«Традиция началась в шестидесятые»: история праздника поэзии в день рождения Тукая

26 апреля праздник поэзии, приуроченный к 135-летию Габдуллы Тукая, пройдет в Казани в 57-й раз. Как он зарождался? Корреспондент ИА «Татар-информа» Рузиля Мухаметова заглянула в историю.

День рождения Тукая – теперь это и День родного языка – татарский поэт отмечает на празднике поэзии. 26 апреля каждый, в ком есть чувство причастности к своей нации, идет к памятнику Тукая. Это – традиция. Кто не может дойти, смотрит онлайн-трансляцию – это тоже традиция.

В этом году за пару недель до события появились слухи, что праздника в Казани не будет, его перенесут в Кырлай, и тогда народ заволновался. Люди смогли отстоять свой праздник. В программе мероприятий Минкульта РТ на 26 апреля значится и День поэзии.

Порылась в газетных подшивках, чтобы изучить историю этого праздника, ежегодно собирающего в центре Казани любителей поэзии и почитателей народного поэта.

Вот статья Хасана Туфана в номере газеты «Яшь ленинчы» от 1964 года. Называется «Шигырь бәйрәме» – «Праздник поэзии».

«В нашу страну пришла веселая, как праздник, красивая пора – весна. Наступил месяц, в котором родился великий Владимир Ильич Ленин. Месяц, в котором родился наш любимый поэт Габдулла Тукай, который помог нам пойти по ленинскому пути, пути свободы.

Будто приветствуя эту самую красивую пору в году, запели птицы. Первые цветы, улыбаясь, раскрыли глаза.

Природа, конечно, не может говорить словами. Свое приветствие, поздравления она передает нам через цветы. Цветы – это как песни природы. И у языков есть цветы: у каждого языка его песня, стихи – это цветы языка народа. Цветы нас ласкают своими душистыми ароматами, укрепляют наше здоровье целебными свойствами. И стихи так же – своим волнительным содержанием, высокими идеями придают нам сил, энергии. Как сказал бы Тукай, поэзия – духовная пища для людей.

Поскольку поэзия является такой вот самой нужной, духовной ценностью, в Москве и других больших городах каждый год проводятся праздники поэзии. В эти дни поэты встречаются с любителями поэзии, советуются с ними о повышении качества своих стихов.

Этот праздник проводится в конце года как подведение итогов опубликованных в течение года стихов. Мы, писатели Татарстана, учитывая, что В. И. Ленин интересовался творчеством Тукая и что Тукай стремился донести до народа мысли, высказанные В. И. Лениным (его стихи о будущей свободной новой России и другие), решили проводить праздник поэзии ежегодно в самом красивом месяце в году – апреле, давшем миру великого Ильича, в день рождения нашего Тукая – 26 апреля.

Таким образом, День татарской поэзии начиная с этого года ежегодно будет проходить в день рождения великого поэта нашего народа Г. Тукая.

Желаем счастливого пути большому празднику нашей литературы – Дню поэзии». («Яшь ленинчы», 1964 год, 26 апреля).

В первые годы праздник поэзии проходил у памятника поэту в сквере Тукая.

Небольшая справка: памятник Габдулле Тукаю в одноименном сквере открыли в 1958 году. Архитектор – Л. Павлов. Скульпторы – Садри Ахун, Лев Кербель, Лев Писаревский. С 1960 года памятник является объектом культурного наследия федерального значения.

Второй памятник Тукаю в Казани установлен на улице Театральная – с торца здания театра оперы и балета им. М. Джалиля. Позже праздник был перенесен к этому монументу.

Место сбора татарской интеллигенции

Историю Дня поэзии вспоминали с народным поэтом Татарстана Равилем Файзуллиным (его по праву можно назвать живой энциклопедией Союза писателей РТ) и народным поэтом Ренатом Харисом, благодаря которому, как оказалось, праздник проходит на нынешнем месте.

