На волне федеральных приоритетов
Проект реконструкции Казанского ТЮЗа, сообщила во время встречи-экскурсии по территории театра его директор Айгуль Горнышева, попытается претендовать на федеральное финансирование.
«Существует федеральная программа реконструкции детских театров и ТЮЗов. У нас есть время, чтобы подготовить документацию и попасть в нее. Но не так много», – рассказала она.
Министерство культуры России, к слову, представило правила субсидирования модернизации региональных ТЮЗов и кукольных театров совсем недавно – 16 октября. Ведомство предлагает дополнить этими правилами существующую госпрограмму «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы.
Из федерального бюджета, как стало известно 2 октября, на реконструкцию Брянского театра для детей и юношества будет направлено 127 млн рублей. Работы начнутся в 2020 году. А 10 октября министр культуры России Владимир Мединский пообещал из средств федеральной программы по модернизации региональных ТЮЗов провести и реконструкцию Омского театра юного зрителя. Местный Минкульт начал готовить смету.
Общая площадь Казанского ТЮЗа после визита и решения Президента РТ о передаче театру нескольких зданий и внутренней территории исторического квартала увеличилась вдвое. Сейчас это 7 тыс. кв. метров, из которых 1,6 тыс. занимают старинные постройки, требующие серьезного обследования перед включением в грандиозный проект реконструкции.
Профессиональные архитекторы к разработке преображения пространства еще не приступали, поскольку пока нет технического задания. Однако в поисках оригинальных идей и современного видения Театра юного зрителя в КГАСУ состоялся воркшоп с участием студентов-архитекторов из 12 российских городов и киргизского Бишкека.
«Удивительные ребята с горящими глазами, без шор, без границ, без стереотипов. Смелые, дерзкие идеи были, которые даже кажутся сумасшедшими и нереальными. Для нас это такая пища, кузовок идей! Одна другой интереснее: будем их отбирать и к реалиям приспосабливать», – поделилась впечатлениями от студенческих инициатив Айгуль Горнышева.
Назад в прошлое
Переданный ТЮЗу двор с его историческими постройками и само здание театра – свидетели купеческих судеб нескольких знатных семей Казани того времени.
В 1839 году, как рассказал «Татар-информ» заместитель директора ТЮЗа Виктор Иванов, два брата Василий и Козьма Романовы, купцы-хлебопромышленники из старообрядческой среды подали прошение руководству Казанской губернии об открытии хлебной лавки и строительстве амбара на улице Вознесенской (теперь это улица Островского).
Сейчас здесь, на Островского, 12, располагается, как обозначил его собеседник агентства, «пивное заведение». Позже рядом стали строиться склады (амбары) – сначала из дерева, потом по второму прошению уже в камне и в два этажа.
В наше время это аккуратное вытянутое здание с розовым фасадом со стороны Булака (Право-Булачная, 41/11) и колоритными колоннами из красного кирпича со стороны двора ТЮЗа. Во дворе в крайне ветхом состоянии находится и жилой флигель с подлинными белокаменными деталями.
Купцы Романовы относятся к поколению, предшествовавшему другим крупным хлебопромышленникам Казани – Шамову и Оконишниковым. К началу 1850-х наиболее удачливый из семейства Василий Романов, помимо владения огромным домом на Вознесенской (Островского, 11/6 – здание напротив ТЮЗа, в прошлом клиника Клячкина), входил в первую гильдию купечества – был крупным предпринимателем и торговал на Нижегородской, Ирбитской (Свердловская область) и Мелекесской ярмарках, а также в столицах и портах. Он имел паровую мельницу и одним из первых купил буксирный пароход.
Здание, где сейчас располагается непосредственно ТЮЗ, в начале XIX века было домовладением купца Подуруева и состояло из жилого дома, флигелей и служб. Позже, когда сосед-купец Василий Романов выдал свою дочь Ольгу замуж за основателя Усадского спиртзавода Ивана Журавлева, тот объединил фасады построек в единый доходный дом. Затем комплекс перешел к Казанскому купеческому собранию (Восточный клуб), а после революции здесь разместился Дом татарской культуры, Театр Красного Октября. Известно, что в этом здании бывали Максим Горький и Габдулла Тукай.
Что имеем
В советский период дворовые постройки и пристрой к существующему ТЮЗу использовались как жилые помещения. Из смежного здания люди выехали только в 1995 году, вскоре в театре случился пожар. Последовала первая реконструкция, однако работы не были завершены. За внешне эстетичными фасадами на верхнем этаже до сих пор остаются ветхие помещения. Из-за отсутствия специального помещения тут хранится часть декораций.
Как отметила руководитель театра, коллектив Казанского ТЮЗа работает в стесненных условиях, не имея также полноценных рабочих мест, необходимых цехов и располагая лишь одной сценой. Планы реконструкции, тем более в расширившемся пространстве, – возможность развиваться не только внешне, но и внутренне.
«Здесь предполагается дополнительное репетиционное пространство, которое может быть и камерной сценой в том числе. По размещению на потолке ферм (несущие конструкции для оборудования сценических площадок – Ред.) видно, что здесь можно будет и все световое оборудование установить. Будет возможно не только репетировать, но и показывать для зрителей в малом пространстве постановки, которые требуют именно камерности. А также разместим в этой части здания администрацию, гардеробную, небольшой буфет и, возможно, гримерки», – поделилась планами Айгуль Горнышева, подчеркнув, что сейчас некоторые постановки проходят на сцене творческой лаборатории «Угол».
В сводчатом подвале здания на полу обнаружены следы от трех больших бочек – диаметром в 1,5 метра. По всей видимости, это были винные погреба.
