Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

Мировые премьеры и преемственность поколений: в Казани завершился фестиваль татарской музыки «Мирас»

Мировые премьеры и преемственность поколений: в Казани завершился фестиваль татарской музыки «Мирас»
В столице Татарстана прошел завершающий концерт VI фестиваля «Мирас». Жители и гости города смогли насладиться произведениями культовых татарских композиторов и услышать мировые премьеры современных авторов Татарстана. Чем казанской публике запомнился последний день фестиваля, читайте в материале ИА «Татар-информ».

Впервые в Казани музыка Габаши для симфонического оркестра 

Заключительный концерт фестиваля «Мирас» им. Назиба Жиганова, прошедший 20 февраля, был посвящен важной дате — 130-летию со дня рождения известного татарского композитора XX века Султана Габаши, чья музыка еще ни разу не звучала как на фестивале, так и в исполнении симфонического оркестра. 

Несмотря на то что у Габаши нет ни одного симфонического произведения, у публики была уникальная возможность услышать его композиции на сцене концертного зала имени Салиха Сайдашева в исполнении ГСО РТ. Это стало возможным благодаря композитору Ильясу Камалу, который специально для фестиваля «Мирас» сделал транскрипцию песни Габаши «Кукушка». Именно это произведение в исполнении певицы Алины Каримовой открыло последний вечер фестиваля.

«У Габаши нет ничего для симфонического оркестра, но композитор Ильяс Камал по нашей просьбе сделал транскрипцию. Для симфонического оркестра впервые звучит музыка Габаши»арт-директор фестиваля, музыковед Вадим Дулат-Алеев

Но музыка Габаши в исполнении ГСО РТ — это не единственный сюрприз для зрителей заключительного концерта фестиваля «Мирас». Организаторы мероприятия во главе с маэстро Александром Сладковским подготовили для публики множество мировых премьер от современных татарских композиторов. 

пресс-служба ГСО РТ

«На этом концерте много новой музыки. Композиторы разных поколений, в том числе мировые премьеры. Впервые с симфоническим оркестром прозвучат некоторые произведения в переложении. Например, курай с симфоническим оркестром. Это очень интересно» арт-директор фестиваля, музыковед Вадим Дулат-Алеев

Один из главных ориентиров последнего дня фестиваля «Мирас» — преемственность поколений в татарской музыке. Поэтому помимо новинок зрители услышали произведения композиторов-аксакалов, чьи композиции знакомы многим любителям музыки с детства. Например, на сцене прозвучала музыка Хуснуллы Валиуллина и Рената Еникеева, детская сюита «Шурале» Мирсаида Яруллина и «Сенной базар» Анатолия Луппова.

Долгожданные премьеры и уникальные звучания: как прошел последний концерт фестиваля 

За дирижерским пультом Государственного симфонического оркестра Татарстана был заслуженный деятель искусств Татарстана Ринат Халитов. Первой премьерой 6-го фестиваля «Мирас» стала симфоническая картина Ильгама Байтиряка, посвященная одному из символов столицы Татарстана, — «Зилант». Композитор третий год подряд представляет свои новые произведения публике фестиваля, его премьеры уже стали настоящей традицией для зрителей. 

Следом прозвучали танцы из оперы Зульфии Рауповой «Белый волк». Еще одним открытием последнего дня фестиваля стал Концерт для гитары с симфоническим оркестром Эльмиры Галимовой. Это экспериментальное произведение с новым звучанием — дань национальной культуре. Сейчас «дуэт» гитары и симфонического оркестра — большая редкость, но в начале XX века гитара была очень популярным инструментом у татарских музыкантов. 

Второе отделение концерта открыл Рустем Рахматуллин, исполнив музыку Хуснуллы Валиуллина в переложении на гармонику, подарив известным мотивам новое звучание. Впервые ГСО РТ сыграли композицию Рената Хакимова, написанную под впечатлением от общения с представителями одного из самых малочисленных народов России — тофаларами. Не обошли стороной организаторы фестиваля татарский духовой музыкальный инструмент курай. Одной из премьер завершающего концерта стала Фантазия на татарские темы для курая Альберта Шарафутдинова. 

пресс-служба ГСО РТ

В завершающем дне фестиваля «Мирас» нашлось место и грустным, но очень важным моментам. Во втором отделении концерта ГСО РТ и дирижер Ринат Халитов исполнили музыку Рената Еникеева в память об ушедших в 2020 году композиторах и музыкантах Татарстана. 

Завершиться фестиваль татарской симфонической музыки должен был премьерой Рашида Калимуллина «Казанские истории», но после ее исполнения овации зала всё никак не стихали, поэтому ГСО РТ и заслуженный деятель искусств Татарстана дирижер Ринат Халитов сыграли на бис Марш Советской Армии. Таким способом организаторы и музыканты фестиваля поздравили мужчин с наступающим днем защитника Отечества, поставив яркий финальный акцент.

Фестиваль «Мирас» помогает развитию татарских композиторов 

пресс-служба ГСО РТ

Фестиваль «Мирас» проводится в Казани с 2015 года. За это время мероприятие стало для композиторов Татарстана не просто площадкой для творчества, а настоящей школой мастерства. Именно в этом главная заслуга мероприятия, считает арт-директор фестиваля музыковед Вадим Дулат-Алеев.

«Самое главное, что фестиваль помогает композиторам. Посмотрите, как Ильгам Байтиряк у нас каждый год растет, даже коллеги это отмечают. Потому что у него есть возможность каждый год исполняться на фестивале. Очень интересно работает Эльмира Галимова. Баланс традиционного татарского инструмента, который с оркестром никогда не играл, — это эксперимент. Надо проверить, как это будет звучать» арт-директор фестиваля, музыковед Вадим Дулат-Алеев

В этом году для организаторов фестиваля самой главной победой стало проведение мероприятия. Несмотря на пандемию коронавируса, традиционный, организуемый из года в год фестиваль «Мирас» все-таки состоялся. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и ради безопасности зрителей концертный зал был заполнен всего наполовину, но главное, что со сцены звучала музыка, которую все с нетерпением ждали.  

«Мы видим, что  заполнена только половина зала, но музыка при этом звучит, она не забыта. Поэтому я оцениваю положительно сам факт, что фестиваль состоялся» арт-директор фестиваля, музыковед Вадим Дулат-Алеев

пресс-служба ГСО РТ

Творческая команда фестиваля «Мирас» не планирует останавливаться на достигнутом, впереди у организаторов еще много идей и планов. Активная работа над улучшением и развитием фестиваля «Мирас» будет продолжаться, а значит, татарская симфоническая музыка будет становиться все известнее и популярнее.

С завершением фестиваля «Мирас» культурная жизнь в Казани не останавливается. Уже 26 февраля пройдет следующий концерт Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан под управлением художественного руководителя и главного дирижера маэстро Александра Сладковского. Вместе с ними на сцене выступит Рустам Комачков, который сыграет на виолончели.


Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев