Марина Разбежкина о будущем фестиваля в Свияжске: «Канны — это крошечный городок, о котором никто не знал, пока там не появился кинофестваль»

На острове-граде Свияжск проходит первый Международный фестиваль дебютного документального кино «Рудник».
Корреспонденты ИА «Татар-информ» пообщались с арт-директором фестиваля Мариной Разбежкиной, программным директором Евгенией Марченко, а также участниками и первыми зрителями, чтобы понять, в каком направлении движется современное документальное кино и что тянет режиссеров снимать реальную жизнь.

У казанцев просыпается интерес к документальному кино. Достаточно вспомнить цикл публичных киносеансов «Субъектив», который проводит «Смена». Центр современного искусства стал одним из организаторов Первого международного фестиваля дебютного документального кино «Рудник» наряду с фондом «Живой город» и музеем-заповедником «Остров-град Свияжск».



В рамках конкурсной программы показывают 11 фильмов, а во внеконкурсную вошло 7 работ. 

«Сейчас сложно подсчитать, из какого количества мы выбирали. У нас был и свой отбор, о котором в принципе каждому было известно —любой мог прислать свой фильм. Но мы, конечно, не ограничивались только этим. Фестиваль первый, и вполне понятно, что заявок было не так много, как нам, может быть, хотелось. Тем не менее это был фундамент — некоторое количество фильмов мы взяли из этих заявок, — рассказывает о ходе отбор программный директор „Рудника“ Евгения Марченко.

— Я езжу на международные документальные фестивали в Европе, отсматриваю некоторое количество видеотек, поэтому у меня есть доступ к тысячам фильмов. Мы не могли не воспользоваться этим.

Конкурсная программа — это молодое документальное кино. Оно не постановочное, не телевизионное, не National Geografic. Здесь наблюдения за реальной жизнью людей, живые истории с мощной драматургией. Документальное кино — это всегда история о человеке, а дальше может произойти все, что угодно», — делится Марченко.



Так, в рамках первого дня состоялись показы двух документальных картин конкурсной программы. На двух локациях одновременно смотрели польскую картину «Причастие» режиссера Анны Замэцка и короткометражку «Олег Евгеньевич» выпускницы Казанского государственного университета (сейчас КФУ) Линары Багаутдиновой.

Удивительно, но оба режиссера собирались снимать игровое кино. Анне было интересно сделать фильм о жизни ребенка, который берет на себя функции взрослого — в семье режиссера было нечто подобное. Случайным образом она нашла семью — 14-летняя девочка Ола и ее брат-аутист, отец-алкоголик и мать, которая ушла к другому мужчине. Поначалу Анна Замэцка не понимала, как пойти к чужим людям и сделать так, чтобы герои тебя не замечали и вели себя естественно. В итоге получилась документальная картина «Причатие», которая получила гран-при программы «Неделя критиков» киносмотра в Локарно, а также специальный приз Варшавского фестиваля.

Что касается зрителей «Рудника», то они оценили дебют Анны Замэцка. 

«Поразил контакт режиссера с этой семьей, особенно с мальчиком. И его реплики просто удивили... настолько передают жизнь», — с искренним восторгом рассказала нам Антонина Озерова, работник в сфере компьютерных технологий. 

В Казанском государственном университете (сейчас КФУ) она изучала кибернетику, на кафедре общественных профессий судьба свела ее с Мариной Разбежкиной, преподававшей в то время искусствоведение. С тех пор Антонина неравнодушна к документалистике. Специально для просмотра фильмов Антонина взяла отгул на работе и надеется, что так же удастся посетить и остальные дни фестиваля. 

«Тут сидят разные люди, каждый увидит в фильмах что-то свое. Надо просто доносить это и желательно, чтобы люди не тонули в этих телевизионных шоу», — делится Озерова.

Кстати, именно на съемке телевизионного шоу своего героя нашла режиссер Линара Багаутдинова, которая обучается в Московской школе кино. Олег Евгеньевич — он актер массовки, которого Линара нашла на «Мосфильме», где снимали развлекательное шоу «Субботний вечер».



«Могу сказать, что любой из этих 300 зрителей массовки мог бы стать героем документального фильма, потому что судьба каждого человека, его жизнь — это маленькая Вселенная. Не бывает неинтересных людей или неинтересных жизней», — уверена Линара. 


 
Так же считает арт-директор фестиваля Марина Разбежкина, режиссер и руководитель Школы документального кино и театра родом из Казани. 

«Когда мы приближаемся к человеку, он предлагает тебе такие невероятные варианты своей жизни, о которых ты даже мечтать не мог. Вот как в фильме у Линары, например. На первый взгляд перед тобой „серенький“, полуспившейся и вроде бы никакой человек, но если будешь настойчив, то разглядишь в нем бездну», — отмечает Разбежкина.



По мнению мастера, основная тенденция современного документального кино — максимальное приближение к человеку. К счастью, современные технологии позволяют сократить дистанцию между режиссером-документалистом и его героем.
«Кино зависит от технического прогресса, сегодня с маленькими камерами мы можем к лицу приблизиться и хоть два месяца снимать. Раньше это было невозможно, поэтому наблюдение велось на очень „осторожном“, если можно так сказать, расстоянии. Кроме того, нужна была съемочная группа, потому что это была кинопленка, это были большие камеры. Был человек, который ставил звук. Все это нарушало естественное течение жизни. Герой становился не просто объектом, он предлагал себя таким, каким его хотели видеть. Сегодняшние возможности и необходимость разглядеть человека там, где мы его не разглядели, — все это родило то прекрасное документальное кино, которое очень близко к человеку», — рассказывает Разбежкина.

«Откуда возникает интерес к документальному кино? Мне кажется, это какие-то биологические, естественные потребности, когда человеку хочется пожить реальной жизнью или узнать, какова она. Вот он увидел, что есть искусство, которое показывает, как устроена жизнь», — говорит арт-директор «Рудника».

Марина в беседе с корреспондентом ИА «Татар-информ» отметила общий рост интереса к документалистике не только со стороны зрителей, но и со стороны творцов. 

«Вы просто не представляете, какое количество людей сейчас идет снимать документальное кино. Что тянет человека снимать документальное кино? Он хочет интересно жить. Я скажу, что это единственная ценность. Деньги — это ерунда, хорошо, если они есть. Но если ради этого ты продаешь свой интерес к жизни и тебе дико скучно, ты поймешь, что так невозможно жить. Я всегда говорю поступающим: „У вас не будет работы, у вас не будет денег, вы все время будете снимать квартиру, зато вам будет очень интересно жить!“». 

В рамках Рудника в Свияжске работают две образовательные школы — Школа документальной анимации под руководством Дины Годер, театрального и анимационного критика, и Александра Родионова, сценариста и драматурга, а также Школа документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. Ольга Привольнова 5 лет назад поступила в эту Школу, за это время она отсняла около 6 работ. На фестивале «Рудник» она преподает в мастерской по документальному кино.



«У нас есть ребята, которые серьезно не занимались документальным кино, но у которых есть желание. У нас есть всего 5 дней, чтобы помочь им разобраться: заниматься дальше кино, или нет», — рассказала Ольга. 

По словам режиссера, в творчестве она не идет за конкретной темой, главное — «вживать» какой-то кусок жизни, который сейчас важно прожить, с помощью камеры. 

«Я поняла, что это единственный способ изучения жизни и мира, который для меня максимально интересный и честный», — добавила Привольнова. 

По мнению программного директора Евгении Марченко, Свияжск подходящее место для проведения фестиваля, связанного с творчеством и искусством.

«Я думаю, что здесь каким-то естественным образом аккумулируется энергия. Люди культуры хорошо чувствуют потоки энергии, поэтому если она концентрируется в каком-то месте, то все туда начинают стекаться. Может, для жителей Казани и Татарстана это звучит странно, но даже Марина Александровна Разбежкина рассказывала, что сюда всегда старались приехать люди культуры», — сказала Марченко.

Сама Марина Разбежкина сообщила, что организаторы планируют придать острову-граду новый статус, подобный французским Каннам.



 «Канны — это крошечный городок, о котором никто не знал, пока там не появился кинофестваль. Очень надеемся, что наш фестиваль не будет последним и тут будет еще много людей, которые захотят смотреть документальное кино», — отметила арт-директор «Рудника».

Напомним, что фестиваль «Рудник» продлится до 20 августа включительно. На остров Свияжск организован трансфер из Казани от парковки Театра имени Г. Камала. Вход на все события фестиваля бесплатный.