Накануне в театре Камала завершились гастроли уфимского драмтеатра спектаклем «Зулейха открывает глаза» по роману писательницу Гузель Яхиной. Стоит отметить, что казанские зрители увидели постановку уже во второй раз на башкирском языке. Впервые спектакль был представлен в Казани в 2019 году. Тогда эта постановка стала заметным событием, не только в региональном театральном мире, но и за его пределами. Нельзя было не заметить, что спектакль посетили много русскоязычных зрителей, не смотря на то, что спектакль был на башкирском языке. Некоторые перешептывались о том, что читали книгу, и задавались вопросом «А каким же будет спектакль?».
Режиссер постановки Айрат Абушахманов удивил зрителей своими смелыми и неожиданными сценическими решениями. Невольно в сравнении понимаешь, что спектакль был гораздо смелее нашумевшего сериала, вышедшего в апреле 2020 года.
Абушахманов уже знаком казанскому зрителю по постановке спектакля «Запах полыни» («Әрем исе») в театре Камала, где он выступил в качестве приглашенного режиссера.
Сюжет романа повествует о главной героине – Зулейхе, татарской крестьянке, живущей в деревне со своим мужем и злобной, слепой свекровью. Однажды к ним вторгаются красногвардейцы, убивают ее мужа и ссылают Зулейху в Сибирь. Но от этого, как ни странно, она становится только счастливее. Это роман, о темных страницах отечественной истории, массовом раскулачивании крестьян, а также их выживании в суровых условиях и вере в лучшее.
Летающая беременная Зулейха, Зиновий Кузнец хлыстающий веником Ивана Игнатова, полотна художника Иконникова на проекторе и постельные сцены. Подробнее о символах, образах и смелой игре актеров в материале Sntat.
«Символы»
Лица всех артистов в спектакле измазаны краской. По началу, лицо Зулейхи белое, что говорит о ее удаче в «войне», долгой жизни, здоровье и благе. Стоит отметить, что исторически, белая краска означала обращение к силам добра и жизни, а также служила защитой от воздействия злых духов. Позже, оказавшись среди ссыльных, брошенных в глухой тайге на берегу Ангары – ее лицо становится серым. Серый цвет - цвет бедности, скуки и тоски, в древности его считали цветом несчастья и посредственности. Эти цвета на лицах актеров кричали со сцены о том, что они без пищи, крова и теплой одежды, как им вместе приходится бороться за выживание в условиях суровой природы и порядков.
Также нельзя было не заметить стертые границы между сценой и залом в виде небольшого мостика, ведущего к передним рядам. А на спинках стульев нескольких передних рядов были навешаны как бы телогрейки с номерами, а артисты вели диалоги, проходя прямо между рядов.
Особым символизмом обладала музыка в спектакле, лай собак, а также бравурные марши тридцатых годов. Именно музыка подчеркивала страдания, радости и горести персонажей, и передавала чувства героев зрителям.
«Костюмы»
Отдельного внимания заслуживают костюмы героев в спектакле. Платье Зулейхи (Ильгиза Гильманова), вышитое бисером напоминает 20-е годы XX века. Это были платья «Флэппер» - «хлопушка», в стиле ар-деко. Они были расшиты бисером, бусинами и блестками. Двадцатые годы прошлого века — самая выразительная эпоха в истории моды, и, точно одна из самых революционных. Какой и становится впоследствии главная героиня – охотница Зулейха с сильным характером.
Иван Игнатов (Азат Валитов) предстает в черных ботинках, рваных вдоль колен брюках и черном, длинном, кожаном плаще. Изначально, плащ – это предмет одежды, который предназначен для защиты от непогоды. От «непогоды» обстоятельств укрывался и главны герой романа – Иван Игнатов. В начале спектакля, и до момента пока герой везет ссыльных в вагоне-теплушке в Сибирь – он полностью одет. А по приезду на берег Ангары – герой предстает как бы в новом образе, раскрывается его истинная сущность, т.к. присутствует животный страх за себя и подопечных, он не склонен себя контролировать, от суровых условий проявляется его «истинное лицо» - Игнатов большую часть спектакля ходит лишь в ботинках, рваных брюках и с обнаженным торсом.
Доктор Вольф Карлович Лейбе (Алмас Амиров) одет в брюки широко кроя, кожаные ботинки, изящное укороченное пальто - балмакаан, из аксессуаров – круглые очки. Изначально подобное пальто шилось для любителей охоты. Пальто свободного покроя из плотной шерстяной ткани с отложным воротником, карманами, и даже украшено блестками, что сделано, скорее всего, для привлечения внимания к персонажу.
Изабелла Бржевская-Сумлинская (Гульнара Амирова) – на ней пальто прямого кроя, с английским воротником и маленькая, круглая, изыскаянная шляпка с вуалью. Такие шляпки носили барышни 30-х годов XX века. В ее образе успешно сочетались шик и простота, которые были подчеркнуты даже в суровых сибирских условиях.
«Герои как они есть»
История героев романа такова, что зритель с самого начала проникается историей героев. Если в сериале, снятом в апреле 2020 года режиссером Егором Анашкиным главная героиня Зулейха на протяжении 5 серий абсолютно безразлична зрителю, то в спектакле Абушахманова зритель начинает сопереживать главной героине с самых первых минут. Зулейхе в спектакле – есть что сказать и показать, жестами и взглядом, а Зулейха в сериале больше половины серий изображает лишь страх, непонимание и смущение. С таким посылом героини Зулейхи в спектакле – приходит осознание, что в нем есть настоящие персонажи!
Иван Игнатов у Азата Валитова получился самым настоящим грозным комендантом, но с теплотой в сердце. Он так же, как и Зулейха с первых минут появления на сцене вызывает симпатию. Герой в спектакле периодически подтверждает свою суровость подзатыльниками своим «помощникам, выкрикивает революционные лозунги, бьет себя в грудь, как бы подтверждая свою веру во все происходящее, а также заставляет переселенцев петь большевистские песни. А самым главным проявлением его доброты и теплоты становятся сцены, где они с главной героиней Зулейхой стирают с себя накопившуюся за все время мытарств краску с лиц, а также сцена, где он просит художника Иконникова нарисовать документ для сына Зулейхи Юзуфа.
Также хочется отметить реалистичноть таких сцен, как когда Зиновий Кузнец моется в бане с Иваном Игнатовым и они парят друг друга вениками (передается даже запах), как Игнатов в порыве гнева и невозможности покинуть берег Ангары выливает тарелку супа на голову одному из переселенцев, как Зулейха разрезает себе палец, чтобы накормить плачущего и голодного сына-младенца, как она тонет в «воде» и парит в воздухе, насколько реалистична сцена тяжелых родов Зулейхи и сексуальных отношений Игнатова с Настасьей. Вы будто смотрите не спектакль, а фильм! Хочется сказать, браво режиссеру Айрат Абушахманов за зрелищность и смелые режиссерские задумки!
Казанский зритель остался в восторге, судя по аплодисментам, которые были после спектакля и даже после определенных сцен во время него. Представитель башкирского академического театра драмы им. Мажита Гафури в Уфе поблагодарил зрителей, а также заявил о том, что они будут ждать артистов театра Камала у себя на гастролях в сентябре текущего года.
Неудивительно, что спектакль «Зулейха открывает глаза» был в 6-ти номинациях Всероссийской национальной театральной премии «Золотая маска». Является обладателем Первой спецпремии жюри драматического театра и театра кукол «Золотой маски» – «За сценическое прочтение романа Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза».
Нет комментариев-