Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

От взятия Казани до расстрельной тюрьмы НКВД: что хранит в себе история храма Параскевы Пятницы на Большой Красной

От взятия Казани до расстрельной тюрьмы НКВД: что хранит в себе история храма Параскевы Пятницы на Большой Красной
О прошлом Пятницкого храма – тюрьме НКВД и сотнях убитых и о том, чем храм живет сейчас, – в материале ИА «Татар-информ».

Недалеко от стен Казанского Кремля, в самом начале Большой Красной улицы, стоит белокаменный храм, названный во имя Святой Великомученицы Параскевы Пятницы. По словам исследователя Казани Алексея Клочкова, история храма берет свое начало от деревянной церкви, построенной после взятия Казани. Пятницкий храм не раз горел в пожарах, закрывался и становился то тюрьмой НКВД, то приемным пунктом стеклотары. В 1990-х годах храм был передан Казанской епархии и отреставрирован. Уже почти восемь лет его настоятелем является отец Алексей. Он рассказал ИА «Татар-информ» о главных святынях храма и его прихожанах и опроверг байки экскурсоводов.

Церковь Николы Зарайского

Этот храм — один из старейших в Казани. Свой современный вид он приобрел в 1728 году, а появился гораздо раньше. История храма начинается в 1566 году, когда в начале современной Большой Красной улицы построили деревянный храм во имя Николы Зарайского с приделом Параскевы Пятницы.

Прошло немного лет после взятия Казани. Здесь, на этой улице, расположились войска из подмосковных городов, в частности, Тулы. У каждого полка был свой образ Николая Чудотворца. Здесь стояли стрельцы из подмосковного города Зарайска, рассказывает Алексей Клочков.

В XVI веке в Казани было несколько храмов, названных в честь Николая Чудотворца. Среди них — не сохранившаяся церковь Николы Тульского в Казанско-Богородицком монастыре, церковь Святого Николая Чудотворца (ныне — Никольский кафедральный собор), Николо-Гостинодворская церковь, закрытая в 1929 году, и, наконец, построенный в середине XVI века храм Николы Зарайского.

Деревянная церковь Николы Зарайского имела богадельню и большой приход в несколько десятков дворов, расположенных по Большой Казанской улице. Церковь сгорела в страшном пожаре 1579 года, превратившем в пепел часть города рядом с Кремлем. Спустя более века храм был воссоздан в камне.

«В 1728 году на средства Ивана Афанасьевича Михляева (настоящая фамилия Микляев), богатейшего казанского купца и промышленника, владельца винокуренных, кожевенных и суконного заводов построили храмовый комплекс. Как и храм Святой Евдокии на Федосеевской улице, церковь Параскевы Пятницы была построена специально для рабочих мануфактур Михляева», — отметил исследователь.

Храм пережил череду страшных пожаров

Третьего мая 1749 года в Казани случился опустошительный пожар, где выгорел весь Пятницкий приход вместе с церковью, от которой остались лишь стены. В 1774 году, как и многие другие культовые сооружения, храм Параскевы Пятницы был разграблен пугачевцами.

В 1815 году Казань снова вспыхнула. В губительном пожаре выгорело 70 кварталов, 1500 домов, около 20 церквей. Пожар не обошел стороной и Пятницкую церковь. Здание выгорело дотла, а с колокольни упал и разбился колокол. Такая же судьба была уготована церкви и в 1842 году, когда в руины превратился весь центр города.

Храму всегда помогали прихожане, среди них — Платон Суханов, внук известного миссионера Кирилла Суханова. Платон Степанович был крупным чаеторговцем, а позднее — городским главой. Будучи на этом посту, он «поднял» Пятницкую церковь после разрушительного пожара. Напротив Богородицкого монастыря и поныне стоит дом казанского градоначальника, снесенный в 2005 году и спустя десятилетие восстановленный.

Главный престол храма был отреставрирован в 1831 году и переименован из Богоявленского в Рождество-Богородицкий, а пришедший в ветхость Пятницкий придел был заново построен в 1855 году.

«Если посмотреть на Пятницкую церковь, можно заметить, что это мини-копия Петропавловского собора, — отмечает краевед. — Это сходство, конечно, неслучайно. Петропавловский собор был тоже воздвигнут на средства купца Михляева».

Петропавловский собор был построен почти в те же годы, что и Пятницкий храм, в том же стиле русского барокко. Только высота Петропавловского достигает 52 м, а Пятницкого — 22 м.

Тюрьма НКВД СССР

Октябрь 1917 года стал для храма переломным - начались гонения на духовенство и конфискации монастырских угодий. А год спустя был расстрелян большевиками настоятель церкви Федор Гидаспов.

На протяжении четырнадцати лет храм действовал как обновленческий (обновленчество — движение в русском православии, выступавшее за модернизацию богослужения), а в 1937 году храм закрыли и превратили в спецтюрьму НКВД СССР. 

«Мой дед рассказывал, что все местные знали, что в церкви происходит что-то неладное, но никто не показывал виду. Вся территория церкви была обнесена высоким пятиметровым забором с колючей проволокой, и иногда люди даже слышали выстрелы», — рассказывает Алексей Клочков.

