Солисты татарского балета стали победителями профессионального конкурса в Москве

На исторической сцене Большого театра России завершился XIII Международный конкурс артистов балета и хореографов. Все солисты Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, участвовавшие в конкурсе, были удостоены наград.

XIII Международный конкурс артистов балета и хореографов – один из самых представительных балетных смотров мира, проводится в год 90-летнего юбилея выдающегося хореографа современности, художественного руководителя конкурса Юрия Николаевича Григоровича. Конкурс 2017 года предварял «Год Русского балета и 200-летия Мариуса Петипа».

Татарстанские артисты на этот раз заняли весь пьедестал почета конкурса. Обладателем I премии и золотой медали в номинации «Мужчины. Дуэт» стал Коя Окава. В номинации «Женщины. Дуэт» лауреатом II премии стала Аманда Гомес, «бронзу» получила Мидори Тэрада. Премьер театра Михаил Тимаев не являлся участником конкурса, но выступил в качестве партнера Аманды Гомес. Члены жюри отметили его дипломом за партнерство. 



Артистов готовили к конкурсу педагоги-репетиторы театра имени Джалиля. Заслуженный артист России и Татарстана Артем Белов репетировал с Мидори Терадой и Коей Окавой. Аманду Гомес подготовила народная артистка Татарстана Валентина Прокопова .

По возвращении 21 июня мужская часть конкурсантов не успела отдышаться – вечером солисты работали на спектакле «Лебединое озеро» на сцене ТАГТОиБ. После короткого отдыха обладатель золотой медали в номинации «Мужчины. Дуэт» Коя Окава уже отправился в театр, чтобы отрепетировать партию Шута.

Как рассказал Коя Окава в интервью ИА «Татар-иформ», с партнершей по конкурсу и по сцене Мидори Терада они готовились к конкурсу в течение двух месяцев, ежедневно репетируя. «Потихоньку репетировали, как обычные спектакли. Каждый день понемногу. Один – па-де-де (одна из основных музыкально-танцевальных форм в балете, состоит из выхода двух танцовщиков (антре), адажио, вариаций сольного мужского и женского танцев и совместной виртуозной коды, – прим. ред), современный номер. Но это было очень сложно, потому что хочется танцевать и что-то другое, а одно и то же сильно утомляет», – признался солист татарского балета.

Участие в подобных конкурсах – это всегда интересно для Кои, потому что на них происходят встречи с артистами из других театров и даже стран. Но именно на нынешнем конкурсе новых знакомств не было – Коя встретил тех, с кем уже встречался недавно на конкурсе «Большой балет». В 2016 году он принимал участие (в паре с Мидори Тэрада) в шоу телеканала «Культура» «Большой балет. Новый сезон».

В 2008 году Коя Окава завоевал первую премию на Международном конкурсе артистов балета в Казахстане. В 2009 году получил третью премию на Международном конкурсе артистов балета в Москве. Занял III место в Международном конкурсе Юрия Григоровича «Молодой балет мира» в Сочи в 2010 году. Лауреат I премии Международного конкурса артистов балета им. Екатерины Максимовой «Арабеск-2012» в Перми, обладатель специального приза Екатерины Максимовой и Владимира Васильева (в дуэте с Мидори Тэрада). В 2012 году стал обладателем первой премии на Международном конкурсе артистов балета в Сочи. Лауреат I премии Красноярского Международного конкурса балета «Гран-При Сибири» (Красноярск, 2016).

Свою нынешнюю победу обладатель золотой медали комментирует так: 

С какими-то вещами я не смог справиться на сцене, особенно на третьем туре. Но все равно, мне дали первый приз. За то, что мы показали дуэт с партнершей Мидори Терада. Мы всегда репетировали так, что важно передать отношение друг к другу. Мне кажется, жюри это увидело, и мне присудили эту награду».

Коя Окава родился в Японии. С двух лет начал заниматься балетом в Akane ballet school в городе Амори. В 2007 году поступил в Московскую государственную академию хореографии, которую окончил в 2011 году. С 2011 по 2013 годы являлся солистом в Национальном театре Украины, Одесса. С сентября 2014 года – солист Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М.Джалиля.

