Преподавателями «Науруза» в этом году стали эксперты из Татарстана, России, Польши, Колумбии, Бразилии и Германии, в том числе режиссер и педагог Алехандро Гонсалес Пуче, профессор и директор Центра перевода филологического факультета Университета Сан-Паулу Елена Васина, польская переводчица русской литературы, куратор театральных проектов Агнешка Любомира Пиотровска и автор книг по театральной педагогике Юрий Альшиц. В 6-м фестивале-форуме театра Камала приняли участие 19 специалистов, которые преподавали по девяти театральным направлениям.
«Год назад я, Ильфир Якупов и Юрий Альшиц разрабатывали программу онлайн-обучения. Жизнь распорядилась так, что мы оказались в таких условиях, когда это стало необходимым. Любое начинание сопровождается сомнениями, опасениями, но я считаю, что форум состоялся. Мы вступили в совершенно новое, открытое пространство», — сказал художественный руководитель театра Камала Фарид Бикчантаев.
По опросу среди слушателей руководство сделало вывод, что больше половины театральных сотрудников впервые получали образование в онлайн-формате, однако при этом 70% опрошенных хотели бы принять участие в подобных форумах в формате офлайн.
«Мы провели форум на высоком уровне, потому что научились новым технологиям. Если бы модераторы не научились в течение двух недель справляться с платформой, мы бы не смогли ничего провести», — добавил директор театра Камала Ильфир Якупов
Модераторами форума стали сотрудники театра Камала, помощники режиссера, завтруппой, заведующий постановочной частью и руководитель пресс-службы, а также работники театра кукол, молодежного татарского театра.
Дальнейшее онлайн-обучение и новый подход для практиков театра
В семинарах участвовало 700 человек из разных уголков России и СНГ, которые прослушали 135 часов образовательных курсов от педагогов. Лекции, к которым присоединились участники из разных уголков России и СНГ, проходили в разных форматах в течение трех часов. У многих была большая разница во времени, вплоть до +7 часов по сравнению с часовым поясом в Татарстане. Несмотря на все трудности, большая часть слушателей осталась довольна курсами педагогов и им удалось почерпнуть новую для себя информацию.
Больше всего руководители фестиваля волновались, как же пройдут семинары хореографа Александра Андрияшкина, который преподавал пластику. Однако несмотря на онлайн-формат педагогу удалось справиться и приспособиться к необычным обстоятельствам.
«Здорово, что всё произошло и получилось. Было очень приятно увидеть, что театральное поле тоже видит смысл развивать онлайн-обучение. Понятно, что ничего не заменит личные встречи, но у нас было 80 участников, которых мы бы не смогли собрать в танцзале», — отметил Андрияшкин.
К тому же некоторым участникам направления «Пластика» во время обучения было комфортнее находиться в собственном пространстве, что дало им больше возможностей раскрыться.
Педагог направления «Театральная критика» Глеб Ситковский даже предложил проводить онлайн-обучение в постоянном режиме, а не раз в два года, потому что рвение к обучению у участников в этом году было даже выше, чем на предыдущих форумах. При этом экономия таких мероприятий налицо, потому что снимается вопрос логистики и размещения театральных деятелей, считает театровед.
«Люди будут приезжать на отчетный форум и защищать свои проекты, которыми они будут заниматься на протяжении времени», — подчеркнул Ситковский.
Однако были сторонники и офлайн-формата как формата, который позволит передать слушателям больше тактильной информации.
«Ничто не заменит нормального естественного общения, потому что иногда педагогу практических дисциплин очень важно подойти, дотронуться до плеча и освободить часть тела, ткнуть в определенную точку и показать, как должно звучать», — сказал доцент кафедры сценической речи РГИСИ Дмитрий Кошмин.
Однако форум, который провели на площадке в интернете, все-таки дал для многих педагогов и участников толчок к развитию и познанию чего-то нового.
«Онлайн-формат проведения лекций возможен и может иметь место. В чем-то он уступает очному общению, но, тем не менее, и обогащает, в частности построение структуры лекций и представление иллюстративных материалов. Здесь есть чему учиться», — поделился театральный критик Нияз Игламов.
Интенсивные курсы, знания на расстоянии и фестиваль в 2022 году
Слушатели направления «Пластика» отметили, что четыре дня были сложными из-за ускоренного темпа и большого количества информации, однако сам опыт оказался интересным для раскрытия возможностей своего тела.
«Опыт, который мы получили в процессе перформативных практик, дает возможность для разнообразного исследования взаимодействия пластики, особой философии движения и комплекса знаний о возможностях человеческого тела», - рассказала представитель Государственного академического корейского театра Алма-Аты и участница лекций по актерскому искусству и пластике Анна Цой
У некоторых участников ранее не было возможности приехать и получить тот набор знаний, которые они смогли почерпнуть в ходе «Науруза-2020».
«Несмотря на карантин, вам удалось организовать интересный форум, где мы могли поделиться своим опытом, и педагоги провели очень интересные и содержательные лекции. Не у каждого есть возможность куда-то съездить и поучиться, а это прекрасная возможность приобщиться и узнать что-то новое», — отметила главный художник кукольного театра Октау (Казахстан) Гульнара Канафина
Единственным упущением форума, по мнению главрежа драматического театра города Вольска Алексея Козлова, было то, что секции были разделены и участники не могли участвовать в нескольких обучающих семинарах одновременно. Потому что главному режиссеру интересны лекции не только для режиссеров и актеров, но и по PR-менеджменту в театре.
Руководство театра Камала планирует подумать по поводу предоставления записи некоторых обучающих курсов с разрешения преподавателей. Временный доступ к семинарам желающим могли бы предоставлять в онлайн-формате на YouTube или других платформах.
В заключение хотелось бы добавить, что в 2022 году все участники планируют встретиться, если не будет «пятой волны коронавируса».
Нет комментариев-