Сто зрителей на концерте Supertatar, и тысячи – на концерте Фирзара Муртазина

Два символических для татарской музыкальной культуры концерта прошли в Казани в один день.
В зале «Пирамиды»  – на минуточку, на полторы тысячи мест – первый артист новой татарской эстрады, композитор Фирзар Муртазин отмечал 60-летний юбилей. А в НКЦ «Казань» (зал рассчитан на 300 мест) выступал музыкальный коллектив SUPERTATAR Rythm & Etno Band – этакий европейский взгляд на татарскую музыку.

Признаюсь, в «Пирамиде» меня не было, но, ни разу не сомневаюсь, что зал был полон. А вот в НКЦ зрителей было немного, примерно половина зала, включая самих музыкантов.

Тут невольно вспомнились слова фольклориста, этномузыканта Геннадия Макарова, произнесенные на днях: «Татары всю жизнь превозносили себя выше Востока, причисляя к европейским народам, но так и не стали частью Европы». Европейский взгляд на татарскую музыку не смог заинтересовать и сто человек, зато взгляд на эстраду глазами Фирзара Муртазина интересен для тысячи татар.

Фирзар Муртазин – один из самых популярных исполнителей конца 80-х – начала 90-х годов, музыкант, основавший новую татарскую эстраду. Салават Фатхутдинов – его преемник в эстраде.



Лично меня на юбилее легенды не было, поэтому далее изложу свои мысли о выступлении коллектива Super Tatar.

Сказать, что концерт был великолепный – ничего не сказать. В первом отделении показали документальный фильм о коллективе, снятый в Финляндии, во втором отделении выступил фольклорист и этномузыкант Геннадий Макаров, в третьем сцена принадлежала SUPERTATARам.



Участие в концерте Геннадия Макарова руководитель музыкального коллектива Дениз Бадретдин объяснил очень просто: «Мы пригласили Геннадия-эфенди, чтобы он показал нам истинно татарские музыкальные инструменты и дал послушать древние народные мелодии и мотивы. Он работает с народной музыкой, мы – с современной. Сумеешь их соединить – значит, движешься вперед. Сегодня будут эксперименты в этом направлении».

«Народ не знает другие национальные инструменты, кроме гармони. А она пришла из Европы. Меня тоже часто обвиняют, что я гитарист. Да, гитара, так же как и гармонь, пришла из Европы», –  сетует финский татарин Бадретдин.



Коллективу Super Tatar пришлось временно расстаться со скрипачкой – и это внесло определенные изменения в музыкальное направление. Иркэ Гайнемухамметова, кстати, она первый человек, кто поднял на татарскую эстраду скрипку, готовится к главной роли своей жизни – стать мамой. Поэтому ее место временно ли (надолго ли?) занял гитарист Азат Гильмутдинов. «Вместо скрипки пришли гитара и Азат. А вместе с Азатом пришли элементы джаза и рока», – отмечает Дениз Бадретдин.

Еще одна новость коллектива – новая солистка. Гузель Камалова знакома эстрадному зрителю по группе «Болгар кызлары».



Концерт начался с песни Дениза Бадретдина «Эзермесен кеше туганым». Немало ретро-песен коллектив представил в новом звучании. В частности прозвучала песня из репертуара Ильгама Шакирова «Чыгарсынмы каршы алырга?» (музыка Валерия Ахметшина, слова Дамира Гарифуллина) в стиле джаз. Совсем другое звучание обрела композиция из репертуара того же Ильгама Шакирова «Бик еракта идек без» под аккомпанемент вокально-инструментального ансамбля. Зал тепло воспринял и песню «Ак каен»  (слова Зия Ярмаки, музыка Масалима Валиева), и народную песню финских татар «Сулар буйлап».



Большим, и замечу, приятным сюрпризом SUPERTATAR для более старшего поколения стала песня «Эссалэмегалэйкум» Мусы Маликова в исполнении самого Мусы через 30 лет.

«Эту песню Резеда Ахиярова и Гусман Сада написали для меня. Я даже не успел его выучить – Муса выпросил себе», – вспомнил во время концерта Рустем Маликов. Так песня прославила Мусу, Муса – песню. Позднее Муса исполнял ее на концертах в Германии. Но Европа восприняла песню спокойно, а у нас, я это хорошо помню,  в 1988 году она была очень и очень популярна. Мы услышали знакомую всем песню из уст уже возмужавшего, получившего европейское образование и опыт Мусы Маликова. Так хочется, чтобы это исполнение послушала широкая аудитория, чтобы зрелый Муса исполнял ее вновь и вновь.



Концерт, конечно, был коротковат, и, конечно, его не хватило.

«Подготовка концерта дается нелегко, требует затрат и не дает прибыли», – грустно отшутился Дениз Бадретдин.

По моему скромному мнению, вот кого должны взять под крыло чиновники по вопросам культуры! Вот кого должен возить по миру Всемирный конгресс татар! Вот такую музыку мир должен воспринимать как истинно татарскую!


Коллектив основали музыканты, живущие в Европе и получившие европейское образование. Именно коллектив SUPERTATAR Rythm & Etno Band и есть тот самый «Ветер перемен»! Тут тебе и джаз, и блюз, настоящая татарская этномузыка.

А мы все еще пытаемся изобрести велосипед…

P.S.: Есть предложение для поэтов и всех, кто к оным себя причисляет. Коллектив SUPERTATAR Rythm & Etno Band думает над слоганом. Он должно начинаться словами «Супертатар» и далее красиво раскрыть суть проекта – его и надо придумать. Пока же есть варианты «Супертатар завоюет мир», «Супертатар будет жить вечно» и даже « Супертатар: Париж – Дакар». 

Справка

Идейный вдохновитель международного проекта «SuperTatar» – музыкант из Финляндии Дениз Бадретдин. В первом составе были саксофонист Муса Маликов, басист Ильнар Фатыхов, ударник Тимур Сапаров и скрипачка Иркэ Гайнемухамметова.