Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

Режиссер сериала «Зулейха открывает глаза»: «Я не понимаю, зачем татары обижают своих»

Режиссер сериала «Зулейха открывает глаза»: «Я не понимаю, зачем татары обижают своих»
На телеканале «Россия» завершился показ сериала по одноименному роману Гузель Яхиной. О татарских родственниках, списке ссыльных с именами мусульманских деятелей, просьбе коммунистов снять сериал и актерском таланте медведя рассказал режиссер сериала Егор Анашкин в интервью Андрею Кузьмину.

Здравствуйте, Егор! Поздравляю вас с премьерой. Судя по рейтингам, она удачная, и большое количество людей посмотрело сериал. Как вы относитесь к такой популярности сериала?

Когда мы работали, то не предполагали, что сериал вызовет такой резонанс. Мне приятно, что люди смотрят и большинству наша история нравится. Мы старались делать честно и потратили на это все наши силы. И в итоге тема оказалась волнительной для людей и всех заинтересовала.

Как вы начали работать над сериалом? Вас пригласили или это была ваша инициатива?

Гузель Яхина написала историю Зулейхи в качестве сценария, когда училась в киношколе, потом переписала его в книгу. После канал «Россия» купил права на экранизацию, и потом сериал предложили делать мне. Мне история понравилась, и я с радостью за нее взялся. 

Когда вы впервые познакомились с романом Яхиной? 

Рамиль Гали

Мне посоветовал его однокурсник, и получилось так, что сначала я прочел книгу, и потом мне предложили воплотить историю на экране. 

Как вы начали общение с Гузель Яхиной?

Нас пригласили на канал «Россия». Гузель было важно, чтобы при переписывании сценария и экранизации мы с уважением относились к автору и не переиначивали историю. Мы пытались максимально передать настроение и мысль книги. Я об этом сразу сказал Гузель, и ее это успокоило. Мы старались быть внимательными к книге, потому что она прекрасна и того стоит.

Много ли Яхина вносила правок в сценарий? 

Султан Исхаков

Ей было важно, что получится в итоге. С другой стороны, она чуткий человек. Когда она отдала бразды правления творческой группе, то уже не вмешивалась и лишь изредка высказывала свое мнение. 

Писательница выразила мнение, что режиссерская версия сериала ей нравится больше телевизионной. Расскажите, пожалуйста, о двух этих версиях.

Двух версий не было. Работа продолжалась долго, и у нее были разные этапы, и была собрана сначала одна версия сериала, она же режиссерская. Далее в нее вносили правки, и история, которую зрители увидели на экране, тоже режиссерская. За моей спиной сериал не монтировали. К той версии, которая понравилась Гузель, я бы относился как к промежуточной, потому что ее предстояло доделать и поменять акценты. 

При этом для канала была важнее история любви Зулейхи и мелодраматическая составляющая. Но я не вижу никакого противоречия и не думаю, что мы пошли против книги, когда перераспределили акценты. 

Татарские корни, сериал о прощении и враги телефильма

Как происходило ваше погружение в материал? Что вы знаете о татарском народе и его обычаях? Есть ли у вас среди родственников татары?

Я погружался постепенно. Во-первых, у меня бабушка татарка, а моя прабабушка была дочерью муллы. Поэтому татарские корни у меня есть, и мне это все интересно. Сейчас я знаю о татарской культуре гораздо больше, чем до того, как я начал заниматься сериалом. Нам пришлось прочитать кучу документов, посмотреть огромное количество материала и проконсультироваться с большим количеством людей, в том числе с историками и директорами музеев. 

Поэтому я думаю, что мы не сильно что-то нарушили, показывая быт. Скорее, в одной татарской деревне кто-то помнит, что было вот так, а в другой иначе. Мне кажется, здесь спорить бессмысленно.

В целом все происходило под чутким и внимательным наблюдением уважаемых татарских деятелей, поэтому мы максимально старались нигде не соврать. 

