Добрый день, Сергей Валентинович! Расскажите, пожалуйста, что вы знаете о кинематографе Татарстана и какие работы или специалистов из республики можете выделить?
Я не первый раз бываю в Татарстане, тем более что сам родом из Мордовии и татары есть среди моих близких друзей. В республику я приезжал на съемки документального фильма про Ивана Грозного для BBC, с удовольствием проводил здесь на мастер-класс по картине «Метро».
Несколько лет назад в Якутии активно начал развиваться региональный кинематограф, и многие республики стали под это подтягиваться и формировать собственные кадры. Я поддерживаю такие инициативы. Был членом жюри фестиваля в Екатеринбурге, в котором участвовал фильм из Татарстана «Мулла», где актер [Рамиль Фазлиев], играющий главную роль, был режиссером. Картина была очень достойной и профессионально сделанной. Фильм о религии и ее проблемах. Это правильное течение, потому что никто лучше самих республик не знает о людях, которые интересуются проблемами своего региона.
Национальный кинематограф имеет свою, пусть и ограниченную, аудиторию. В случае с якутским кино это количество, переходящее в качество. Они там делали до 50 фильмов в год за небольшие деньги, которые компенсировали интересной темой, в том числе для людей, живущих в Республике Якутия.
Мне кажется, у Татарстана есть эта перспектива, свой зритель. Сейчас кинопроизводство во много раз легче, чем кинопленочное, и нужно развивать свои кадры. Я пока в относительно добром здравии, готов помогать и приезжать делать мастер-классы более расширенные. Ведь мастер-класс должен включать в себя часть практики, чтобы люди не просто услышали о чем-то, но и поняли, как это делать.
Такие мастер-классы я вел в Якутии, Екатеринбурге. Некоторые из них шли в эфире и собирали аудиторию в несколько тысяч человек. Профессия оператора сильно связана с практикой. Говорить можно долго, красиво, но нужно показать, как это делается.
Вам ближе для работы авторское кино или блокбастеры?
По таким критериям я работу над фильмами не разделяю. Я отношусь к любой работе максимально ответственно. Если в какой-то момент я сделаю материал хуже, чем могу, сделав так во второй и третий раз, критерий будет падать. Для того чтобы поднимать свое мастерство, необходимо к каждой работе относиться максимально, насколько хватит сил. Я готов, если идея хорошая, отказаться от гонорара, а за блокбастер получать много. Главное, работать честно.
Съемки в космосе и любимый фильм, снятый с Балабановым
Клим Шипенко планирует снимать фильм в космосе, будете ли вы каким-либо образом принимать участие в съемках?
Шипенко я, вероятнее всего, помочь не смогу, потому что там будет преодоление естественных трудностей нахождения в космическом пространстве. Моя задача в фильме «Салют-7» заключалась в том, чтобы создать иллюзию. Клим Шипенко сам имеет операторское образование, но особо его не практикует, поэтому вряд ли я ему чем-то помогу. Если захочет спросить совета, то я не откажу.
Сейчас с режиссером мы поддерживаем хорошие отношения, недавно даже виделись в Санкт-Петербурге на съемках фильма «Декабрь».
Как вы определяете, будете ли работать с фильмом?
Совместная работа кинооператора и режиссера — это все равно что женитьба. Но кто там, муж или жена, определить трудно. Для меня в первую очередь важен сюжет картины и идея, потом уже режиссер. Ведь за короткий промежуток времени мне нужно понять, как он сможет реализовать ту идею, которая нас объединит. Потом уже идут факторы времени и денег.
Вы работали над несколькими картинами режиссера Алексей Балабанова, в том числе самыми известными. Как вы выбирали среди его фильмов те, над которыми будете работать?
Сначала я снял с ним вместе картину «Счастливые дни», потом он предложил мне снимать «Замок». Поскольку это было произведение писателя Франца Кафки, то когда объявили бюджет, я понял, что для такого фильма это маленькая сумма. Этот фильм снимать я отказался. Я готов был платить Алексею Балабанову зарплату, чтобы он не снимал, но он сказал, что снимать очень хочет.
В итоге режиссер сделал картину с другими операторами, и фильм получился неплохим, там были все составные компоненты, но их слияния не получилось. Я не считаю, что это один из самых слабых фильмов Балабанова, но он не дотянулся до того уровня, который я замышлял. Причем Алексей до самой смерти говорил мне: «Если бы ты снимал, то фильм был бы лучше». Я не совсем согласен, потому что могли быть лучше составляющие по изображению, но ведь изображение еще не самое главное в фильме.
Есть примеры хороших фильмов с плохим изображением, например «Белорусский вокзал». Это не самая лучшая работа оператора Павла Лебешева. И есть гениальные изображения фильма «Звездопад», который снимал Георгий Рерберг, но многие о нем даже не слышали.
Кино — это все-таки некий симбиоз всего. Когда все складывается и попадает в резонанс, получается заметное явление. И не всегда фильм рождается сразу, иногда это случается в процессе. Например, я знаю примеры, когда был прекрасный материал и фильм не получался, и наоборот. Кино живая субстанция, поскольку она делается многими людьми, и в этом ее сложность.
Какой ваш самый запоминающийся фильм, над которым вы работали вместе с Балабановым?
Наверно, «Счастливые дни». С точки зрения творчества этот фильм затрагивает многие вечные человеческие темы. А вот фильм «Брат» популярен, потому что имеет свою ауру. А вообще к своим фильмам я отношусь как к детям. За 40 лет работы я снял очень много фильмов, а отметить могу, наверно, только полтора десятка.
Сосиски с картошкой и пленка американцев
Вспомните, пожалуйста, как именно создавалась атмосфера фильма «Брат» с точки зрения операторской работы?
Во время работы над фильмом мы были условно свободны. У нас не было денег, но была купленная пленка, оставшаяся с фильма «Анна Каренина» с актрисой Софи Марсо. За пленку заплатил продюсер кинокомпании СТВ Сергей Сельянов.
Была также съемочная группа, которая не получала никаких денег и варила сосиски с картошкой на обед. Мы делали общее дело, не сильно переживая о результате. Мы делали все свободно, и я со своей камерой никому не мешал.
Несмотря на то что мы снимали на пленку, нас это особо не стесняло, потому что с Балабановым мы снимали максимум один-три дубля.
А как вы получили эту пленку?
Мне позвонил один актер и предложил ее купить. Там было 18 тыс. метров великолепной пленки Kodak, в больших размотках по 120-300 метров. Я позвонил Сельянову, и он сразу же уцепился за этот шанс,. Идея уже была, но возможности снимать не было. В итоге мы арендовали камеру, и всё получилось.
«Аура» пленки и имитация неба
Можете сравнить съемки на пленку и «цифру»?
На «цифре» больше возможностей с точки зрения творчества, и я предпочитаю работать именно на «цифре». Я пленку вспоминаю только как факт своей жизни, потому что это лишь способ визуализировать картинку и не более.
Вы до сих пор продолжаете изготавливать приборы для съемочного процесса?
Я продолжаю делать приборы для общего операторского потребления, это часть моего бизнеса. Однако сами приборы я не продаю, а даю в аренду, потому что кинорынок у нас не такой большой.
Свои приборы я называю «самоварами». Это верхушки биколорных спецлайтов, которые имеют мощность 1,2 киловатт. Они применяются для создания больших освещенностей, имитирующих небо. Сейчас сто таких приборов висит в одном из ангаров Домодедово площадью 7 тыс. кв. метров. Они предназначены для съемки фильма Клима Шипенко «Декабрь». В ангаре воссоздана натура Санкт-Петербурга, которую уже невозможно снять в современной Северной столице.
Какие фильмы, вышедшие в российский прокат в последнее время, вам понравились?
Могу отметить «Серебряные коньки», где тоже применялся мой свет. Через несколько дней будет премьера фильма «Конек-горбунок», где были на 99% использованы мои световые приборы. То есть фильм был снят при светодиодном свете, который я специально изготовил. Всего там было около 120 приборов.
Будете ли вы снимать что-то в этом году?
У меня уже есть предложения, но я не стремлюсь снимать что попало. Сейчас кино я снимаю скорее для души. Снимать просто движущиеся картинки уже не интересно.
Спасибо вам за интервью!
Нет комментариев-