Первый фильм Козловского «Тренер»: голливудский сценарий, странный подбор саундтреков и честный рассказ о коррупции в спорте

Данила Козловский приехал в Казань, чтобы до официальной премьеры показать свой режиссерский дебют. Корреспондент ИА «Татар-информ» вынес свой вердикт спортивной драме о футболе и узнал, что о ней думают зрители.

К картине «Тренер», в которой актер Данила Козловский (Духless, «Легенда № 17», «Экипаж») впервые выступил как режиссер, с первого трейлера было приковано повышенное внимание. Во-первых, это уже третий отечественный фильм о спорте за последнее время после «Движения вверх» о баскетболе и «Льда» о фигурном катании. Во-вторых, спортивная драма о футболе накануне первого мундиаля-2018 в России должна стать призывом для зрителя пойти на игры. Справится ли с этой задачей Козловский? Кроме того, накануне премьеры новоиспеченный режиссер резко ответил на критику в соцсетях, чем вызвал еще больший гнев пользователей Сети и еще сильнее распиарил киноновинку.

В отличие от «Движения вверх», основанного на реальном историческом факте, все события в фильме Козловского выдуманы и происходят в наше время. В центре картины «Тренер» — история капитана национальной сборной Юрия Столешникова (Данила Козловский), который во время ответственного матча не забил пенальти. После промаха он толкнул арбитра и не смог пройти мимо фаната-провокатора. «Столешников подвел сборную, подвел болельщиков, подвел страну», — говорит комментатор злополучного матча.

Главному герою с подпорченной репутацией не остается ничего другого, как покинуть сборную. Спустя два года он становится тренером провинциальной команды «Метеор». Футболистов устраивает свое положение на дне турнирной таблицы, но Столешникову необходимо совершить чудо и заставить их полюбить футбол.

Козловский как режиссер не побоялся сказать в своем фильме о спортивной коррупции: арбитров подкупают, футболисты за деньги «сливают» матчи. Зарплаты, премии — это, конечно, увлекательно, но играть не помогает, как говорит один из героев фильма. За эту честность режиссера хочется поблагодарить.

«Тренер» — прежде всего спортивная драма, и сцены матчей, гул фанатов, эпизоды тренировок отлично сняты оператором Федором Ляссом. С ним Козловский работал в «Духless» и «На районе», который выйдет осенью. Благодаря круговой панораме футбольного поля и секторов для болельщиков в фильме появилась зрелищность.

Весь фильм Юрий Столешников создает цельную команду из игроков «Метеора», которым до прихода московского тренера было, мягко говоря, «по барабану» на футбол. Но зритель эту команду так и не увидит, запомнит лишь молодого, но перспективного футболиста Зуева. Заметен и капитан «Метеора» по прозвищу Масяня, который поначалу просил нового тренера оставить в команде все, как есть, и не мешать жить. В фильме также снялись профессиональные футболисты: Алан Гатагов, Дмитрий Сычев и Дмитрий Агапцев. Увы, Козловский не сумел раскрыть характеры и половины команды «Метеор».

Тем не менее на время финального матча, к которому вел весь фильм, зритель становится футбольным фанатом, даже если таковым не являлся. Козловскому удалось заставить нас громко кричать «гол» на весь зал и недоумевать, когда купленный арбитр не видит травмированных игроков «Метеора» или не засчитывает гол. Кстати, в фильме раскрывается тема работы с фанатским движением, во главе которого стоит герой Александра Ильина мл. («Интерны», «Легенда о Коловрате»).

Перед походом в кино вам не стоит бояться излишнего пафоса или чрезмерного патриотизма, от которого хочется скрыться. Разумеется, накануне чемпионата мира по футболу-2018, который пройдет в 11 городах страны, россиян нужно влюбить в этот вид спорта. Собственно, в этом нет ничего зазорного.

«Тренер» создан по голливудским канонам, ведь о футболе нам рассказывают через главного героя Юрия Столешникова. Он оказался на дне, но смог поверить в себя и в решающий момент показал всем, что его рано списали со счетов, — знакомо? Российский фильм в этом плане смахивает на спортивную драму «Левша» 2015 года с Джейком Джилленхолом в главной роли. Если убрать из фильма Козловского, то от картины ничего не останется. Он перетягивает на себя все внимание, чего не было, например в «Легенде № 17». Если же сравнивать «Тренера» с недавним спортивным кинохитом «Движение вверх», то в фильме Антона Мегердичева хороши и тренер, и сборная по баскетболу. Они в равной степени раскрыты и интересны зрителю, чего не случилось в дебютной ленте Козловского.

При этом в «Тренере» задействован потрясающий актерский состав. Андрей Смоляков («Высоцкий. Спасибо, что живой», «Движение вверх», сериал «Палач») исполнил немногословную роль отца Столешникова, а Владимир Ильин («Время первых», «Палата № 6» , «Сукины дети») вызвал симпатию зрителей в роли мудрого наставника детско-юношеской команды Бергера, который стал помощником тренера «Метеора». Виктор Вержбицкий («Ночной дозор», «Дневной дозор», «Черная молния») отлично подошел на роль мэра города, который все решает деньгами и не заинтересован в прогрессе футбольной команды. Находкой для Козловского стала Ирина Горбачева («Аритмия», «Я худею»), сыгравшая президента футбольного клуба и дочь градоначальника. Актриса сумела создать образ волевой девушки, которая реалистично смотрит на жизнь, но верит в то, что чудо возможно.

На главную женскую роль врача-реаниматолога футбольного клуба Вари взяли Ольгу Зуеву, девушку Данилы Козловского. Они впервые появились вместе на публике три года назад на премьере «Духлесс-2». Символично, что в фильме Зуева играет возлюбленную Столешникова, но делает это неубедительно. Известно, что в первом варианте сценария Варя была менее смелой и эксцентричной, но Зуева так хотела исполнить эту роль, что переработала сценарий. Режиссер оценил идею, а пробы Ольги оказались объективно лучшими.

«Любовная линия» в картине проработана хуже всего. Варю не показывают в качестве мотиватора Столешникова, он не становится для новоиспеченного тренера источником силы. Не верится, что главный герой ведет команду к победе благодаря поддержке девушки. Кажется, Варя нужна для одной красивой постельной сцены, из-за которой рейтинг 6+ вырос до 12+.



Еще одним минусом стала непродуманная и разношерстная подборка саундтреков. Да, вы будет подпевать Kaleo — Way Down We Go, Imagine Dragons — Believer, но как-то они не вяжутся с патриотичным российским фильмом о футболе. Сомнительно брать в киноленту песни, уже не раз возглавлявшие чарты поп-музыки. Хотя легендарная рок-баллада ДДТ — "Это Все" подходит в качестве финального саундтрека.

Можно сказать, что «Тренер» — лучшее, что Козловский мог сделать в качестве режиссерского кинодебюта. Да, есть шероховатости в виде непродуманных саундтреков и нераскрытых персонажей, но фильм справляется с поставленной задачей. Зритель должен полюбить футбол, как это сделали болельщики «Метеора», радоваться каждому забитому голу в фильме и после просмотра «Тренера» сходить хотя бы на одну игру первого в России чемпионата мира по футболу.

Да, нам с самого начала понятно, что «списанный» Столешников найдет в себе силы вернуться на поле и сделать из провинциального футбольного клуба чемпионов. Но по такому сценарию идут чуть ли не все спортивные кинохиты, так что Козловский правильно сделал, что не стал изобретать велосипед. Скорее всего эта проверенная формула должна выстрелить и случае с «Тренером». Об этом можно будет судить по кассовым сборам.

Зрители о фильме «Тренер» после премьерного показа в Казани

Малика Мотыгуллина, актриса и певица:

Мне единственной удалось поговорить с режиссером наедине, была пара секунд, чтобы обмолвиться. Я ему сказала: «Спасибо, что вы сами ездите с фильмом». У нас, в России, это не очень актуально, чтобы режиссеры посещали города.

Фильм мне понравился. Живые эмоции, молодежная волна. Потрясающее музыкальное сопровождение, оцениваю на все 100 баллов. Зал был увлечен. Понравилась съемка, постановка. Сценарий, конечно, можно было предугадать. В каждом фильме есть минутка грусти, есть кульминация. Думаю, что фильм понравится многим. Я во всяком случае посоветую своим друзьям пойти на этот фильм.

Как актриса могу сказать, что любой режиссер знает работу актера, но не каждый актер может быть режиссером. Это двойная работа, двойная ответственность, двойное видение. Думаю, что у Данилы получилось. Теперь, когда его будут называть еще и режиссером, это будет правдой.

Адиля Хайбуллина, кинообозреватель, киновед:

Очевидно большое финансирование, эти деньги видны. Я считаю, их использовали по назначению. Фильм, безусловно, сделан по голливудским лекалам. По большому счету, он держится на главном герое. Режиссуры как таковой здесь нет, говорить о невероятных, новаторских приемах нельзя. Но то, что делает Данила Козловский как актер, как всегда, выше всяких похвал. Он дает нерв этому фильму, если убрать его, все остальное будет разваливаться.

Этот классный голливудский сценарий уже расписан: должна быть любовная линия; у главного героя должен быть внутренний конфликт; должна быть команда, которая поначалу не принимает. Сейчас все фильмы, которые посвящены спорту, так или иначе идут по одному кругу, но наблюдать, как герой Козловского все это переживает, одно удовольствие.

В «Легенде № 17» все немного по другому, потому что он там как игрок, а тут он и тренер, и футболист. Получается символичная перекличка, что в жизни Козловский и актер, и режиссер.

Меня смутили саундтреки, меня смутило перенасыщение крупных планов некоторых актеров, которые не совсем убедительны.