В репертуаре артиста: Али («Корсар»), Шурале («Шурале»), Золотой Божок («Баядерка»), Шут («Лебединое озеро»), Шурале («Шурале»), Голубая птица («Спящая красавица»), Птица Рух («Тысяча и одна ночь»), Па-де-де I акта («Жизель»), Китайский танец, Французский танец («Щелкунчик»), Парень (Dona nobis pacem), Актеон («Эсмеральда»), Колен («Тщетная предосторожность») и другие партии.

Коя Окава также признался, что во время учебы в Москве он испытывал стресс от разницы культур и менталитетов, а казанцев он назвал открытыми и доброжелательными и также признался, что аналоги блюд национальной татарской кухни имеются и у японцев. Артист планирует и в дальнейшем работать в Казани и мечтает танцевать Принца в «Щелкунчике» в партнерстве с Мидори. 

Мидори Тэрада – бронзовый призер в номинации «Женщины. Дуэт» нынешнего Международного конкурса артистов балета и хореографов. Родилась в Японии. Начала заниматься балетом с 3 лет в Tanaka ballet art. 

В 2011 году окончила Московскую государственную академию хореографии. В 2010 году завоевала первую премию на Международном конкурсе артистов балета в Сочи. Заняла I место на III Международном конкурсе Юрия Григоровича «Молодой балет мира». С 2011 по 2013 г.г. являлась солисткой в Национальном театре Украины, Одесса. 
Мидори также – лауреат IІ премии Международного конкурса артистов балета им. Екатерины Максимовой «Арабеск – 2012» в Перми, обладательница премии имени Галины Улановой за одухотворенность танца, а также специального приза Екатерины Максимовой и Владимира Васильева (в дуэте с Коя Окава).

В Казани Мидори работает с сентября 2014 года. В ее репертуаре: Клавдия («Спартак»), Гюльнара («Корсар»), Сююмбике, Четверка птиц («Шурале»), Шехеразада («Тысяча и одна ночь»), Маша, Китайский танец («Щелкунчик»),  Принцесса Флорина («Спящая красавица»), Па-де-де I акта («Жизель»), Маленькие лебеди («Лебединое озеро»), Ману («Баядерка»), Девушка (Dona nobis pacem Диана («Эсмеральда»), Лиза («Тщетная предосторожность»).



Премьер балетной труппы Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля Михаил Тимаев признан лучшим партнером на XIII Международном конкурсе артистов балета и хореографов. «Этот диплом дается лучшему партнеру, не участвующему в конкурсе. То есть, если я по каким-то причинам не могу участвовать или не хочу, но просто помогаю своей партнерше. Это может быть мужчина или женщина, без разницы. Кто выступает дуэтом – обязательно. И среди, так сказать, не участвующих – тоже определенный конкурс», – пояснил вчера перед началом спектакля в Казани Михаил Тимаев в интервью ИА «Татар-информ».

«Конечно, я даже как-то не сильно рассчитывал на этот диплом, учитывая, что среди конкурентов были ведущие солисты и Мариинского театра, и Новосибирского, то есть из многих театров. Тем не менее удалось выиграть. Это приятно, что жюри отметило хорошее партнерство, хороший дуэт», – рассказал премьер татарского балета.

Говоря о своей партнерше по конкурсу Аманде Гомес, Тимаев отметил, что балерина сильно выросла за последнее время и прекрасно справилась с конкурсом и с его эмоциональной составляющей. «Все равно, тяжело психологически это все. Конкурсы – это волнение. Многие просто выступали намного ниже своего уровня порой. Мы, в принципе, молодцы, стабильно станцевали все три тура и хорошо станцевали. И она, конечно, – большая молодец. Получила вторую премию, но без присуждения первой. Получается, все равно она была лучшей на конкурсе, и это, конечно, очень приятно», – добавил собеседник агентства.

В первом туре Аманда Гомес и Михаил Тимаев исполнили па-де-де из балета «Спящая красавица».

У нас получился такой хороший дуэт стилистически, хорошие костюмы, мы были в париках – выглядели очень хорошо. На втором туре у нас был эксклюзив – па-де-де из балета "Лауренсия" и современный номер Александра Могилева "Поцелуй". Все отметили этот номер. К сожалению, он не мог участвовать в конкурсе хореографов, поскольку он уже выиграл другой конкурс хореографов. А "Лауренсия" – это такой балет, который идет только в одном театре. В данный момент это вообще па-де-сис (pas de six – балетный танец, исполняемый шестью участниками, – прим. ред), но мы к нему с нашим педагогом сделали такой па-де-де (парный танец – прим. ред), очень интересное и яркое. То есть, это тоже было отмечено жюри – необычный репертуар, очень интересно было всем посмотреть», – поделился танцовщик.

Па-де-де из балета «Лебединое озеро» Михаил Тимаев и Аманда Гомес исполняли в завершающем туре конкурса в Москве. «Причем, очень хорошо. И поэтому у жюри уже не было сомнений, кто должен выиграть. Я считаю, удачно у нас и репертуар совпал, и Аманда молодец, справилась со всеми очень сложными партиями», – отметил Михаил.

«Мы совсем не отдыхали. Конечно, нам тяжело, но на душе-то уже хорошо, что получается – казанский театр в этом году оказался сильнее не то что всех театров России, а практически вышел на высший мировой уровень. Потому что Коя завоевал высшую мужскую награду, Аманда и Мидори – высшую женскую. То есть, выше их никто не поднялся. И даже я завоевал "Лучшего партнера"», – поделился впечатлениями заслуженный артист РТ и лауреат премии Тукая.

Михаил Тимаев является также лауреатом премии ТЮРКСОЙ, обладателем приза «Душа танца». В 2005 году он окончил Казанское хореографическое училище (класс народного артиста Татарстана В. Н. Бортякова). Будучи студентом, был принят в балетную труппу ТАГТОиБ имени М. Джалиля. Дипломант Международного конкурса артистов балета «Арабеск» в Перми (2008), лауреат XI Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве (III премия и бронзовая медаль, 2009), обладатель диплома за партнерство XIII Международного конкурса артистов балета и хореографов (Москва).

С труппой театра гастролирует в странах Европы, по личным приглашениям – в городах России. В апреле 2015 года был удостоен Государственной премии Республики Татарстан имени Г. Тукая за исполнение партии Духа хана Батыя в балете «Золотая Орда» Р. Ахияровой.

В его репертуаре присутствуют партии: Принц Зигфрид, Па-де-труа («Лебединое озеро»), Голубая птица, Кот в сапогах («Спящая красавица»), Пер Гюнт, Морской царь («Пер Гюнт»), Былтыр, Огненный Шайтан («Шурале»), Гном-скромняга, Гном-апчхи («Белоснежка и семь гномов»), Франц, Чардаш («Коппелия»), Спартак («Спартак»), Ромео («Ромео и Джульетта»), Арман («Дама с камелиями»), Солор («Баядерка»), Ланкедем («Корсар»), Нурадин, Дух хана Батыя («Золотая Орда»), Граф Альберт («Жизель»), Парень (Dona Nobis Pacem), Квазимодо («Эсмеральда») и другие.

Партнерша Тимаева Аманда Гомес – также неоднократный призер международных конкурсов: лауреат II премии и приза Международного конкурса «Арабеск» (2014), финалистка Международного конкурса балета в Москве (2013), лауреат I премии на Международном конкурсе балета в Стамбуле (2013), лауреат I премии и обладательница Золотой медали на XVII Международном балетном конкурсе в Варне.

Аманда окончила училище Большого театра в Бразилии. Лауреат II премии и Серебряной медали XIII Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве. Стажировалась на мастер-классах Владимира Васильева, Виктора Барыкина, Галины Козловой, Галины Кравченко и др.
Выступала на сценах Бразилии — в Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Паране, а также в Италии, Уругвае, Парагвае и Швейцарии. Солисткой Татарского академического государственного театра оперы и балета им.М.Джалиля является с 2014 года.

В репертуаре Аманды:  Жизель («Жизель»),  Одетта-Одиллия, Па-де-труа («Лебединое озеро»), Китри («Дон Кихот»), Гамзатти («Баядерка»), Принцесса Аврора («Спящая красавица»),Маша («Щелкунчик»), Джульетта («Ромео и Джульетта»), Гюльнара («Корсар»), Девушка (Dona nobis pacem), Сванильда («Коппелия»).