Батл между органом и оркестром: в Казани открылся новый международный фестиваль

В этом году исполняется десять лет с начала руководства народного артиста России Александра Сладковского Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан. В год этого юбилея Маэстро организовал и провел Органный фестиваль.

Три вечера — 12, 15 и 19 февраля — на сцене ГБКЗ имени Сайдашева звучали произведения в стиле барокко, романтизма и неоклассицизма немецких, французских и итальянских композиторов. Каждая из трех программ обладает своей концепцией, а объединил их солирующий орган — редкий участник концертов с симфоническим оркестром. Международным фестиваль стал благодаря участию сразу нескольких именитых музыкантов из России, Франции, Японии и Германии.

«Фауст. Спасенное мгновение»: первая попытка в истории музыки изобразить акт любви

«Мы с вами участники и свидетели уникального события — рождения нового фестиваля, аналогов которому еще нет в России. Почему? Органных фестивалей много, но обычно инструмент звучит соло, с голосами или с отдельными инструментами. А чтобы весь фестиваль партнером органа был симфонический оркестр — это действительно уникально и впервые», — такими словами открыла фестиваль профессор Московской консерватории, органистка, музыкальный критик Евгения Кривицкая, которая выступила куратором Органного фестиваля.

В программу первого вечера вошли произведения Ференца Листа, Франсиса Пуленка, Гектора Берлиоза, Шарля Гуно, Рихарда Вагнера, которые затрагивают тему Фауста.

В первом отделении концерта прозвучали увертюра «Фауст» Рихарда Вагнера и Концерт для органа, литавр и струнного оркестра Франсиса Пуленка. Дирижировал художественный руководитель Новосибирского театра оперы и балета Дмитрий Юровский.

Во втором отделении дирижер рассказал об особенности «Мефисто-вальса № 1» Листа, по сюжету которого Мефистофель знакомит Фауста с Маргаритой и склоняет их к близости. По словам Дмитрия Юровского, это первая в истории музыки попытка изобразить акт любви и первое музыкальное произведение, которое, возможно, стоило бы пометить маркировкой 18+.

«Не знаю, есть ли в зале дети, если есть, я только буду рад. Ничего страшного — это всего лишь музыка, попытайтесь прислушаться к произведению и представить его со стороны музыкального театра, каким оно и является» Дмитрий Юровский

Далее на сцену вышли солист «Геликон-Оперы» и «Новой оперы» бас Алексей Тихомиров и солистка Новосибирского театра оперы и балета сопрано Дарья Шувалова, а также Государственный камерный хор Республики Татарстан под управлением Миляуши Таминдаровой. Они исполнили фрагменты из оперы Гуно «Фауст» и из оратории «Осуждение Фауста» Берлиоза.

Затем прозвучал «Венгерский марш» Берлиоза, а после эпилог «Осуждения Фауста», в котором солисты пели с высоких балконов над сценой.

В заключение была исполнена Сцена у храма из оперы Гуно «Фауст» — дуэт Мефистофеля и Маргариты в сопровождении соло органа.

«Римские каникулы» в Казани: зрителям предложили погрузиться в атмосферу Италии

Международный органный фестиваль продолжился концертом под названием «Римские каникулы». Солистка Калининградской областной филармонии японка Хироко Иноуэ вместе с оркестром исполнила органную сюиту Респиги и ряд других произведений, которые помогли зрителям окунуться в атмосферу Италии.

«Когда я играю с оркестром в России, сложнее всего мне дается барочная музыка, потому что стиль совсем отличается от романтизма и, в частности, от русской музыки, в которой очень много легато. Поэтому в первую очередь здесь нужно всегда договориться с дирижером — он дает указания, каким штрихам уделить внимание», — поделилась Хироко Иноуэ.

«Я много езжу по России, но в Казани побывала в первый раз. Здесь удивительный орган, уникальный, красивый, со своим лицом и индивидуальностью. Я очень счастлива, что выступаю перед казанской публикой, и хочу, чтобы слушатели прочувствовали всю красоту итальянского духа» Хироко Иноуэ

В рамках вечера Государственный симфонический оркестр РТ под руководством приглашенного дирижера Анны Ракитиной, которая сейчас строит свою карьеру в США, исполнил Симфонию из кантаты № 35 Иоганна Себастьяна Баха, Концерт для органа и камерного оркестра соль минор Георга Фридриха Генделя. Также музыканты исполнили Концерт для скрипки, органа и струнных ре минор Антонио Вивальди.

Анна Ракитина отметила, что впервые принимает участие в органном концерте, а итальянскую музыку вместе с оркестром она уже исполняла.

«Симфония с органом»: переплетение немецкого и французского романтизма

Заключительный вечер Международного органного фестиваля открылся увертюрой к опере «Вольный стрелок» Карла Марии фон Вебера. За дирижерский пульт встал художественный руководитель и главный дирижер Ульяновского государственного академического симфонического оркестра «Губернаторский» Илья Дербилов.

Как отметил дирижер в разговоре с корреспондентом ИА «Татар-информ», этот концерт стал его четвертым по счету выступлением в Казани и Государственный симфонический оркестр Татарстана на данный момент лучший оркестр, с которым он выступал.

«Здесь чувствуется родная атмосфера, потому что Александр Витальевич Сладковский учился у того же профессора, что и я, — у Владислава Александровича Чернушенко в Санкт-Петербургской консерватории. Поэтому каждый раз, когда я сюда приезжаю, я ощущаю родство с коллективом. Я хочу поблагодарить Евгению Кривицкую и, конечно же, Александра Витальевича Сладковского за возможность выступить еще раз с этим оркестром. И хотя я люблю свой ульяновский оркестр, не могу не отметить, что здесь очень высокий исполнительский уровень, а самое главное — высокая исполнительская дисциплина» Илья Дербилов

Затем объявили следующее произведение — Концерт № 2 для органа с оркестром немецкого композитора Йозефа Райнбергера, для исполнения которого к музыкантам присоединился органист церкви Сент-Эсташ в Париже Батист-Флориан Марль-Уврар.

«Главная идея сегодняшнего концерта — показать взаимодействие симфонического оркестра и солирующего органа. Мы хотели соединить французскую и немецкую романтическую музыку в одном концерте», — прокомментировал выступление Марль-Уврар, который впервые выступает в Казани. Также органист высоко оценил талант и профессионализм татарстанского оркестра.

Второе отделение было целиком посвящено Симфонии № 3 до минор (с органом) французского композитора Камиля Сен-Санса, которая, по мнению дирижера Ильи Дербилова, и победила в заявленном батле.

«Мне кажется, что Органная симфония Сен-Санса, как и Концерт для органа Пуленка, — это великие сочинения французских композиторов, непревзойденные с точки зрения ансамбля органа с оркестром. Симфония Сен-Санса не случайно является и концертом, и симфонией, потому что орган там является одним из участников действия наравне с другими инструментами. Все-таки замысел симфонии Сен-Санса более глобальный. Там и тема Dies irae (Судного дня), и финал, где небеса открываются и звучит общее тутти. И то, что эту симфонию удалось сделать на очень высоком уровне, — это очень высокий класс, спасибо оркестру», — заключил Дербилов.

А кого зрители выбрали победителем музыкального батла, однозначно сказать непросто, ведь каждое выступление сопровождалось громкими овациями.

Тем временем музыкальный сезон Государственного симфонического оркестра РТ под управлением художественного руководителя и главного дирижера Александра Сладковского продолжается. Уже завтра состоится концерт «Вечер итальянской музыки» в рамках III Международного фестиваля Ильдара Абдразакова.