Начиная от каких-то деталей в костюме. Например, конкретному актеру нужно было создать художественный образ, надевая на него пальто или шапку. Здесь нужно думать о художественной целостности кроме соблюдения исторической правды и как-то балансировать между ними. 

О чем вы снимали сериал как режиссер?

Мы снимали сериал о силе человеческого духа. Человек способен много преодолеть и остаться при этом человеком. Он способен любить и прощать. И о том, что даже забитая татарская девушка может найти в себе огромные внутренние душевные ресурсы, проснуться, открыть глаза, стать личностью и простить своих врагов. Мы снимали эту историю о прощении.

С художественной точки зрения, вам было все равно, будет ли героиня татарской, башкирской или удмуртской девушкой?

С этой точки зрения – да. Потому что прелесть романа Гузель, который перевели на большое количество языков и который стал интересным большому количеству людей во всем мире, в том, что проблемы и ценности в романе универсальные и общечеловеческие. Они не зациклены внутри маленького общества. Мне было важно и то, что это история про трагедию и драму татарского народа. При этом мы обращались к общечеловеческим ценностям. 

Вы нажили себе врагов в лице коммунистов, для вас это стало неожиданностью? 

Для меня это было неожиданно, но врагами я никого не воспринимаю, поэтому пусть это будет на их совести. Есть исторические факты, и, к сожалению, наша страна пережила ужасные периоды, и отрицать их бессмысленно. Кино наше не об этом, поэтому не вижу причин ссориться и спорить.

Чулпан Хаматова, актерская работа и взлет для Евгения Морозова 

Как вы подбирали актерский состав?

Отбор происходил классическим образом. Мы садились с кастинг-директором и начинали с ним обсуждать персонажей и возможных актеров. Потом собралось некоторое количество идей, и все они тестировались. Актеров приглашали на кастинги.

Гузель Яхина высказывалась, что хотела бы видеть в главной роли Чулпан Хаматову. В этом ваши желания совпали?

Да, здесь мы абсолютно все совпали. Никакого противоречия не было. Мне эта идея нравилась с самого начала. Я надеялся, что Чулпан согласится. Я был бы счастлив! Она согласилась, и тут вообще все звезды совпали. Поэтому ура нам всем: Гузель написала, Чулпан сыграла, мы сняли. 

С Чулпан вообще отдельная история. Она большая молодец. Я очень счастлив, что она сыграла.

Как вам с ней работалось?

Очень хорошо, творчески. Где-то мы спорили, где-то она отстаивала свое мнение. Ей все время казалось, что мы недостаточно жестко показываем те репрессии. Потом мы с ней разговаривали, и я ей сказал: «Чулпан, не о том мы спорили». Оказалось, что наше «недостаточно жестко», оказалось «более чем».

Ее вообще очень задевают эти национальные, религиозные вещи, которые сейчас высказывают?

Я не понимаю, зачем татары обижают своих. Я считаю, что этим нужно гордиться. Ваша актриса, татарка, делает вашу культуру популярной для огромного количества людей. Она этим занимается, она играет. Почему надо ее гнобить и оскорблять, я не понимаю. 

Я считаю, что Чулпан – огромная молодец в том, что она делает, и в творчестве, и как человек. Например, за ее деятельность в фонде «Подари жизнь» я преклоняюсь перед ней. Считаю, что ее незаслуженно обижают. Но, по-моему, у нее есть уже достаточный иммунитет и закалка к подобным нападкам, и она это воспринимает адекватно и спокойно. 

Меня очень потрясла сцена, когда она отказывается от Ивана, чтобы спасти сына. Эта потрясающая актерская работа. А вам как режиссеру какая сцена с Чулпан больше всего понравилась?

Есть сцены, которые у меня вызывают сильные эмоции. Мы прям чуть не рыдали на площадке, когда она это играла. У нее настолько сильная энергетика, что она просто сшибает ею с ног. Чулпан – очень мощная актриса, кто бы что ни говорил.

С актерами вам хорошо работалось? Вы со всеми нашли контакт? Может, у кого-то после сериала звездная карьера пойдет в гору.

Я уверен, что нашему главному герою – Жене Морозову – дальше будет больше везти, потому что он этого заслуживает и достоин. Он замечательно все сыграл.

Мы находили общий язык со всеми – это нормально. В этом и есть наша работа: актерам – играть, у меня – с ними договариваться. 

Егор, а вы режиссер-деспот или позволяете импровизировать?

Не знаю, как вам ответить. Наверное, лучше спросить у актеров – им виднее. Я себя со стороны не вижу. Иногда мне кажется, что я перегибаю палку, и потом бывает неловко. 

Какие сцены потребовали больше всего дублей?

Я вообще делаю много дублей – это моя беда. Мне хочется, чтобы было лучше, это какой-то перфекционизм. 

Актеры уставали, нервничали, ругались?

Нет. Только монтажеры, которые разгребали большое количество отснятого материала. Актеры если понимают, что мы делаем, очень адекватно все воспринимают и готовы играть и делать несколько дублей. Понимают, что в этом нет ничего страшного. 

Каскадеры, длительный постпродакшн и медведь

Кстати, о монтажерах. Почему так долго шел монтажный период? Когда мы разговаривали с Гузель, она анонсировала выход сериала чуть ли не в октябре-ноябре. 

Мы старались все доделать, отшлифовать. После октября шла отдельная работа над звуком, который мы не успевали доделать, титры, чтобы они были красивыми. 

Если бы прямо сказали: «Всё, выпускаем в октябре», мы бы успели, но я очень благодарен каналу, что они никуда не торопились и дали все спокойно доделать. Обычно начинается: «Скорее-скорее», и получается неважно как, а здесь все очень чутко отнеслись к ситуации и дали возможность все довести до ума. Это прекрасно. 

Удачно совпало с пандемией, когда все люди дома сидят.

Знаете, никто не мог предположить, что так будет. Как получилось, так получилось. Конечно, этого никто не загадывал. Мы и снимали все два года назад, тогда еще никто и представить не мог, что так будет. 

Чулпан рассказывала, что была сцена, где она чуть не утонула. Насколько с технической точки зрения было опасно? Работали ли каскадеры? Сцена, где Иван бежит по бревнам за катером, – это достаточно страшно. 

Каскадеры у нас были прекрасные и работали очень достойно. Естественно, для актеров все это было безопасно. Все режимы техники безопасности были соблюдены. Их задача была сделать так, чтобы в кадре это выглядело страшно, опасно, драматично. Я рад, что мы все справились. 

Никто не погиб, не травмировался?

Нет, слава богу. Все было хорошо. Хотя мы знаем, что бывают разные истории на разных проектах. 

А медведь?

Медведь вообще был добрый и чудесный. С ним потом фотографировалась вся группа. Он знал все команды. Например, когда он как бы мертвый, он, как и все собаки, знал команду «лежать» или «умри». Он тоже ложился, «умирал» и честно не шевелился.

Как его зовут? Откуда он?

Есть всего несколько медведей, которые снимаются. Они все наперечет. Этот медведь ехал с гастролей из Японии через все страну в Москву, а оттуда развернулся и поехал в Казань, чтобы сниматься. Он путешественник. Я не помню, как его зовут. Есть всего несколько адекватных медведей, которые снимаются. С животными всегда отдельная эпопея и отдельные сложности. 

Рычал он страшно. 

Молодец, он прям сыграл.

Критика сериала и благодарность Татарстану

Кто консультировал съемочную группу в вопросах по национальным костюмам, предметам быта, обычаям?

Кино – коллективное искусство, это работа большого количества департаментов. У художников по костюмам есть свои консультанты, которые лучше в этом разбираются. По быту мы консультировались с другими людьми: с директором Лаишевского музея, с экспертом из Казанского федерального университета. Прикрепленные к нам люди с Министерства культуры тоже помогали. У разных департаментов в связи с их спецификой были разные консультанты.

У департамента есть глава, который знает, к кому они обращались. Потом все стекается ко мне. 

Сериал очень критиковали за попадание имен мусульманских деятелей в списки репрессированных. Как это вышло? Недосмотрели консультанты?

