Трагическая весть утром понедельника всколыхнула весь татарский мир. Скончалась Хамдуна Тимергалиева… Как это? Может быть, ошибка? Еще на прошлой неделе мы общались с ней на торжественной церемонии открытия бюста Ильгаму Шакирову в деревне Яна-Буляк в Тукаевском районе, обнялись, она исполнила песню. В спешке попрощалась, сказала: «Меня ждут в Челнах, родные». Это была наша последняя встреча.
В Татарской государственной филармонии имени Тукая прошла церемония прощания с народной артисткой Татарстана. В зале был аншлаг — как и на концертах Хамдуны апа. За мной сидели пожилые женщины и переговаривались между собой: «Кто же знал, что все так получится, у нас больше нет певиц, выступавших на сцене до 70 лет». В зале собрались друзья по творчеству, коллеги и поклонники исполнительницы.
Председатель «Милли Шура» Всемирного конгресса татар Василь Шайхразиев подчеркнул, что татары и в других регионах всегда принимали Хамдуну апа с большой любовью и теплотой.
«Мы получили трагическую для всех татар весть. Не стало Хамдуны Тимергалиевой. Президент Татарстана Рустам Минниханов отметил, что это большая утрата, и выразил соболезнование родным и близким артистки. Действительно, безвременная кончина Хамдуны апа стала для нас огромной утратой.
Свой путь Хамдуна апа начинала в качестве солистки Казанской филармонии в 1976 году. Благодаря своим человеческим качествам, сильному голосу и старательности очень быстро завоевала авторитет. Главное — у нее появились свои зрители. Хамдуна апа говорила: «Мое самое большое богатство — мои зрители. Преклоняя голову, самую большую благодарность выражаю моему зрителю, потому что с первых дней мой зритель меня принял. Мы не можем жить друг без друга». Эти слова исходили из глубины ее сердца.
На вопрос: «Какого певца вам привезти из Татарстана?» татары в других регионах отвечали: «Если это возможно, привезите, пожалуйста, Хамдуну апа». Каждую свою песню Хамдуна апа исполняла от всего сердца, посвящая любимому зрителю. «Если Аллах соизволит, мы вернемся к вам, и вместе еще споем», — обращалась она к залу, благодарила каждого зрителя, дарила надежду и с улыбкой на лице удалялась со сцены», — поделился воспоминаниями Василь Шайхразиев.
После смерти вручили звание народной артистки Башкортостана
В 1991 году Хамдуна Тимергалиева была удостоена звания народной артистки Татарстана. На церемонии прощания стало известно, что певица получила почетное звание народной артистки Башкортостана. Первый заместитель министра культуры Республики Башкортостан Ранис Алтынбаев вручил свидетельство о звании родным певицы.
«Хамдуна апа родилась в Бураевском районе Башкортостана и 44 года прожила в Татарстане. Среди татарского и башкирского народов она прославилась своим талантом, песнями. Жители Башкортостана бесконечно любят ее, потому что она всегда приезжала с гастролями. Это огромная утрата и большое горе для нас. В феврале этого года глава Республики Башкортостан подписал Указ о присвоении певице звания Народной артистки Татарстана. Но из-за пандемии коронавируса мы перенесли вручение, и сегодня мы передаем этот заслуженный подарок», — сказал в своем выступлении Ранис Алтынбаев.
Указ о присвоении почетного звания был подписан еще в начале 2020 года, но сама певица об этом так и не узнала. Почему так случилось? Ответа на этот вопрос пока нет.
Хамдуна апа не узнала о присвоении звания, но она бы так обрадовалась этому. Ее слушатели выразили недовольство тем фактом, что звание нашло своего обладателя только после смерти. В социальных сетях пользователи негодуют.
«А нельзя было сразу вручить?», «Давно надо было присвоить звание», «Нужно было подумать об этом раньше», «Хамдуна апа уже давно народная артистка и татар, и башкир», — пишут почитатели ее таланта.
В Бураевском районе Башкортостана именем певицы будет названа улица
Заместитель министра культуры Татарстана Ленар Хакимзянов отметил, что для увековечения имени Хамдуны Тимергалиевой будет сделано все возможное. «Это стало бесконечной утратой для всей татарской нации. Хамдуна апа была искренней, смелой, постоянно в движении, кипела в гуще событий. Певица, сохранившая любовь народа до конца своих дней. Она навечно останется в истории татарского музыкального искусства. Мы сделаем все, чтобы передать будущим поколениям ее творческое наследие», — сказал он.
Заместитель главы Бураевского района Башкории Гимир Нуретдинов подчеркнул, что именем Хамдуны Тимергалиевой будет названа одна из улиц районного центра — села Бураево.
«Она поддерживала связь с земляками. Своими песнями она дарили свет нашему народу. В своих песнях она воспевала Бураевскую землю, ее трудолюбивых жителей. Для увековечения имени нашей знаменитой землячки, было принято решение назвать ее именем одну из улиц села Бураево. От имени жителей нашего района выражаем огромную благодарность народу Татарстана и руководству вашей республики, за то, что с такой теплотой приняли простую деревенскую девочку, полюбили ее песни и творчество», — отметил он.
Айдар Файзрахманов: «Почетными званиями нужно было одаривать раньше»
«Этот год выдался крайне тяжелым. Уходят из жизни лучшие сыновья и дочери татарского народа. Хамдуна вдохнула новую жизнь сотням позабытым песням нашего народа. Наверное, это лучший показатель для исполнителя. И, может быть, почетными званиями нужно было одаривать раньше. Поэтому в душе остался тяжелый осадок. Мы сказали ей, что выдвинули ее кандидатуру на взыскание премии Ильгама Шакирова, и она с большой радостью восприняла эту новость, но все в руках Всевышнего. Пусть земля тебе будет пухом, Хамдуна…» — простился с певицей художественный руководитель Татарской государственной филармонии Айдар Файзрахманов.
«Хәмдүнәкәем, прости…»
Родной брат усопшей артистки Фанави Тимергалиев не смог сдержать слез, его голос дрожал.
«Очень тяжело говорить. В эти тяжелые минуты дает душевное успокоение то, с какой любовью относятся к ней народы Татарстана и Башкортостана. По мере своих сил человек должен стремиться к служению великому народу. Хамдуна была счастлива тем, что служила. Спасибо вам, что приняли ее как свою дочь, дали ей возможность показать себя, дарить свой талант. Мы благодарны руководителям, оказавшим ей поддержку в начале ее творческого пути, принявшему ее народу и деятелям искусства. Я горжусь тем, что моя сестра работала с великими. Хәмдүнәкәем, прости, и покойся с миром!» — сказал он.
Рамиль хазрат Юнус вознес молитву Аллаху. Народ аплодисментами проводил любимую артистку в последний путь. Как только траурная процессия тронулась, заморосил дождь.
На новом кладбище «Курган» дождь еще не начался. Тело Хамдуны Тимергалиевой предали земле. На новом кладбище она пока в одиночестве. Над деревьями, что растут вдоль забора кладбища, раскинулась радуга, через некоторое время вновь пошел дождь.
Гузель Идрисова: «Такие, как она, рождаются раз в сто лет»
«Я взяла ее песню „Ай җаный“ в свой репертуар. Очень боялась, что Хамдуна апа раскритикует. На удивление, Хамдуна апа поддержала мое исполнение: „Милая, хорошо сделала, а вот если вот тут чуть подправишь, получится совсем как у меня“, — дала она совет. В гримерной делилась советами, говорила правду в лицо, не юлила. „Пойте своим голосом, нельзя обманывать зрителя“, — учила она нас, молодых. Таких артистов, как она, с эксклюзивным голосом, наверное, больше не будет. Такие рождаются один раз в сто лет. Как бы себя не чувствовала, она собирала волю в кулак и выступала», — вспоминает певица Гузель Идрисова.
Рифат Зарипов: «Она была огонь»
«Хамдуна апа была человеком с большой буквы. Она была огонь. Трудности старалась переживать с юмором, но не всегда, наверное, получалось. Она все унесла в себе. Любила шутить, из-за худобы любя называла меня „костлявым“. „Костлявый, если обидят — скажи мне, вместе пойдем биться“, — шутила она. В последний раз мы с ней виделись на концерте „Солянка“. Я стал жаловаться, что концертов нет, дела плохи. Хамдуна апа как отрезала: „Апаем, никогда не жалуйся на жизнь, кровь изо рта не выплевывай — глотай, не показывай, за тебя никто не станет переживать“, — сказала она. И в этом — вся Хамдуна апа», — с теплотой рассказал Рифат Зарипов.
Резида Тухватуллина: «До последнего вздоха я буду стараться петь как она»
«Я стала дипломантом на конкурсе „Татар җыры — 1988“, исполнив песню из репертуара Хамдуны апа. Пела песни „Күгәрчен“, „Ялгыз каен“. Я пришла на сцену как вторая Хамдуна. Все же я постаралась не повторять ее, ведь чтобы стать личностью, нельзя быть второй Хамдуной. Наши пути постоянно пересекались. Нет второго такого человека, как Хамдуна апа. Она стремительна как ветер. И так же она нас покинула. Это удивительная личность, и для меня — самая народная артистка. До последнего вздоха я буду стараться петь в ее стиле», — поделилась Резида Тухватуллина.
Гульназ Сафарова: «Хамдуна апа старалась быть современной»
«Уход Хамдуны апа стал для нас неожиданностью. Мы готовились к шоу «Театральная солянка», где она исполняла главную роль. В прошлую пятницу мы репетировали. «Хорошенько выучи вот эти слова, Хамдуна апа», — попросила я ее. «Выучу, это будет просто бомба. Сумеем ли довести до конца?» — спросила она. Я ответила: «Конечно, доведем». Следующая репетиция была намечена на понедельник. А утром мы получили такую весть…
Она была на одной волне с молодежью, понимала нас. Она никогда не обсуждала других. В пятницу на репетицию я пришла в необычной кофте в молодежном стиле. Будто наизнанку вывернутая, такой пошив у кофты. На ее месте другая бы сказала: «Это еще что такое? Неправильно, что ли, надела?» Но она не такая. «Гульназ, вот это у тебя кофта! Тоже хочу себе такую», — сказала она. Она умела принимать новое, видеть креатив. Хамдуна апа старалась быть современной. Спрашивала у меня: «Гульназ, как тебе мои кроссовки?» Она купила модные красивые кроссовки. Никогда не жаловалась, как это принято у пенсионеров, не была жертвой старости, своей душой, манерой одеваться она стремилась к новизне.
А еще она очень любила молодежь. «Молодость — это красота», — говорила она. «Гульназ, ты такая красивая, ты такая молодец. Сделай еще какой-нибудь проект, у тебя ведь это хорошо получается», — хвалила меня. Но не умела льстить. Если уж ей что-то было не по душе — говорила об этом прямо, всегда была искренне на все сто. Она была суперпсихологом, могла окрылить, вести за собой других и, несомненно, была трудолюбива.
В пятницу она приехала на репетицию. В четверг и я, и она работали допоздна, я пришла уставшая, не отдохнувшая. А Хамдуна апа уже горит на работе, говорит: «Айда, поработаем, сон как рукой снимет». Она была как огонь. Я бы назвала ее уход счастливым. Она никогда не любила сидеть дома. Постоянно твердила: «Пусть меня всегда приглашают, хочу петь всегда». И вот она ушла, между концертами, не переставая петь для своего зрителя. Наверное, ее уважали все, она была настоящим человеком», — рассказала Гульназ Сафарова.
Рустем Асаев: «На сцене Хамдуна апа — царица»
«С Хамдуной апа я познакомился в 2002 году. Первое знакомство произошло в Уфе. Тогда радио „Шәрык“ устраивало концерты с артистами татарской и башкирской эстрады. На концерте в Уфе зрители вознесли Хамдуну апа к небесам. Настолько сильной была ее энергетика, она меня удивила бесконечно. Безусловно, на сцене Хамдуна апа — царица. В 2016 году на своей машине привез ее на Сабантуй в моем родном селе. Она была хорошей попутчицей, время в дороге пролетело незаметно. Порадовала моих односельчан своими песнями, зажигала, поэтому я ей очень благодарен», — вспомнил Рустем Асаев.
Люция Мусина: «Буду хранить и бережно надевать ее подарок»
«Хамдуна апа всегда умела поддержать других, дать совет, сказать теплое слово. Она была нашей легендарной певицей. Ее песни навсегда останутся в наших сердцах. На концерте „Солянка“ мне подарили туфли, за кулисами я их примерила, и мне обувь оказалась большой. Я спросила у Хамдуны апа: „А вам эти туфельки не подойдут?“ Обувь оказалась впору, и очень ей понравилась. Уже на следующий день она принесла мне очень красивые босоножки, но, к сожалению, пощеголять в них на одном концерте с Хамдуной апа так и не получилось. Буду носить их бережно, как память о Хамдуне апа. Я благодарна ей за все», — сказала Люция Мусина.
Гульдания Хайруллина: «Она всегда хвалила меня»
«С Хамдуной апа мы встретились в Государственном ансамбле песни и танца. Ранее ходила смотреть ее концерты, она была одной из моих любимых артисток. Я еще только устроилась на работу, а тут ее направили работать в ансамбле. С таким удовольствием мы с ней тогда пообщались. А еще меня частенько с ней путали. Мы постоянно шутили над этим. «Милая, напиши мне про это, я ведь начала писать книгу», — обратилась она ко мне. В прошлом году мы ездили на север с концертами, и когда я выходила из машины встречающий нас мужчина говорит: «Хамдуна апа, давайте я вас на руках понесу».
Она была великодушна, остроумна, всегда готова прийти на помощь. Ее кончина стала для всех шоком. Пусть Аллах уготовит для нее место в раю.
Как-то раз они приезжали с концертом в нашу деревню. Мама приготовила бэлеш, позвала домой весь ее коллектив. Хамдуна апа всегда об этом помнила, вспоминала ее вкусный бэлеш, расспрашивала о ее самочувствии», — поделилась Гульдания Хайруллина.
Фан Валиахметов: «Среди певиц, наверное, она единственная была такой искренней»
«Рано было ей уходить, еще рано. Самое время петь. Сегодня душа не на месте. Она была настоящей певицей. Многие поют под фонограмму, дурят зрителей, а она такой не была. Справедливой была, говорила прямо. Среди певиц, наверное, она единственная была такой искренней. Выкладывала как на духу, не хранила в душе обиды, говорю это, положа руку на сердце. Мы не могли наговориться. Это очень большая утрата для татарского народа», — сказал Фан Валиахметов.
Назифа Кадырова: «Мы относились друг к другу с большим уважением»
«Хамдуна апа была искренней, простодушной, справедливой, помогающей. Мы делились радостями друг с другом. В 1980-х годах мы ездили на гастроли вместе. С тех времен близко общались, многие песни были у нас общими. Я начинала петь песню в Башкортостане, она дарила эту песню зрителям Татарстана, я в свою очередь пела ее песни у себя. Мы относились друг к другу с большим уважением. Она была старательной как пчелка. Мы очень крепко дружили», — рассказала нам Назифа Кадырова.
Винарис Ильегет: «Она была мне вместо матери»
«Этот год выдался для меня очень тяжелым. Не стало мамы. Вместо матери у меня осталась Хамдуна апа. И вот сейчас ушла и она. Я до сих пор не могу в это поверить. Она мне очень много помогала, направляла меня, учила работать. В последний раз мы встретились в пятницу на репетиции, договорились встретиться в понедельник, и утром я получил весть о ее кончине…» — поделился Винарис Ильегет.
Выражаем искренние соболезнования родным и близким легенды татарской эстрады Хамдуны Тимергалиевой. Пусть земля будет пухом, пусть Аллах поместит ее в раю.
Хамдуна Саитгалиевна Тимергалиева родилась 24 мая 1949 года в деревне Кутлиярово Бураевского района Республики Башкортостан в семье председателя колхоза. После школы работала монтажником 4-го разряда на телефонной станции в Уфе. Окончила в Уфе культурно-просветительное училище. В 1976–1987 годах работала в Татарской государственной филармонии им. Г.Тукая. Впервые исполнила песню «Гармун моңнары» в качестве солистки-вокалистки в концертной бригаде заслуженного артиста России, народного артиста Татарстана Эмиля Залялетдинова. Так же работала в коллективах Габдуллы Рахимкулова, Ильгама Шакирова.
В ее репертуаре насчитывается около 1000 песен, из них около 200 народных мелодий.
Умерла 14 сентября 2020 года в Казани.
Нет комментариев-