«Временные трудности»: вдохновляющая история о силе духа или фильм о насилии над личностью?

После провала на «Кинотавре» в широкий прокат вышла картина Михаила Расходникова с Иваном Охлобыстиным в главной роли. Ее уже назвали «фильмом-преступлением», а авторов упрекали — мол, сами не ведают, что натворили. Корреспондент ИА «Татар-информ» сходила на премьеру, чтобы понять, что не так с этим фильмом.

Изначально лента «Временные трудности» должна была стать байопиком об Аркадие Цукере, который справился с тяжелой формой детского церебрального паралича и стал успешным бизнес-консультантом. Но сценарий трансформировался в историю отца и сына-инвалида. Кажется, это стало поворотным моментом, который привел фильм к провалу и негативным отзывам.

По сюжету герой Ивана Охлобыстина — сталевар, суровый, несгибаемый трудовой человек. Для него нет нерешаемых проблем, лишь «временные трудности», через которые надо проходить. Невзирая на реальные риски, боль и мучения. Руководствуясь этим принципом, персонаж Охлобыстина начал воспитывать сына Сашу, который родился с диагнозом ДЦП, совершенно издевательскими методами. Отец-деспот, например, вываливал помойное ведро, которое Саша не успел вынести и заставлял самостоятельно завязывать шнурки скрюченными болезнью руками.

Сначала Саше во всем помогала мама (Виктория Соловьева), пока отец не запретил: «Хватит, он совершенно нормальный ребенок и отныне будет обслуживать себя сам». Увы, это было не так, поэтому мальчика отправили домой из пионерского лагеря «Артека», ведь «в СССР нет инвалидов». Саша терпел унижения одноклассников, но научился справляться с ними самостоятельно, словно поверив во «временные трудности». Он выигрывал Олимпиады по математике, серьезно опережая школьную программу, играл на барабанах в школьном ансамбле. Но в 16 лет Сашу парализовало. Никакие врачи и знахари уже не помогали.

Первая половина фильма подкупает настоящей игрой Ильи Рязанова, который сыграл Сашу в детстве. Актер сумел передать всю боль от издевательств одноклассников и желание угодить отцу. Надо признать, что Илья Рязанов справился с этой ролью куда лучше, чем Риналь Мухаметов, сыгравший повзрослевшего Александра Ковалева.

Ко второй половине фильма, которая начинается со сцены в тайге, есть немало вопросов. Герой Охлобыстина вытаскивает парализованного сына из машины, в которой остается спящая мать, и несет в лес. Отец кладет Сашу на землю и говорит, что до дома лесом 100 км. Разумеется, он понимает, что добраться сын может только ползком, но это его ничуть не смущает. И подросток-инвалид ползет по лужам, скатывается по оврагам, превозмогая физическую боль и моральные унижения отца.

Уже ночью во время привала Саша уползает от родителя-изверга и встречается с медведем. Слишком очевидная аллюзия на фильм «Выживший» с Леонардо Ди Каприо не идет в плюс авторам «Временных трудностей», ведь зритель не так глуп, чтобы поверить в невозможное: подросток с парализованными ногами в минуты опасности встал и отпугнул огромного зверя криками и топором. Есть и другой вопрос: что в это время делала мать? Кажется, создатели фильма о ней просто забыли, хотя далее мать стала организатором поисковой операции в тайге.

После этого эпизода Саша уезжает в Москву, не желая говорить с отцом, который, кажется, не чувствует себя виноватым перед сыном. Нам не рассказывают, что в течение нескольких лет происходило с подростком, но теперь это уже взрослый мужчина, а не зашуганный школьник. Глядя на симпатягу Риналя Мухаметова, который постоянно кичится званием «лучшего бизнес-консультанта страны», трудно поверить, что это тот же самый сильный духом и скромный Саша Ковалев. Это богач, покоривший столицу, со всеми стереотипными приметами: высокомерное отношение к окружающим, личная яхта, фигуристая блондинка-референт, которой он делает предложение после тренинга. Любовная линия абсолютно не оправдана и, кажется, создана лишь для растягивания фильма.


Фото: www.kinopoisk.ru

Оказалось, что Ковалев не общался с отцом 15 лет, но волей судьбы ему нужно вернуться в родной город и спасти от закрытия сталеварный завод. Им теперь руководит герой Охлобыстина. За эти годы он не изменился и все так же не замечает проблем, руководствуясь принципом «временных трудностей». А вот позиция матери не может не удивить. Она заявляет, что видела в жизни настоящую любовь — любовь мужа к их сыну-инвалиду, хотя прежде не принимала издевательских методов воспитания. С этого момента авторы картины начинают всячески оправдывать героя Охлобыстина, которому якобы было трудно смириться с болезнью сына. Доходит все до того, что Ковалев прощает отца и даже готов отдать ему на воспитание своего ребенка, который вскоре родится. К создателям фильма лишь один вопрос: «Неужели вы это всерьез?».

Весь фильм зритель пребывает в ужасе от того, какие унижения от родного отца терпит ребенок-инвалид. Невероятно, как такую стратегию воспитания можно принять и транслировать с большого экрана. История о силе духа Саши Ковалева действительно подкупает, а потому ее бы лучше снять в виде байопика. Правда, это потребовало бы от авторов большей правдоподобности. Медведь в лесу уже бы не подошел, а на роль Саши Ковалева пришлось бы подобрать кого-то более похожего на Аркадия Цукера. Как говорится, найдите 10 отличий.

В конечном счете, «Временные трудности» — это невероятно вредный фильм об отце-деспоте, который в реальной жизни покалечил бы любого ребенка своими методами воспитания. Кажется, что создатели фильма отрицают существование таких болезней, как ДЦП, с которым нельзя справиться верой в свои силы. Действительно невероятная история жизни Аркадия Цукера превратилась в низкосортный фильм, за который Расходникову должно быть стыдно. Насилие над личностью нельзя оправдать ни отцовской любовью, ни желанием вырастить из инвалида нормального человека. По-настоящему страшно, если хоть один родитель примет точку зрения авторов «Временных трудностей» и захочет проверить метод «временных трудностей» в реальной жизни.