Зухра Сахабиева обижена на Филюса Кагирова: “Песни Хайдара записывает без разрешения, не указал, что они из репертуара Бегичева!”

«С Хайдаром не сравнится никто. Он – многогранная песня и самая высокая планка в оперном искусстве. Когда берут и исполняют готовый репертуар Хайдара и не упоминают его имени, меня это оскорбляет. Вообще я против, чтобы записывали песни Хайдара и выпускали диски! Его песни повторять не надо, пусть слушают самого Ха йдара Бегичева. Пусть у каждого исполнителя будет свой собственный репертуар!» – рассказала Зухра Сахабиева ИА «Татар-информ».

– Зухра ханум, голос Хайдара Бегичева у нас служит своеобразным эталоном в татарском песенном искусстве – если появляется хороший голос среди современных исполнителей, то его сравнивают с Хайдаром Бегичевым. Как к этому относитесь?

Сравнивать голоса, исполнителей – в этом ничего необычного нет. Людям свойственно сравнивать, но тут надо учитывать, кто это делает, степень его понимания, с какими мыслями он это делает. Я сама, например, очень часто слышу от людей, что они недовольны исполнением песен Хайдара Бегичева другими певцами. «Зачем берут, если петь не могут? Песня звучит хуже, и сами на фоне Бегичева выглядят недостойно. Мы хотели бы слышать песни Хайдара Бегичева только в его исполнении», – говорят они.

А есть сейчас на татарской эстраде певцы, кого можно поставить рядом с Хайдаром абый?

Песни, произведения, исполненные Хайдаром, никто не может петь, как он сам. Хайдар многогранный певец и самая высокая планка в оперном искусстве. Если появляются новые таланты, стремящиеся к этой планке, я радуюсь всем сердцем. Потому что татарское песенное искусство не должно скатываться вниз. Но на сегодняшний день я не вижу ни одного певца, достигшего этой высоты. Правда, могу назвать только Ильгама Валиева – вокал, высокая культура, умение передавать национальные особенности, он успешно работает на сцене. Если взять жанр романса, то есть Руслан Сайфутдинов, который обладает мастерством и тонкой эмоциональностью.

Песни Хайдара Бегичева все еще популярны. Некоторые песни современные исполнители берут в свой репертуар, но поют не так, как Хайдар абый, что-то меняют, где-то, возможно, «недотягивают» по своим вокальным данным. Они спрашивают у вас разрешения перед тем, как спеть эти песни на концертах?

К сожалению, большинство не спрашивает. Здесь должна быть определенная культура – видимо, ее у них нет. Такая ситуация беспокоит не только меня. Рядовые слушатели, понимающие в национальном песенном искусстве люди, не хотели бы, чтобы брали песни из репертуара Хайдара, они просят меня не разрешать делать этого. Когда слышу, вижу, как кто-то со сцены исполняет песню Хайдара и даже не упоминает, что эта песня из репертуара Хайдара Бегичева, это меня обижает до глубины души. Эти песни когда-то были обработаны Хайдаром, он их вывел на сцену, сделал их эталонное звучание – поэтому указать, что они из его репертуара, не просто дань уважения, но обязанность современного исполнителя. Я не считаю правильным записывать песни Хайдара и выпускать диски, я против этого. Его песни дублировать не надо, пусть останется оригинал, пусть для будущих поколений сохранится историческая правда. Пусть слушают самого Хайдара Бегичева. И пусть у каждого певца будет свой репертуар! Конечно, если кому-то песня очень понравилась, пусть исполняет на концертах. Но с упоминанием, что это песня из репертуара Хайдара Бегичева. Это только повысит их в глазах зрителя.

О Хайдаре Бегичеве говорят, что он «талант, который рождается раз в сто лет». Когда на татарской сцене появился Филюс Кагиров, многие сказали – вот кто может сменить Хайдара Бегичева. Это действительно так? Насколько похожи голоса, исполнение этих двух певцов?

Появление в национальном песенном искусстве хорошего голоса, исполнителя – это само по себе большая радость. Когда появился Филюс Кагиров, я была очень рада. Он поступил в консерваторию, начал учиться, и я в качестве поддержки дала ему песни Хайдара. Сказала: «Слушай Хайдара абый, обрати внимание на его мастерство исполнения, потому что слушать певца с хорошим голосом и высоким уровнем исполнения – это всегда на пользу». Но я не говорила, чтобы он присвоил эти песни, записывал их. Правда, не была против, чтобы он их пел. А он некоторые из этих песен записал и аудиодиски выпустил, а еще вдобавок и не указал, что эти песни из репертуара Хайдара Бегичева. Это тоже глубоко обидело меня. Филюс вышел на сцену с репертуаром Хайдара.

А если вернуться к сравнениям, Хайдара с Филюсом я вообще не могу сравнивать. Они очень разные. В Хайдаре культура другая. Хайдар смог объять все области песенного искусства: взошел на высшую ступень оперного искусства, татарские народные песни исполнял с имеющимся у него в крови с рождения, исходящим прямо из сердца татарским звучанием. В этом и уникальность Хайдара – он был оперным и татарским народным певцом. Если говорить о песнях, которые он создал сам, их неисчислимо много. К ним Хайдар подходил творчески, многократно обрабатывал, дополнял и превращал песни в шедевры. Ему благодарны очень многие композиторы и поэты. Хайдар вкладывал в эти песни все сердце, душевное тепло. А теперь представьте, что эти песни поют люди, привыкшие исполнять легкие вещи, которые относятся к песне не как к искусству. Исполняя песни Хайдара на низком уровне, они наносят вред не только этим песням, а вообще развитию нашего национального искусства. В нашей стране нет закона о правах исполнителя. В развитых странах он есть. У нас он тоже в скором времени, надеюсь, появится. А претендовать на наследство личностей, оставивших в этом мире большое духовное наследие, могут только семья и дети...