самом спектакле по «чужой» пьесе, который привезли и в Казань, – о «Хаврошечке». На тот момент он ставился вами в Челябинске. И говорили о том, что в ходе постановки устали так, как никогда не уставали. Спектакль рождался в муках. А как все шло в Казани?

– Для меня это спектакль как был не прост, таковым и остался. Мы сейчас на последнем издыхании работаем – с утра и до позднего вечера. Спектакль сложный – даже не актерски, он сложен технически. Нам с художником хотелось придумать очень красивую визуальную историю. Мы пытались это сделать в Челябинске и отчасти сделали. Но на тот момент это была моя вторая или третья по счету постановка. И замах был большой, а сил, как оказалось, в определенный момент не стало. И какие-то вещи, которые не получились там или не совсем получились, я пытаюсь как-то улучшить уже здесь – в Казани. Я не случайно предложила именно «Хаврошечку» для постановки: было ощущение незаконченности. Здесь мы некоторые вещи сделали иначе и с художником, и по-актерски я некоторые аспекты переосмыслила. Да и как-никак пять лет прошло с той постановки в Челябинске. И сейчас мне очень интересно вернутся к этому материалу. Именно поэтому здесь я работаю с большим удовольствием.

– Сюжет «Хаврошечки» классический? Или в него привнесены некие изменения?

– В основе постановки лежит пьеса заслуженной артистки России Людмилы Савчук, в которой я даже какое-то время играла. В своем время она пыталась поставить этот спектакль в Ярославле, где я тогда работала актрисой. В пьесе действительно заложено небольшое отступление от сказки. Но в каком смысле отступление… Ну, например, сказка «Колобок» … Какой колобок и какой заяц, мы можем решать, как угодно. Колобок может быть инфантильным, может быть веселым. 

Русская народная сказка вообще оставляет много «воздуха» для фантазий постановщика. Также, как и «Хаврошечка», которая сама по себе является сказкой необычной: какие-то там три сестры, с глазами у них какие-то проблемы, мачеха, Корова… И драматург Людмила Анатольевна привнесла в эту историю переселение душ. Почему корова помогает Хаврошечке? Потому что душа умершей матери Хаврошечки живет в корове.

– Столь глубокая постановка, наверное, рассчитана на определенную возрастную категорию зрителей? Может быть не младше семи лет?

– У этого спектакля возрастная категория 5+, и я очень надеюсь, что не придут зрители более младшего возраста. Но мы попытались так спектакль простроить, чтобы в нем было что-то интересное и пятилетним детям, и дети постарше нашли бы свой интерес. Спектакль строится на контрасте: в нем есть и лирические сцены – как Корова во сне встречается с Хаврошечкой, а есть фарсовые, игровые моменты: например, как сестры выясняют между собой отношения, спорят, кто первый выйдет замуж. Вообще, «Хаврошечка» – это история про свадьбу. Героини, кроме мачехи, – это взрослые девушки, которые мечтают выйти замуж, и весь сюжет закручивается вокруг этой темы.

– А как скоро ждать татарстанским юным зрителям другие ваши постановки на сцене «Экият»?

– Об этом говорить пока сложно. Все-таки я приглашенный режиссер, если снова позовут – обязательно приеду в Казань еще раз.