«Бетховен, от мрака к свету»: ГСО РТ и Александр Сладковский открыли 55-й концертный сезон

Концерт посвятили Людвигу Ван Бетховену, 250-летний юбилей которого в этом году отмечает весь музыкальный мир.

Вчера вечером на сцене ГБКЗ им. С. Сайдашева Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением народного артиста России и Татарстана, художественного руководителя и главного дирижера оркестра Александра Сладковского открыл 55-й юбилейный концертный сезон.

В сезоне 2020/2021 оркестр отмечает 10-летие руководства Александра Сладковского — именно в 2010 году он был приглашен на пост художественного руководителя и главного дирижера Госоркестра республики, а также уже в октябре собственный юбилей празднует сам маэстро.

Для концерта-открытия было выбрано несколько произведений немецкого композитора Людвига Ван Бетховена, чей 250-летний юбилей в этом году отмечает весь музыкальный мир: Увертюра «Эгмонт», Концерт для скрипки с оркестром и Пятая симфония.

Как отметил перед началом концерта ведущий — лектор, музыковед, кандидат искусствоведения Ярослав Тимофеев — Бетховен — это первый великий композитор, который в крупной музыкальной форме воплотил идею движения от мрака к свету, причем не словами, а чисто музыкальными средствами.

«После смерти остается музыка»: Увертюра «Эгмонт»

Первым произведением прозвучала Увертюра «Эгмонт», которая соединила двух представителей немецкой культуры — Бетховена и Гете. В основу увертюры положена одноименная трагедия Гете, обратившегося к событиям во Фландрии XVI века, которая пыталась свергнуть власть Испании.

Бетховен в своей увертюре прославляет героя — графа Эгмонта, который борется за свободу и приносит себя в жертву, веря в победу своего народа. Несмотря на то, что Эгмонт погибает, в конце произведения мы слышим вовсе не траурную мелодию. Это радость и всеобщее ликование народа за своего героя.

Слушателям напомнили, что Бетховену было важно верить в идею: несмотря на то, что все люди умирают, после некоторых остается их музыка. И вера композитора оправдалась, потому что и спустя четверть тысячелетия люди приходят на концерт, чтобы услышать его музыку.

«Чисто музыкальное совершенство»: Концерт для скрипки с оркестром

Вторым произведением программы стал Концерт для скрипки с оркестром. Это концерт, который Бетховен написал для своего друга — виртуозного скрипача Франса Клемента. Считается, что композитор не успел дописать сольную партию, так что Клемент был вынужден часть концерта читать с листа. Возможно, скрипач исполнил между первой и второй частями концерта пьесу собственного сочинения.

И сейчас существуют различные вариации исполнения этого концерта, который, как подчеркнул ведущий, идя через века, отражает как в зеркале каждое следующее поколение. В этом произведении Бетховен не вписывается в рамки официального образа самого себя. Здесь нет концепции, которую можно было бы выразить словами. Это Бетховен, который ищет чисто музыкальное совершенство — и находит.

В этом произведении солировал почетный гость концерта-открытия — лауреат международных конкурсов и один из самых ярких виртуозов нашего времени скрипач Павел Милюков.

«Я безмерно счастлив приезжать в Казань и играть с ГСО РТ и маэстро Сладковским. Я когда-то говорил, что у оркестра все впереди, и это „впереди“, по-моему, наступило. Сегодня ГСО РТ — оркестр высочайшего уровня! Я же еще хочу сказать про глубину чувства, с которыми играет оркестр. После Пятой симфонии я думал не о нотах, а о чем-то гораздо, гораздо более высоком», — поделился после концерта Павел Милюков.

«Четыре ноты, которые изменили мир»: Пятая симфония

«Сейчас вы услышите четыре ноты, которые изменили мир. Это единственная мелодия, которую каждый узнает даже без нот и без звучания. Если мы увидим на бумаге буквы „та та та та“, мы сразу поймем, о чем идет речь», — таким вступлением подготовили слушателей к третьей части концерта — Пятой симфонии Бетховена.

В отличие от «Эгмонта», в Пятой симфонии нет сюжета. Это чистая музыка, в которой путь от мрака к свету осуществляется только музыкальными средствами. 

Бетховен принес в мировую музыку идею развития — то, что на языке классической музыки называется симфонизмом. Он подарил музыку, в которую встроен вечный двигатель, объяснил Ярослав Тимофеев.

«Мы так ждали этого дня. Мы вам очень признательны за вашу любовь, за вашу верность! Спасибо вам за то, что дождались, мы сегодня по-настоящему счастливы!» — признался Александр Сладковский после исполнения Пятой симфонии, а затем объявил, что слушателей ждет сюрприз.

Погас свет, и, освещенный лишь крохотными огоньками, оркестр исполнил Арию из оркестровой сюиты № 3 ре мажор И. С. Баха.

Из-за коронавирусных ограничений концертный зал был заполнен только наполовину, но благодарные слушатели одарили музыкантов аплодисментами такой силы, словно здесь присутствовало не менее чем два зала.

В новом сезоне ГСО РТ исполнит более 15 премьерных произведений, в числе которых Симфония № 5 А. Чайковского, Вариации на тему Й. Гайдна для виолончели с оркестром Э. Денисова, «Танцы из Галанты» З.Кодаи, Концертные вариации для оркестра А. Хинастеры и другие.

ГСО РТ под управлением Александра Сладковского продолжит выступления в рамках собственного абонемента в Московской филармонии. В сезоне 2020/2021 в рамках абонемента под номером 22 состоятся три концерта: 16 октября 2020 года, 16 января и 25 мая 2021 года. Оркестр исполнит произведения С. В. Рахманинова, К. Сен-Санса, а на концерте 25 мая, где вместе ГСО РТ под управлением Александра Сладковского выступит народный артист Башкортостана и Татарстана Ильдар Абдразаков, прозвучат арии и увертюры из итальянских и французских опер.

Весной 2021 года ГСО РТ под управлением Александра Сладковского проведет концерт-презентацию бокс-сета «Рахманинов. Белая Сирень» — симфонические произведения С. В. Рахманинова, запись которых проходила с 17 по 22 августа 2020 года на престижном лейбле Sony Classical.