Равиль Файзуллин: «Насколько помню, традиция праздника поэзии началась в шестидесятые годы. Я тоже в нем участвовал – в первом или втором, точно не помню. Председателем союза тогда был Мирсай Амир. Он сменил Афзала Шамова и руководил союзом в 1961–1968 годах. День поэзии проходил около памятника Тукаю в сквере на Кольце.

Это было неким местом сбора татарской интеллигенции. Туда приходили писатели, артисты, композиторы, сотрудники Академии наук, преподаватели и студенты университета и пединститута. Несколько сотен человек – на фото видно, что народу довольно много. Помню, был Мансур Музаффаров, выступали Сибгат ага Хаким, Анвар Давыдов. Там выступали известные поэты, давали слово и студентам, чьи стихи появлялись в прессе. В том числе и мне приходилось несколько раз выступить.

Он проходил каждый год, не помню, чтобы в каком-то году не было. Мы каждый год ждали этот праздник. Там мы могли встречаться в литературном кругу. В то время татарские мероприятия в Казани проводились всего в двух местах – клубе Тукая в Доме печати и здесь, на празднике поэзии. Если в клубе Тукая проходили собрания, встречи, здесь писатели выходили в народ. Потому что у интеллигенции другого места для встреч не было.

Насколько знаю, в других республиках у писателей нет такой традиции – собираться и проводить праздник поэзии. Я не помню таких мероприятий. Это, видимо, одна из особенностей нашей поэзии.

В прежние времена татарские купцы встречались на Макарьевской ярмарке, и театры туда ездили. Значит, у нашего народа такие традиции идут издавна. А праздник поэзии, если он начинался с шестидесятых годов, значит, уже имеет 60-летнюю традицию. 

Казань – это центр, и праздник поэзии должен проходить здесь. Пусть и в Кырлае он проводится, и в Альметьевске, и в других местах! Пусть везде, где есть памятник Тукаю, в этот день звучат стихи».

Ренат Харис: «Праздник поэзии проходил около памятника Тукая у озера Кабан. Но тогда рядом с памятником проходили трамвайные пути – если во время митинга проезжал трамвай, ничего не было слышно. Тогда никаких микрофонов еще не было. Едет трамвай, ужасно гремит своим деревянным вагоном, и приходилось прерывать чтение стихов, ждать, пока он уйдет. И площадка была маленькая, всех не вмещала. Поэтому праздник перенесли к оперному театру, это были годы, когда я работал в Министерстве культуры (в 1973–1982 годах Ренат Харис работал заместителем министра культуры РТ. – Авт.). Это было сделано по моей инициативе. И вот уже сколько лет он проходит там.

Я много лет принимал участие в праздниках поэзии многих народов. Праздники в честь Пушкина, Есенина, Лермонтова, народного поэта Дагестана Расула Гамзатова и другие. Они все проходили в парках или специально оборудованных площадках, специально для этого установленных сценах. Это до сих пор так: в Болдино, Михайловском, Тарханах… Праздник «Белые журавли» в память Расула Гамзатова тоже проходит на большой площади с Вечным огнем. Народу бывает очень много. У этого праздника есть свои ритуалы.

Уже несколько лет я вынашиваю мысль, что праздник поэзии надо перенести в другое место. Для него надо сделать в Казани специальную площадку. Потому что даже праздник Пушкина у нас проходит на тротуаре у оперного театра. Это не к лицу столице древнего государства Казани. Я предложил оборудовать Площадь поэзии на лестнице, которая спускается от КФУ к Ленинскому садику. Там можно делать и праздник Пушкина, и праздник Тукая, просто вешать баннеры для каждого случая. Праздники, они нужны, чтобы люди помнили великих личностей, но только место для проведения таких праздников у нас не продумано.

Не помню, когда началась традиция объявлять лауреатов премии Тукая на празднике поэзии у памятника поэту. Получается красиво. Но премии российского значения так не объявляют. Их вручают в самом престижном зале – Георгиевском. Если мы стремимся видеть Тукая символом татарского народа, то всё, что связано с именем Тукая, должно проходить на самом высшем уровне. Премии Тукая тоже должны вручаться в самом большом зале и вручаться Президентом республики. У нас самый престижный зал, конечно, это зал оперного театра. 

Праздник Тукая, праздник поэзии должен проходить в столице татар – Казани».

Народный артист Татарстана Халим Залялов: «Не могу сказать точно, когда начались поэтические митинги. Знаю только – я в них ходил еще с тех времен, когда они собирались у памятника Тукаю на Кольце. В некоторых и сам принимал участие. Читал стихи. А у театра оперы и балета мы пели песню из спектакля “Моңлы бер җыр” (“У совести вариантов нет”)».

В газете «Советская Татария» нашла заметку «Митинг у памятника Тукаю». Из нее становится понятно, что праздник мог проводиться и в Казани, и в Кырлае.

«Традиционный праздник поэзии, посвященный дню рождения Габдуллы Тукая, начался позавчера поездкой писателей нашей республики и их гостей в деревню Тукай-Кырлай – на родину великого татарского поэта.

Вчера состоялся митинг возле памятника Габдулле Тукаю. Его открыл писатель Г. Минский.

Первое слово было предоставлено лауреатам премии имени Г. Тукая 1973 года писателю Г. Ахунову и композитору Э. Бакирову. Затем с чтением своих стихов выступили татарские поэты Р. Ахметжанов, Ш. Галеев, Р. Файзуллин, Р. Мингалимов, Р. Гатауллин, М. Нугман, А. Исхак, Г. Латып, В. Маликов, московские поэты В. Кузнецов и В. Моран, поэты из Уфы, Ворошиловграда и Перми М. Каримов, М. Малахута и А. Домнин.

Сегодня писатели и поэты Татарии и их гости встречаются с коллективами предприятий Казани». («Советская Татария», 1973 год, 27 апреля).

Лауреат премии Тукая Камиль Каримов: «Я ведь окончил институт в 1980 году. Тогда была у нас такая забава – ходить на праздник поэзии. По-настоящему этот праздник я понял только после того, как начал работать в Союзе писателей – мы занимались организационными вопросами.

Идти на эту площадь – для нас было как скакуну показаться на майдане на скачках. Когда получаешь удостоверение члена Союза писателей СССР, конечно, хочется, чтобы тебя увидели. Это не только выступление на сцене. Если тебя узнали, заговорили с тобой как с писателем – это уже большое событие для тебя».

Назиба Сафина: «Этот праздник я помню с девяностых годов. Если воспитание души народа строится на консерватизме, это дает самые большие результаты. Люди настолько привыкли к этому празднику. Наверное, были времена, когда людей приходило меньше.

Этот праздник мы ждали весь год. Мударис (поэт Мударис Аглямов. – Ред.) шел на праздник поэзии с огромным воодушевлением. Мы читали свои самые свежие, написанные в этот же день стихи. Мударис свои стихи читал наизусть. Люди приходили послушать именно его. Обратиться к народу с трибуны Тукая – это самое почетное из всего, что может быть.

Помню, как я впервые выступила на празднике поэзии, и когда мы шли оттуда, он сказал: «Из-за того, что ты такая, склоняю перед тобой свою неприкрытую голову» – и, сняв кепку, поклонился мне.

Жаль, но в этом веке второй Мударис, наверное, не родится».

Мне так и не удалось выяснить, в каких именно годах премию Тукая стали объявлять на празднике поэзии. 

Напомню, Государственная премия в области литературы и искусства им. Габдуллы Тукая учреждена 8 апреля 1958 года. Премия вручалась ежегодно, за исключением 1961–1965 годов и 1975 года.

***

С 1964 года праздник поэзии не состоялся всего один раз. Точнее, он не состоялся в обычном формате. В 2020 году Союз писателей провел праздник онлайн, из-за ограничений в связи с пандемией Covid-19.

«Очень переживаю, что праздник поэзии в день рождения Тукая тоже не состоится. Будет очень грустно. Я участвую в этом празднике с 1966 года, много лет был ведущим. Это был праздник нашего национального духа. Праздник родного языка! Тревожно становится от мысли, что его в этом году не будет», – делился тогда переживаниями народный поэт Радиф Гаташ.

***

Возможно, раньше этот праздник действительно был поэтическим митингом и концертная часть оставалась второстепенной, но в последние годы мы видим, что выступать на празднике приглашают и фольклорные группы. И даже казалось, что эта концертная часть стала как-то более заметной. Может, организаторы стараются лишнего?

Еще одна интересная деталь. Праздник всегда в прямом эфире показывает татарстанское телевидение – канал ТНВ. Не все выступления попадают в программу – время эфира ограничено. Покажут тебя или нет по телевизору – зависело от взаимоотношений с представителем Союза писателей, отвечающем за программу праздника.

А количество людей на поэтическом митинге зависело от погоды, вспоминают его участники. В погожий день народ сотнями стекается на праздник, а в дождливую и холодную погоду народу обычно бывает меньше.

В последние годы празднику поэзии не удается привлечь большую аудиторию, и не связано ли это с тем, что с некоторых пор на параллельной площадке – улице Баумана у молодежи проходит свой праздник – акция «Мин татарча сойлэшэм!»? Один из основных организаторов акции – Табрис Яруллин со мной, конечно, не согласен.

Табрис Яруллин: «Маленьким я как-то даже выступал на празднике поэзии. Потом, когда появилась акция «Мин татарча сойлэшэм!» и я бегал с оргвопросами, все равно находил время наведаться на этот праздник. Хоть на минуту, но заглядывал. Я считаю, что акция «Мин татарча сойлэшэм!» только дополняла этот праздник. Нет же такого, чтобы все было только в одном формате. Этот день теперь не просто день рождения Тукая или День поэзии – его значение шире, это День родного языка. Поэтому мы хотели расширить аудиторию, привлечь молодежь – такой была наша цель. Хотели внести вклад в День родного языка. Поэтому нас винить не в чем. Наоборот, мы только усиливали внимание к этому дню.

Надо ли как-то изменить этот праздник, проводить его как-то по-другому – такая мысль мне даже в голову не приходила. Не хочется его трогать, он и так прекрасно проходит. Я бы не сказал, что люди на него не ходят. Праздник поэзии для меня – городской праздник, где собираются горожане. Хочу, чтобы 26 апреля на многих площадях были мероприятия. Пусть будет возложение цветов к памятнику Тукая, пусть присоединится Татарская слобода, и у оперного театра будет традиционный праздник поэзии, и на Баумана пускай звучит татарская речь…»

***

Нужны ли изменения празднику с почти 60-летней большой историей? Да, не секрет, применялись и административные методы обеспечения праздника аудиторией, но я думаю, что их даже не надо применять. Мало людей – ну и ладно. Если школы – учителям, отделы культуры – библиотекарям, вузы – студентам разрешат в рабочие часы пойти на этот праздник – очень хорошо. Если под предлогом праздника учитель или студент отправится гулять в торговый центр – пусть. Кому интересна своя культура, тот придет, а нет – какой смысл пригонять насильно?

В этом году вероятность переноса праздника поэзии из Казани люди восприняли как некую угрозу и смогли защитить его – это отличный пиар празднику. Мастерам пиара, таким как, например, Элвин Грей, такой и не снился.

Для кого-то это стало «проверкой на вшивость». Кто-то выступил в защиту праздника, а кто-то промолчал – теперь понятно, кто есть кто. Интересно, что и от нынешних кандидатов на премию Тукая я ничего по поводу праздника поэзии не услышала.