Исторически, защищая соседний двор от распространения пожара, его отгораживает брандмауэр – противопожарная кирпичная стена. Вдоль нее стоит небольшой домик, явно не хозяйственного предназначения – тот самый флигель с белокаменными элементами. Служители театра прозвали его «архивный домик» – здесь хранятся архивы Татарского театра юного зрителя имени Кариева, в чьем распоряжении до недавнего времени был этот двор. По словам главного инженера театра Ильдуса Букаева,здание по плану БТИ имеет категорию жилого, в советское время в нем жили актеры Татарского ТЮЗа.
«Еще в 2002 году, когда был министром культуры Тарханов (Ильдус Тарханов, министр культуры РТ в 1999 – 2005 годах – Ред.), мы сюда приходили, а из этого здания нам навстречу выходили жильцы. Он еще удивился, что они тут делают», – рассказал Ильдус Букаев.
Из длинного здания ломаной формы напротив архивного домика (это и есть в прошлом доходный дом, собранный воедино купцом Журавлевым из отдельных построек) постепенно переезжает Татарский ТЮЗ. В будущем этот дом снова примет жильцов – здесь предполагается организовать хостел для гостей и гастролеров, а также общежитие для сотрудников.
«Это расширяет возможность приглашения специалистов. Здесь могут быть номера для приезжих участников, например фестивалей, потому что есть задумка по его организации», – акцентировала Горнышева.
Необычно колоритная постройка находится в глубине двора и в то же время по внешней стороне квартала с улицы Право-Булачной. Невысокая краснокирпичная колоннада здесь тем удивительнее и ценнее, что здание это и есть те самые амбары (лабазы), на строительство которых еще в первой половине XIX века просили разрешения купцы Романовы. Внутри строение имеет своды. Предположительно некоторое время здесь могла размещаться конюшня. Весной 2016 года постройка получила статус выявленного объекта культурного наследия.
Здание ТЮЗа на Островского, 10 также обладает особым статусом – это памятник архитектуры регионального значения.
Архитектурная (д)осада
Как призналась директор театра, идея реконструкции его дворового пространства не нова. Татарский ТЮЗ передал «наследникам» проект конца 90-х годов, который создавался при ныне покойном директоре Фариде Хабибуллине (руководил театром с 1987 по 2001 год). Тогда перекресток Право-Булачной и Кави Наджми еще не был занят высоким зданием ФСС, и на всей территории уже в то время планировался театральный квартал.
«Фарид Хабибуллин был деятельный, активный человек, хотел, могу предположить, некое объединение территории и двух театров. Ведь Татарский ТЮЗ очень долго не имел своего здания», – пояснила Горнышева.
На месте ФСС, уточнил Виктор Иванов, планировалось построить здание для ТЮЗа, кроме того, было намерение организовать декорационные цеха, склады для декораций. Частично была реализована идея соединить полуподземной галереей противоположные стороны квартала – от брандмауэра до здания бывшего доходного дома со стороны Кави Наджми. Подкоп можно заметить, присмотревшись, вдоль лабаза с колоннадой – получилось как бы подполье под открытым небом.
Проектирование территории выполняла доцент КГАСУ, заслуженный архитектор Татарстана Карина Мусина. «Подземная галерея», сразу акцентировала она, не имеет отношения к истории.
Она подчеркнула, что, занимаясь реставрационной работой по восстановлению театра, хотела сохранить пространство купеческой усадьбы для создания музея об этапах развития домовладения Подуруевых – Романовых – Журавлевых – Григорьевых, их доходных домов (здания клиники Клячкина и Купеческого собрания), торговых лавок.
«То есть проект я делала под театр, но здание большое, поэтому с надеждой, что и для музея могли бы найти угол и даже не угол, а раздел в театральном музее для придания социальной значимости и привлечения посетителей. Материала много, хотелось бы показать казанцам», – сообщила Карина Мусина.
По мнению собеседницы, поскольку Клуб Купеческого собрания был центром общения его членов, почетных граждан, гласных Городской думы, в таком музее уместно было бы представить документы, книги, мебель, посуду, одежду и обувь конца XIX – начала XX века. Подобные, отметила она, существуют, например, в Козьмодемьянске, Елабуге и т.д.
«Все очень-очень испорчено – даже трудно узнать. А был хорошо сохранившийся двор середины XIX века – даже подлинный газовый фонарь висел! Всё можно было сохранить, музеефицировать и ставить спектакли в подлинных стенах. Корова чудесная, знакома мне, хотя уже не помню, из какого она спектакля. Ее тоже можно было сохранить, а не на чердак…» – с сожалением констатировала архитектор Карина Мусина, через 20 лет после своего проекта увидев состояние территории в фоторепортаже «Татар-информа».
Горизонт театральных преображений
Реконструкция такого большого пространства, наследником которого год назад стал Казанский ТЮЗ, дело небыстрое. Около года уйдет только на проектирование, подчеркнула директор театра Айгуль Горнышева. В работе, помимо непосредственно архитекторов и реставраторов, будут задействованы Министерство культуры РТ, Министерство строительства РТ, Комитет РТ по охране объектов наследия и другие ведомства.
Федеральная программа модернизации ТЮЗов как подпрограмма большого проекта «Развитие культуры и туризма» к настоящему моменту рассчитана до 2020 года включительно. Давние желание и потребность в реконструкции театра имеют шансы совпасть во времени и пространстве с заявленными федеральными приоритетами в области культуры (согласно опубликованным данным, в 2020 году на реализацию программы «Развитие культуры и туризма» планируется выделить 80,7 млрд рублей).
Нет комментариев-