Такое возможно. Но, вообще говоря, это абсолютная случайность, потому что список был огромный. Это было 20 или 30 страниц машинописного текста. То, что из них зачитывали страницы 6 и 8, а не 12-15, – это абсолютное совпадение. Никто никого ни в коем случае не хотел обидеть. Если вдруг так получилось, что так совпало и кого-то это задело, я готов принести извинения. 

Надеюсь, что все татарские религиозные деятели тоже понимают, что это в какой-то степени провокация и что кто-то просто хочет поссорить людей и столкнуть их лбами. Надеюсь, что у них хватит мудрости понять, что не стоит на эту провокацию поддаваться. У меня больше вопрос: зачем раздувать из этого скандал? 

Первый момент: если кого обидели – извините. Второе: это совпадение. Третье: даже если так получилось, имена прозвучали в контексте репрессированных и в числе духовных деятелей, как героев, святых. Разве кого-то можно обидеть, обозвав его святым? В чем тут оскорбление? Но если это сравнение кого-то задело, то я готов за это извиниться. Потому что это действительно совпадение. Невозможно было знать, что именно эти листы будут зачитываться, а не другие. 

Другой объект критики в соцсетях – очень много секса, там же еще и сцена в мечети.

Это опять передергивание акцентов. Заходят в разоренную мечеть наши переселенцы и вталкивают туда муллу. И он им говорит – это кощунство и так далее. Почему-то этот момент все пропустили. Но зато делают акцент на том, что удобно, – для скандала. 

Нужно разделять драматическое событие, показанное в фильме, и то, как мы сами к нему относимся. Большинство людей к этому относятся негативно: осквернять храмы плохо. И не нужно искать здесь какой-то злой умысел. 

Кому в Татарстане вы благодарны за помощь в съемках фильма? Как вы оцениваете этот период вашей жизни?

Мы благодарны огромному количеству людей. Нам помогали буквально все – огромное количество отзывчивых, добрых людей. И поэтому мне было особенно обидно за то, что татары ругают своих же. Это грустно и незаслуженно. Своих людей надо любить, уважать, особенно когда они пытаются сделать что-то для своего же народа. Мне непонятны нападки на татарских актеров, которые у нас снимались, – на мой взгляд, они все большие молодцы. 

Насколько Казань является кинематографичным городом? Как вам ее фактура?

Когда я в первый раз попал в Казань, то представлял ее себе совсем не так. Мне казалось, что это более восточный город с налетом сказок. А оказалось, это очень современный, продвинутый мегаполис, в котором жизнь кипит. И искать крупицы старинных мест, где все осталось как раньше, – это было настоящим сбором мозаики. 

Поэтому Казань – красивая, но историческое кино в ней снимать трудно. Потому что кроме Кремля и каких-то отдельных улиц мало что сохранилось. 

Чье мнение о вашей работе для вас наиболее важно? Кто для вас авторитет в этом плане?

Салават Камалетдинов

Это мои коллеги, которые позвонили мне и сказали: кино получилось. Я им за это благодарен и надеюсь, что это действительно так. Но снимать нам было непросто. Когда ты внутри процесса, то сконцентрирован на самих съемках и не думаешь о том, что из этого получится. 

Мы не делали рейтинговый сериал, нам приходилось постоянно преодолевать какие-то технические сложности и временные. Съемки – это всегда приключение. И я рад, что у нас получилось. 

Вы для себя сделали какие-то выводы – насколько обогатились за время съемок как человек и профессионал своего дела? 

Я встретил большое количество хороших людей. В съемочной группе оказались те, с кем мы пересекаемся уже не в первый раз. Съемочная площадка – это практически кусок прожитой жизни, ты там живешь. 

Что вы пожелаете своим зрителям?

Я им желаю любить свою страну и свой народ. Замечательно, что вся эта история вышла за рамки одного лишь Татарстана и огромное количество людей познакомились с ней. Здорово, что множество людей за это переживает и их это волнует. Этим можно только гордиться. 

Спасибо за интервью!

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев