Из Госархива Республики Татарстан: о «злобном» письме Назиба Жиганова Ахмету Исхаку

В государственных архивах республики есть большое количество материалов, касающихся жизненного пути и деятельности композитора, педагога и общественного деятеля Назиба Жиганова. Если взять личные бумажные документы по учету кадров, то там можно найти автобиографию, отзывы и переписки с поэтами.

В Государственном архиве Татарстана хранятся весьма интересные документы о Назибе Жиганове. Они раскрывают многогранную деятельность величайшего татарского композитора и дают возможность открыть новые грани его творчества. Об этом рассказала начальник отдела архива Гузель Фаезова.

По ее словам, найдено более 50 документов.

Перед нами лежит личный листок по учету руководящих кадров Жиганова, в углу его фотография.

В документе указано его место рождения – Казахстан, происхождение – рабочий, профессия – композитор, образование – Московская государственная консерватория, доцент, и т.д.

В 1931 – 1933 годах он работал музыкантом Московского татарского драматического театра. В 1933 – 1936 годах был музыкальным руководителем в Доме татарской культуры, а с 1945 года был доцентом и директором факультета музыкальной теории и композиции Казанской государственной консерватории. Личный листок по учету кадров Назиб Жиганов заполнял сам.

«Очень интересный документ привлек наше внимание. Нашлось письмо, которое Назиб Жиганов написал другу, татарскому поэту Ахмету Исхаку. Композитор отправил другу телеграмму из Москвы. Он пишет Ахмету Исхаку о том, что пишет либретто оперы “Намус”. Также есть телеграмма, где он просит Ахмета Исхака отправить ему перевод на русский язык либретто оперы “Намус”», – рассказала Гузель Фаезова.

В тексте написанное Ахметом Исхаком дается курсивом – Назиб Жиганов приводит в пример отрывки из произведения, учит его, как нужно писать. Орфография и пунктуация письма сохранены.

«Дорогой Ахмат!

Ты не исправимый!

Мы с тобой договорились, что в конце первого акта идет ария Тимри, а ты упрямо пишешь Нафиса. Это, дорогой мой не выйдет. Это не вяжется с музыкальной драматургией. Вобщем не «сырдысь» и присылай мне арию (как по сценарию) Тимри.

Третью картину пока не пиши. Начнешь работать над ней, когда я пришлю тебе сценарий. Договорились!

Какая еще у меня к тебе просьба. Не пиши длинных фраз без точек и запятых. Как например:

Наташа…

«Мин йөзалтмыш гектар җирдә

Йөз егермешәр пот бодай

Җыепалуөченбыел («быел» дигәнсүзбиккирәкинде)

Чулпанның» берәрбригадасын

Ярышкачакырам! — Уф! (Это уже пишет Жиганов.)

Тут устанешь читать, а люди должны петь. Ведь в музыке тоже точки и запятые.

Если пишешь речитативы, то пиши их короче, конкретнее, злее. Не повторяй слов. Пусть каждое слово будет само что-то выражать.

Например, Сайфи отвечает Наташе:

«Кем, Наташа! Синең бутеләгең

Яхшысын — бикяхшы, әлбәттә.

Ләкин синең белән ярышырлык

Бригада юкбезнең колхозда.

Можно было то же самое сказать:

«Кем, Наташа! Синең теләгең

Яхшысын — бикяхшы, әлбәттә.

Ләкин ярышырлык бригада юкбездә».

Это звучит для оперы конкретнее.

Что касается первого хора, ты там порядком напутал. Придется его исправлять уже в Казани. Недостатки этого хора во-первых по содержанию, а во-вторых не везде получается ритмически.

Дальше мы договорились, что Хайдар будет петь свое ариозо Амине, а ты оставил по-старому то есть он обращается непосредственно к народу. Я думаю было бы лучше, наоборот пусть он начнет петь Амине, а уже дальше может получится, что он поет всем.

Вот все что могу написать о первой картине.

Ахмат! Подумай о приезде в Рузу. Дача у меня большая. Ты будешь иметь хорошие условия, питание приличное… приезжай на август не пожалеешь.

Привет Зайнаб.

Привет от Нины. Жму руку. Назиб.

Мой адрес: Московская область, Старая Руза

Дом творчества композиторов

Дача № 9.

Жиганов Н. Г.».

«Судя по этому письму, можем сказать, что у Жиганова и Ахмета Исхака были теплые, дружественные отношения», – отмечает Гузель Фаезова.

В архиве также хранится фрагмент рукописи нот, связанный с произведением «Намус».

Работа по выявлению новых источников о Назибе Жиганове из документов, хранящихся в фондах архива продолжается.