«Матильда» Алексея Учителя: Николай II с человеческим лицом и много эротики

Что рассказал Учитель зрителю, и как казанцы встретили скандальную премьеру - в обзоре «Татар-информ».

Корреспондент ИА «Татар-информ» отправился на самый ранний показ фильма «Матильда» в день российской премьеры, чтобы разобраться, стоило ли раздувать такой скандал вокруг киноленты и что обо всем этом думают казанские зрители.

Первые электронные билеты на премьерные показы «Матильды» Алексея Учителя в Казани появились около месяца назад. Один из них мы и приобрели, поэтому в кассе нужно было лишь назвать номер покупки. Зайдя в торгово-развлекательный комплекс, в котором расположился кинотеатр, мы увидели несколько постеров к фильму, а на кассе была разложена стопочка флаеров. Придя за 15 минут к кассе кинотеатра, мы увидели очередь. Большая часть людей, стоявших в ней, пришла ради «Матильды».

В зале, рассчитанном на 50 человек, практически не было свободных мест (это десятичасовой сеанс в четверг). Ожидая увидеть здесь студентов, прогуливающих пары, мы были удивлены: почти все зрители, пришедшие на самый первый и вместе с тем ранний показ работы Алексея Учителя, — женщины преклонного возраста. На вопрос о том, чем заинтересовал фильм, все отвечали: «Ну он же нашумевший, скандальный!»

Как только закончились рекламные ролики и начались первые кадры «Матильды», буквально к каждому, кто все еще пользовался мобильным телефоном, подошла работница кинотеатра с просьбой отключить электронные устройства. Во время всего показа у выхода стоял один сотрудник охраны и две сотрудницы кинотеатра. Если кто-то из них видел мобильник в руках зрителя во время сеанса, то непременно подходил к нарушителю спокойствия.

А стоило ли так паниковать?

Фильм наделал много шума задолго до первого показа. Депутат Госдумы Наталья Поклонская требовала запрета показов ленты, поскольку, по ее мнению, «Матильда» Учителя оскорбляет религиозные чувства, а митрополит Волоколамский Иларион назвал картину «апофеозом пошлости». И лишь после первого показа можно ответить на вопрос: а стоило ли так паниковать?

Первая откровенная сцена: во время выступления у Матильды Кшесинской, первой примы-балерины Мариинского театра отрывается одна из лямок платья, так что обнаженная грудь становится объектом всеобщего обозрения. От удивления сидящий в зале цесаревич Николай Александрович поднимается со своего места — в этот-то момент между ними и пробежала искра. Надо сказать, что грудь польской актрисы Михалины Ольшанской и впрямь слишком часто мелькает в кадре. Из-за этого может сложиться впечатление, что именно вид обнаженного тела затуманил разум будущего последнего императора. Но скорее всего его покорила стать и невозмутимость Кшесинской, которая с блеском закончила свою партию и ничуть не была смущена произошедшим.

Шумиха вокруг фильма поднялась после первого трейлера, где была показана большая часть всех постельных сцен в «Матильде». Надо сказать, что это не пошло, а красиво: мягкий свет, приглушенные цвета и сплетения тел. Наверно, никто бы и не обратил на этот фильм внимания (кинематограф видел и более откровенные постельные сцены), но ведь здесь речь идет о будущем императоре Николае II, который, как и вся царская семья, был канонизирован в лике страстотерпцев.

Алексею Учителю стоит поаплодировать за то, что он не побоялся показать Николая II человеком, страстно любящим, ошибающимся, боящимся сделать непоправимую ошибку. Всем он известен как последний российский император, но, как сказал император Александр III, роль которого исполнил Сергей Гармаш, цесаревич только с виду такой взрослый. На деле же это не готовый к жизни молодой человек, на которого разом обрушился титул государя и выбор между Матильдой Кшесинской и объявленной невестой, немецкой принцессой Александрой Федоровной. Во время фильма Учитель показывает становление характера будущего императора, ведь в конечном итоге Николай II делает выбор в пользу Российской империи, которую он должен крепко держать, как завещал отец.

Еще один повод для критики фильма — выбор иностранных актеров на главные роли. В частности, цесаревича Николая Александровича сыграл немецкий актер Ларс Айдингер, известный по работе в «фильмах для взрослых». С другой стороны, роль в «Матильде» ему удалась, да и внешнее сходство с российским императором сыграло на пользу.

Особых похвал достойна актриса Михалина Ольшанская, сыгравшая Матильду. На фотографиях актрисы в личной жизни в ней трудно угадать ту роковую красавицу из фильма Алексея Учителя. Гордый взгляд, стать, легкие движения и манящая улыбка Матильды, какой она показана в картине, сражают каждого зрителя, так что понятно, почему в нее без памяти влюбился будущий государь Российской империи. При том Матильда — человек со стержнем: она готова исполнить фуэте в 32 оборота, чего прежде не делала ни одна русская балерина. Ей не страшны угрозы, что она больше никогда не выйдет на сцену и будет гнить в кабаках до конца своей жизни. Ради своей любви она готова на все, так что героине Ольшанской зритель искренне сопереживает к концу фильма, ведь она остается ни с чем.

Кроме того, большая часть критики обрушилась на «Матильду», поскольку с первого трейлера он подавался как исторический блокбастер. При этом впоследствии Алексей Учитель подчеркивал: фильм художественный. Наш совет: просто смотрите этот фильм, не задаваясь вопросом, было ли это на самом деле. Это просто красивая история любви, которая придется по душе и женщинам (каждая мечтает оказаться на месте Матильды и пережить такие чувства), и мужчинам (привлекательная внешность Михалины Ольшанской, эротика, замах на историчность).

Зрители о фильме «Матильда»: «Не знаю, почему его ругают»

Сразу после показа мы обратились за комментариями к зрителям, которые одними из первых увидели «Матильду» в Казани.

«В этом фильме безумная любовь Николая II. Я, конечно, читала, но не думала, что до такой степени. Я думала, что ее специально подослали, чтобы она парня развлекла, а видите, как получилось», — поделилась с нами пенсионерка пенсионерка Мадина Хафизова.

«Мне фильм понравился. Не знаю, почему его ругают. Постельные сцены в пределах нормы — это просто эротично. Больше всего в этом фильме переживала за маму Николая II, а такие женщины, как Матильда... Они всегда были, такие находят себе и мужчин, и дорогу в жизни», — считает Алина Каримова, которая пришла на показ с мамой.

«В девяностые годы очень много книг было, про страсть Николая II к Кшесинской я читала. Там, между прочим, ничего грязного не было, а тут показали постельные сцены, но не явно. Это тоже хорошо они сделали. Чистый и порядочный мужик Николай II, все что могу сказать», — считает Лия Агзамова.

Еще до показа мы обменялись мнениями с Анной Обужанской. Она приехала в Казань погостить, а так живет в Литве. Анна и прежде смотрела фильмы Алексея Учителя и считает его талантливейшим режиссером. Фильм «Матильда» ее не разочаровал.

«Постельные сцены? Я не акцентирую на них внимание. Тут ведь важна сама история, картинка, смысл. Я слышала, что фильм скандальный, что его пытались запретить. Но сейчас ведь время Интернета, все равно все будет в открытом доступе, так что запрещать бесполезно. Я в восторге от фильма, Алексей Учитель потрясающий!» — заключила она.