Коммуналки и приемный пункт стеклотары

Когда тюрьму закрыли в здании разместили коммунальные квартиры. По словам Клочкова, тут было четыре квартиры, а на первом этаже вплоть до 90-х работал приемный пункт стеклотары.


Пятницкая церковь в 1970-х годах. Фото Андрея Дымского

В 1990-х храм передали Казанской епархии и в здании начались реставрационные работы.

«Масштабы ужаса, который творился в Пятницкой церкви, были осознаны только тогда, когда ее начали восстанавливать. Эта церковь стоит на костях. Стены церкви были изрешечены пулями, под полом были найдены человеческие кости», — поведал исследователь.

В 2000 году главный престол восстановленной церкви освятили в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы, а придел в честь Рождества Богородицы был освящен двумя годами позже.

Храм в настоящем

Сегодня в церкви служит настоятель отец Алексей, который и рассказал нам, чем живет храм в наши дни.

Икона Параскевы Пятницы находится в храме еще с дореволюционных времен. В советские годы она была утрачена, а в 1997 году, когда храм открыли после реставрации, икону принесла в храм старушка, которая всё это время хранила ее у себя, рассказывает священнослужитель.

«Икона была вся черная. Батюшка сначала даже не поверил, что это икона.  Перед ней отслужили молебен, и она посветлела», –рассказал отец Алексей.

Бросаются в глаза многочисленные ювелирные украшения на иконе. Их приносят в дар прихожане. В 2013 году, прямо в Страстную Пятницу, неизвестные украли все золото через небольшую щель в киоте. После этого служителям храма пришлось повесить более надежный замок.

Рядом с иконой хранится частичка мощей Параскевы Пятницы. Мощи были подарены храму в 1997 году.

 «Впервые я задумался об этом храме в студенческие годы. Мой однокурсник изучал архивы и писал исследовательскую работу. Выяснилось, что на протяжении восьми лет в здании была тюрьма. Здесь были  безжалостно расстреляны невинные люди, были найдены даже маленькие черепки. Меня до глубины души потрясла жестокость тех времен. Мы каждый день молимся о тех, кто здесь невинно убиен», ­– поделился священник.

Рассказывая о тяжелой судьбе храма, отец Алексей сравнил его со Спасом на Крови.  Когда в конце 90-х годов храм внутри ремонтировали, помощники по очереди ночевали здесь, следя за тем, чтобы из храма ничего не украли. Многие говорили, что ночью здесь спать было невозможно –  им будто слышались жуткие крики и плач.

Для нас священнослужитель открыл главные врата иконостаса. Трудно представить, что когда-то  за этими стенами расстреливали людей.

Найденные останки предали земле на Самосыровском кладбище, часть из них была похоронена на территории храма. В 2004 году над братской могилой построили усыпальницу.

Среди святынь храма - икона Божией Матери «Всецарица». Эту икону первому настоятеля церкви привезли из Греции. Она известна тем, что помогает людям исцелиться от рака.  Ранее у стен Кремля находился онкологический диспансер. Люди, узнавая в больнице о своем страшном диагнозе, приходили в церковь, чтобы вознести молитвы Пресвятой Богородице. По словам настоятеля, есть свидетельства того, что люди исцелялись, помолившись перед образом. Для хранения этой иконы на территории храма построена часовня «Всецарица». Она работает только в теплое время года, так как помещение плохо отапливается.

Задержавшись у мощей Виктора Дамасского, настоятель рассказал историю их появления в храме. Несколько лет назад в церковь зашел мужчина, по всей видимости, арабского происхождения. Между настоятелем и прихожанином завязалась дружелюбная беседа. Выяснилось, что пришедший в храм оказался священником, служащим в одной сирийской православной церкви. Год спустя сирийский священнослужитель вновь посетил храм и подарил ему мощи святого мученика Виктора Дамасского.

Пятницкий храм – кряшенский?

В 2011 году храм стал приписным к Богородицкому монастырю, но уже спустя три года стал вновь самостоятельным. До 2014 года службы в храме велись только по выходным и праздникам, но, как рассказывает нынешний настоятель, было принято решение проводить их каждый день.

Зимой в Пятницкой церкви меньше прихожан. С наступлением туристического сезона люди заходят чаще. Прошлым летом церковь посетило множество туристов, в том числе чилийцы, американцы и мексиканцы.

Местные экскурсоводы часто рассказывают туристам, что в Пятницком храме службы идут на татарском языке, реже – о том, что на чувашском. На самом деле в Казани есть единственный кряшенский приход, и находится он не в Пятницком храме, а в Тихвинской церкви.  

Разговоры о том, что службы здесь идут на чувашском языке, имеют под собой какие-то основания. Когда в 1997 году храм был передан Казанской епархии, его первым настоятелем стал священник чувашского происхождения Михаил Григорьев. Несколько лет священнослужители использовали в церковных службах фразы на чувашском языке.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев