На фестивале «Татар җыры» в 2018 году Хамдуна Тимергалиева общалась с корреспондентом «Татар-информа» и рассказала о том, что пишет свою автобиографическую книгу:
— Пишу автобиографическую книгу о жизненном и творческом пути. Это оказалось нелегкой задачей, пока не могу сказать, когда будет готова книга. Мне приходилось слышать о себе много плохих слов, сплетен, клеветы и необоснованных обвинений. Хочу поставить точку, открыть всю правду. Постараюсь сделать книгу интересной и поучительной. Я проживаю счастливую жизнь, но мне пришлось хлебнуть немало горестей.
Жизнь научила меня не раскисать. В свое время многие завидовали моему успеху, мечтали о том, чтобы я споткнулась и упала. В своей книге я хотела назвать имена тех, кто обижал, оклеветал. Но многих из них сегодня уже нет. Поэтому не стоит трогать души умерших. Это будет некрасиво. Пусть все останется в прошлом. Я — певица, и хочу сохраниться в душе моих зрителей красивой. Пусть меня запомнят такой, какая я есть. Прошу только Аллаха не лишать меня любви зрителей, — сказала она во время этой беседы.
О современной эстраде и «звездах»
— Времена меняются, вместе с тем, эстрада тоже идет вперед. Сейчас зрители отдают предпочтение современной динамичной музыке. Во время войны никому не хотелось слушать «шырдый-бырдый» (пустых) песен, у людей было горе. В то время была потребность в народных песнях. Когда я начинала петь были популярны песни «Идел», «Сагыну», «Кайту». Зрители с нетерпением ждали выступлений под мелодии баяна.
А ты попробуй сегодня спеть под баян! Сейчас всего в достатке, жизнь стала богаче. Слава Всевышнему! Когда все есть, люди начинают беситься с жиру. Меняются не только песни, но и люди. Люди нашего времени — это поколение, получившее скромное, хорошее воспитание. Сейчас ценности в жизни совсем другие. Могу сказать одно: певцы, исполняющие бестолковые песни, проживут недолго. Певцы-однодневки быстро гаснут, для них все временно. Народ не обманешь.
«Песня — это не способ зарабатывать деньги»
— Многие превратили пение в способ зарабатывания денег. Но, как правило, такие на сцене долго не задерживаются — от силы 5-6 лет. Сегодня они есть, завтра — нет… Я на сцене уже 48 лет. Для того, чтобы задержаться на сцене так долго, нужен очень хороший репертуар. Во-первых, требуется знание народных песен, фольклора. А еще нужно быть в курсе репертуара выдающихся исполнителей. Нельзя спеть две песни и стать звездой.
— У меня много и бесплатных выступлений. У меня есть друзья, знакомые, с которыми вместе прожили жизнь, которых я знаю. И когда они говорят: «Хамдуна, спой, пожалуйста!», как я могу ждать от них денег. Мы ведь поем свои песни, потому что любим сцену и свой народ, — рассказывала народная артистка Татарстана в интервью в программе «Ком сәгате» на телеканале «ТНВ».
О баянистах
— Баянистов много, а умеющих играть — единицы. Сейчас многие баянисты играют так, что с ними невозможно спеть с удовольствием. Хотя, вот в последнее время появилось несколько юных одаренных баянистов.
Если помните, свою песню «Галигә барам әле» я пела под аккомпанемент баяниста Рустема Валиева. Когда он умер, я очень расстроилась. А эту песню я больше не с кем петь не могу. Рустем Валиев угадывал в моем взгляде, что я хочу сказать, на сцене между собой мы только так и общались. Когда играл он, пели все клетки тела. На сцене Рустем Валиев умел вести исполнителя за собой, будто на ладони», — вспоминала певица.
Воспоминания певицы об Ильгаме Шакирове
Эти слова о легендарном певце и своем учителе Хамдуна ханум произнесла в этом году 15 февраля на сцене Татарской государственной филармонии им. Г.Тукая во время торжественного вечера в честь 85-летия Ильгама Шакирова:
«В коллективе Ильгама Шакирова я выступала молодой исполнительницей. Работая у Ильгама абый, я в прямом смысле слова научилась петь, поняла, что такое песня. Каждый день за кулисами слушала пение Ильгама абый. В моем формировании как певицы Ильгам Шакиров сыграл большую роль.»
О молодых исполнителях
Следующие высказывания Хамдуны ханум взяты из интервью газете «Ватаным Татарстан»:
«Я бы не стала высказываться резко в адрес молодежи, и утверждать, что нет уважения к старшим. Я сужу по себе. Я на сцене 51-й год, и артисты молодого поколения относятся ко мне с уважением. Тут уж как себя поставишь. Но правда в том, что все молодые ко мне тянутся. Секрет такого отношения прост: нужно их полюбить. Не обижать, не говорить, что еще сопли не высохли. Никто не родился с образованием в семь классов. Пение — это такое искусство, которое нужно денно и нощно изучать, посвятить себя этому. Я вот в свои 71 год учусь. Этому нужно учиться всю жизнь, каждый день».
О религии, вере, намазе
«У нас в роду все получили хорошее воспитание. Вся моя жизнь прошла на виду у всего народа. Песня, спетая мной за 51 год, — это как намаз. Отец жил молитвами, я же не сяду, пока не придет время. Если ты пришел к этому, то нужно делать всей душой. Терпеть не могу людей, которые повязывают платок на людях, занимаясь показухой. Вера — в моей душе, Аллах Всевышний — в моем сердце».
Об одиночестве, семье
— Сцена к личной жизни не имеет никакого отношения. Все зависит от человека. И я вообще не приемлю слов о том, что якобы, посвятил свою жизнь сцене и не было времени обзавестись семьей. Это неправда. Вот я одинока. Но одиночество мое никак не связано со сценой. Так уж вышло в жизни. И только я это знаю, это лишь мое дело. Это никого не касается!
«Бедной родилась, бедной и умру»
— Почему я говорю эти слова, потому что в России почти не осталось городов, где я не выступала, не была лишь во Владивостоке, Камчатке, Мурманске. Не сочтите за ложь, но я могу сказать, что обошла пешком все города и села, где живут татары. За время работы было много препятствий, подолгу не могла получить заработную плату. С концерта мне выплачивали 6 рублей 50 копеек. Это очень низкая зарплата, на нее нельзя было даже прокормиться целый месяц. Поэтому я говорю, что жила бедно.
Очень выручало, что в селах председатели колхозов любили мое пение и творчество, помогали кто мясом, кто еще чем. И те самые шесть рублей я могла себе позволить тратить на сценические костюмы. Особенно запомнился случай: в селе Каркаусь Кукморского района жил Ясави абый. Этот человек построил в селе клуб и сказал, что, пока Хамдуна не приедет в этот клуб с концертом, никого на сцену не пустит. Он узнал, что мы едем из Кировской области, встретил нас на дороге, и на следующий день мы сыграли там концерт. Наверное, благодаря вот таким руководителям я достигла своего нынешнего состояния, снискала известность как Хамдуна. После перемен в стране жизнь артистов тоже переменилась. Появилась возможность работать на себя. И вот тогда я встала на ноги.
О нации и родном языке: «Родной язык не отдам, это святое»
— Я — дите татарского народа. Когда Иван Грозный завоевал Казань, мои предки, чтобы избежать насильственного крещения, перебрались в Башкортостан. Я не приезжала в Казань — я вернулась на Родину. И это документальный факт. На этот вопрос отвечу так: при рождении никто не пишет заявления на то, чтобы стать татарином или башкиром. Если своим родным языком он считает татарский — он запишется татарином/татаркой. Если родным для него является башкирский язык — то он башкир. Вот и все.
Знаете, отношения между татарами и башкирами путают те, кто гонится за карьерой. Неудачники — вроде пишут стихи, но не стали поэтами, вроде поют песни, но не стали певцами — вот эти недопоэты и недопевцы противопоставляют два народа. Пусть мне сейчас скажут, что расстреляют, но свой родной язык не отдам в обиду, это святое.
О сценической жизни
— Что бы там ни случилось, зрители не должны знать нашу кухню. Наша миссия — оказывать культурные услуги. Народ не должен знать даже о том, что артисты кушают картошку. Мы должны оставаться за завесой тайны.
О любимых песнях
— У меня есть несколько очень дорогих для меня песен. «Җомга», «Борай көе», «Чияле тау», «Галигә барам әле». Если кто-то без спроса их трогает, мне будто кромсают душу. Я ведь еще жива, я пою. Одно дело, если доводят до мастерства, но ведь нет — ломают, рушат, дергают за руки-ноги, кажется, что делают инвалида…
Последнее время песню «Галигә барам әле» перестала петь и сама. Эту песню нельзя представить без Рустема Валиева…
О настоящих исполнителях
Из интервью журналу «Мәйдан», два года назад:
«Каждый, кто старается, не может стать настоящим исполнителем. Во-первых, требуется врожденный талант. Вдобавок к таланту нужны нотная грамота, вокальные данные, обучение у мастеров. Петь это одно, а постановка голоса — совсем другой разговор. Даже хороший исполнитель может не уметь поставить голос, я же отличаюсь тем, что умею это делать во время пения. Пение помогло мне быть в жизни сильной духом».
«Счастье связано с душевным удовольствием»
— Люди понимают счастье по-разному. Кто-то считает счастьем замужество, и это не совсем так. Есть среди людей, живущих под одной крышей, такие пары, которые всю жизнь спят на разных постелях, отношения как у кошки с собакой, нет теплоты и взаимоуважения.
Счастье нельзя потрогать, оно связано с ощущением душевного удовольствия. В эти минуты я счастлива быть с вами, одним словом, мне просто хорошо!
О сплетнях и лжи
Узнав о том, что о певице Хании Фархи распространяют ложь, Хамдуна Тимергалиева прокомментировала эту ситуацию корреспонденту ТИ.
— Распускают сплетни лишь те, кто неумен, в чьем сердце нет места ничему светлому, святому. Вот я никогда в жизни не делала никому ничего плохого. Я пела на сцене, а меня окунали в грязные сплетни. Чего только про меня не выдумывали, а ведь ничего из этого не соответствует действительности. У меня какое-то время жил братишка. Тогда обо мне говорили, что «Хамдуна живет с молодым парнем». Не могу же я везде отчитываться, что это мой братишка.
Эту сплетницу надо разыскать и поставить перед судом. Пусть ответит. Это станет ударом по всем сплетникам.
О татарском народе
— Татарский народ никогда не исчезнет, за это не стоит переживать. Татары могут исчезнуть только в том случае, если произойдет взрыв планеты Земля.
Хамдуна Тимергалиева — певица, народная артистка Татарстана, одна из самых популярных татарских исполнителей.
Тимергалиева Хамдуна Саетгалиевна родилась 24 мая 1949 года в селе Котляр Борайского района Башкортостана.
В 1976–1987 годах работала певицей Татарской государственной филармонии в Казани. в ее репертуаре — более тысячи песен, из них около двухсот — это народные песни.
Нет комментариев-