Мартин МакДонах в Казани: «Королева красоты» – драма о ненависти близких людей

В Казанском драматическом театре имени В.И.Качалова состоялась премьера спектакля «Королева красоты» Мартина МакДонаха от создателя фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Главная героиня пытается ужиться со своей матерью-инвалидом, и при том построить свою личную жизнь.

В главных ролях: Елена Ряшина и Антонина Иванова. Корреспондент Sntat побывал на спектакле и рассказывает, как Илья Славутский поднял вечную тему женского счастья.

Театр – это всегда территория экспериментов. Постановка пьесы «Королева красоты» - довольно необычно на сцене театра Качалова, потому что это современная притча, а не привычная зрителю классика. Эта пьеса ирландского драматурга и режиссера, а написал он ее в Лондоне всего в 26 лет. Илья Славутский – уже известен казанскому зрителю своими неординарными постановками, на его счету уже достаточное количество успешных романов идущих на сцене. И в этот раз он поднял важную и извечную тему: взаимоотношения матери и дочери, в борьбе за право личной жизни.

Однако самое интересное в «Королеве красоты» отнюдь не все вышеизложенное, а то, как изящно и тонко режиссер, справляется с этой темой. Затрагивая тему взаимоотношения родителей и детей, а в данном случае 70-летней матери и дочери, наверное, каждый начинает задумываться о своей личной истории. А решение, придуманное Славутским, позволяет взглянуть на знакомую многим трагическую ситуацию под новым углом.

Впервые на сцене мы видим дочь, красавицу из Линена – Морин (Елена Ряшина) в их с мамой Мэг (Антонина Иванова) доме. Они собираются праздновать 70-летие мамы. Мать сидит в инвалидной коляске, дочь готовит ей праздничный пирог. Мэг возмущается, почему это две ее другие дочери, которые живут отдельно, даже не заказали ей поздравлений по радио.

И это только начало. Позже приезжает возлюбленный Морин – Пато Дули (Марат Голубев) из Лондона. 20 лет назад, когда Морин была королевой красоты их связывали романтические отношения. Он спрашивает женщину о том, как ее мать, жива ли еще. Становится ясно, что мама Морин была против их отношений, что 20 лет назад, что сейчас и всячески препятствовала их развитию. Морин – так и не вышла замуж, а Пато – так и не женился. «Королева красоты» - виртуозно выстроенный спектакль. Он был поставлен на малой сцене, и не случайно! Главная героиня – Морин находится в постоянном диалоге со зрителем, она не боится заглянуть в глаза каждого. Страдает ли она о своей утраченной и испорченной судьбе, или же когда радуется мелочам. И пусть к финалу ситуация проясняется, даже в самый кульминационный момент тебе кажется, что этот процесс взаимоотношений мог бы длиться бесконечно. Собственно, столько они и длятся для несчастной Морин, заблудившейся в собственных мыслях об утраченной личной жизни.

«Я хочу писать такие пьесы, которые бы немного встряхнули людей» — эти слова принадлежат ирландцу, автору пьесы Мартину МакДонаху. «Королева красоты» - как раз тот случай. Большой эксперимент – на малой сцене. Так Славутский решил две прикладные задачи. Во-первых, избавляется от сентиментальности, показывает, какой может быть судьба женщины, не принадлежащей себе всю жизнь. Во-вторых, создает предпосылки к предсказуемой интриге, сводящейся к строчкам из Раскольниковского «Тварь ли я дрожащая или право имею?».

Режиссеру хватает такта, чтобы не выпячивать очевидные метафоры, оставив их достраивание внимательному зрителю: допустим, звезды над домом семьи Фоланов передают ощущение некой надежды на светлую жизнь. Или взять музыку. В спектакле звучат музыкальные темы группы «The Cranberries» и ирландские народные мелодии (особенно громкого в моменты отчаяния) в обработке и исполнении инструментальной группы театра.

Так в жизни многих присутствует момент выбора во взаимоотношениях детей с родителями, а над извечной темой женского счастья и обязанностью перед родителями, веет дух трагических судеб.