Первым делом коронавирус приостановил культурные мероприятия, и оживет культурная жизнь, скорее всего, тоже в последнюю очередь. Их состояние – как в той известной сказке, где царь сказал: «Приди ко мне в гости не в одежде и не нагой». Мудрая девушка разделась и укуталась в сети. Артисты точно, как эта девушка: вроде как и не голые, но и не одеты… С одной стороны, они продолжают петь и развлекать народ – онлайн, конечно, с другой стороны – никаких выступлений. Речь о самозанятых артистах.
Министр культуры Татарстана Ирада Аюпова: «По самым позитивным прогнозам, концерты могут начаться уже в июле. И речь не о массовых больших концертах. Считаю, что к концу июля можно будет начать с малых залов. Начать работать в июле – это моя мечта. А как оно окажется на самом деле – посмотрим. Не все от нас зависит».
Значит, если дадут разрешение на организацию концертов, все артисты ринутся скорее ставить свои выступления. А в плане залов республика не резиновая. Для шоу-бизнеса у нас есть амбициозная «Пирамида», для масс – УНИКС, рассчитанный на тысячу зрителей, и традиционная филармония с ее 600 местами. Для Салавата Фатхутдинова исключение делает театр Камала, Габдельфат Сафин любит работать с театром Тинчурина. Есть еще несколько дворцов культуры, отремонтированных за последние годы. Все равно не густо.
Корреспондент «ИА «Татар-информ» поинтересовался мнением экспертов.
Директор театра Тинчурина Фанис Мусагитов: «Министр, наверное, имела в виду концерты на открытом воздухе. Если прогнозы реализуются, мы бы и сами открыли сезон с 20 июля. Если театру разрешат начать свою деятельность, то нам будет некогда предоставить в аренду свою сцену. С одной стороны, конечно, аренда – это деньги, но, продавая билеты на наши представления, мы зарабатываем втрое больше».
«Мест не остается уже на осень будущего года»
Наш корреспондент также обратился за комментариями к директору Татарской государственной филармонии им. Г. Тукая Кадиму Нуруллину.
Кадим Назирович, если скажу, что во время самоизоляции брала уроки по вокалу, и задумаю выступать с концертами, вы сможете предоставить мне зал осенью этого года?
В этом году – вряд ли. Мест почти не остается уже на осень будущего года. У нас есть хорошие даты на 2022 год. А об осени этого года мы и говорить не можем, к сожалению.
Так много артистов обращается по вопросу аренды зала?
Очень много. Вот только нет возможности удовлетворить всех. Артисты не унывают – выбирают дни на осень 2021 года, их почти не осталось, сейчас идет бронирование дней на 2022 год.
А в этом году?
Об аренде на этот год не может быть и речи. У нас ведь все концерты, запланированные на март, апрель, май, июнь, перенесены на следующий сезон. Есть абонементные концерты, единичные. Поэтому нам сейчас тяжело говорить об аренде.
Как вы думаете, когда начнутся концерты?
Мне кажется, в июле еще не дадут разрешение на выступления на массовую аудиторию. История с пандемией так быстро не завершится, а если это и случится, то народ не скоро придет в концертные залы. Есть и психологическая сторона вопроса. В Татарстане работники культуры вышли в отпуск. Есть план начать работу в середине августа. Все зависит от того, когда закончится пандемия.
В зале филармонии в основном пройдут ваши концерты. А прежние договоренности об аренде остаются в силе?
Они остаются, мы постарались не трогать прежние договоренности. Ни один контракт не был расторгнут. У нас нет привычки оставлять своих партнеров на перепутье. Есть арендные договоры, оставшиеся с весны. Они ведь уже успели продать свои билеты. Их нельзя отменять. Во-первых, есть договор, а во-вторых, есть этическая сторона вопроса.
Каким вы прогнозируете сегодняшнее состояние эстрады? Кто-то оставит шоу-бизнес насовсем? В какую сторону произойдут изменения?
На мой взгляд, никто не захочет уходить – наоборот, все кинутся с жаждой. Осенние месяцы сулят быть жаркой порой работы. Как земля, жаждавшая осадков…
А у народа будут деньги за все это платить?
Скорее всего, некая напряженность будет. Не только в вопросе денег. Как уже говорил, у людей могут быть психологические барьеры против посещения мест большого скопления людей. Если все будет спокойно в мире, надеюсь, что это скоро пройдет.
Изменятся ли цены на билеты?
Думаю, цены понизятся. В нынешней ситуации мы можем привлечь народ ценой и качеством.
Было тяжело возвращать деньги за перенесенные концерты?
Спасибо зрителям – лишь немногие сдали свои билеты обратно. Значит, их покупали истинные ценители искусства.
«Сегодня главная цель – сохранить себя, а не гонка за доходами»
Директор Общественного фонда татарской культуры им. Р. Вагапова, продюсер Рифат Фаттахов сказал по этому поводу следующее:
Эстрада, шоу-бизнес и сфера культуры переживают нелегкие времена. Доходы сильно снизились, все терпят экономический урон. В 2008 году тоже был кризис, он тоже сильно повлиял на культуру. Но тогда концерты не отменялись. Сейчас удар пришелся с двух сторон – экономический кризис и приостановка культурной жизни в связи с пандемией коронавируса. Мы приостановили свои концерты уже с 15 марта. Более 30 концертов были либо отменены вовсе, либо перенесены. Были те, кто сдал свои билеты обратно, а те, кто не стал этого делать, придут на концерт, когда он состоится. В марте мы планировали побывать в Тюмени и Тобольске – перенесли на сентябрь. На 11 апреля был запланирован концерт без микрофона. Сначала его перенесли на 18 мая, а теперь уже, по воле Всевышнего, на 7 октября. Большой концертный зал предоставил нам сцену именно на эту дату.
Когда концертов много, наверное, возникают проблемы с арендой залов?
Работа по планированию залов идет круглый год. Для гала-концерта фестиваля мы забронировали 18 мая будущего года. Договоры об аренде залов еще не составлены, пока мы только «забиваем» залы за собой. У нас еще забито 15 сентября в филармонии, 21 ноября в «Пирамиде». Планируется множество летних концертов. На июль запланировано пять концертов в Нижегородской области. В августе – Пермская область и Оренбург. В сентябре и октябре нас ждут районы Башкортостана и Татарстана.
Каковы ваши прогнозы относительно эстрады в целом?
Эстраде потребуется как минимум два года, чтобы прийти в себя. Особенно тяжело придется в сентябре, октябре, ноябре текущего года. Потому что на эти месяцы перенеслись все выступления марта, апреля и мая. В регионах мы и так часто сталкивались с пересечением татарских концертов. Скажем, раньше в одном городе проходило два татарских концерта в месяц, на октябрь запланировано уже шесть концертов. Только у нас 30 концертов перенесено либо на будущую осень, либо на начало следующего года. А ведь у всех артистов то же самое.
Есть надежда, что качество повысится?
Да, думаю, в переходный этап произойдет некий естественный отбор. Кто-то останется за бортом. Но выиграет ли качество или пронырливость – сказать трудно. Думаю, самые популярные останутся. У них есть свой зритель. Исполнители, работающие с продюсерами, наверное, тоже пройдут этот отбор. Но артисты средней руки, работающие на себя, могут отсеяться. Может быть, это будет процесс очистки татарской эстрады.
А цены?
Цены могут упасть. Сейчас выгоднее не потерять то, что имеем. Сегодня главная цель – сохранить себя, а не гонка за доходами. Гонорары артистов понизятся. Как организатор замечаю интересную тенденцию: некоторые артисты повышают цены из-за уменьшения количества выступлений. Я считаю, что они мыслят нереально. Мы откажемся от таких – это не каприз, а реальная действительность. Пандемия учит нас по-новому мыслить, внести изменения в организационно-управленческие мероприятия. Скажем, кажется, что впредь мы будем больше внимания уделять онлайн-форматам».
«Исполнение под фонограмму – болезнь хуже коронавируса»
Народный артист Татарстана Зуфар Билалов:
От короновируса пострадали все. Лично я уже два года не выступаю с концертами. У Зейнап были запланированы гастроли – многие концерты перенесены на осень. В апреле должны были пройти представления в Москве и Казани. Сказали, что их перенесут на июнь, состоятся они или нет – не знаем. Также были запланированы концерты в города Татарстана. В Казани должно было пройти два концерта. Были приглашения на Сабантуи, корпоративы… Войны нет, и слава Аллаху. А перенесенные концерты мы отработаем. Если медицина придумает противоядие от этой напасти, думаю, мы справимся.
Ваш прогноз относительно эстрады: количество артистов, качество концертов и цены?
Пока не введут строгие законы о запрете фонограммы, количество артистов не уменьшится. Нужно запретить петь под фанеру! Пока вопрос не решится на государственном уровне, певцов не станет меньше – они будут появляться каждый день. Исполнители под фонограмму – болезнь хуже коронавируса.
Цены?..
Цены пойдут на спад, так как с финансами сейчас у всех туго. Что нужнее людям – хлеб с молоком или песни? Песню можно послушать и в Интернете. Кстати, Зейнап тоже отработала несколько онлайн-концертов.
«Если у населения будет работа – и у нас будет»
Заслуженный артист Татарстана Фирдус Тямаев:
Людей нужно вытаскивать из депрессии – вот за что я больше всего переживаю. Человек может жить и без песни. Главное, чтобы была работа. Удручает, что слово Президента так и осталось невыполненным. Путин сказал, что объявляются кредитные каникулы, а банки и усом не повели. Моему танцору так и сказали: «Вы ведь не болеете коронавирусом, чтобы приостановить выплаты по кредитам». Я помогаю – а что делать?! Малый бизнес зачах. Народ не может продать товар, следовательно, не может оплатить кредиты – вот это плохо. Государству бы все это уладить. Буквально вчера общались с ребятами – в Татарстане народ старается, приспосабливается. У татарского народа менталитет такой… Не буду говорить «мишары», опять станут ругать, я сейчас стараюсь красиво выражаться.
Ты, наверное, и сам без работы?
Ну не плакать же. Дома не сижу. Вот завезли в деревню из Нижнего Новгорода пять телок, пять бычков. У мамы растут 300 гусей. С голоду не умрем. Я и так, как дурак, накупил два мешка сахара, муки. Гречка лежит портится. Консервы еще купил. Раньше ведь в колхозе деньги не давали. А это было похлеще коронавируса. Но выращивали картофель, держали скотину и были рады. С голоду не умерли, выжили как-то. Работающий человек всегда найдет выход, нельзя впадать в депрессию.
Московские певцы жалуются…
Если кому-то тяжело в городе, пусть приезжают в деревню! А почему жалуются москвичи? Они зарабатывают в сто раз больше, чем мы. Чтобы получить дневной гонорар московского артиста, я должен пахать в «Пирамиде» дней пять-десять. Им ли жаловаться в нынешней ситуации?! Рустам Нургалиевич помогает людям, приехавшим на село, – есть специальные программы. Я тоже живу в селе.
Много было запланированных концертов?
Много концертов перенесли на сентябрь. У меня еще есть залы, где билеты не сданы. Есть договоренность с 40-50 районами. Мне пишут: «Мы бы пришли на твой концерт». В сентябре забиты дни на концерты в Казани, на сцене УНИКСа будем выступать. Потихоньку даю онлайн-концерты, снимаю интересные видео и выкладываю в интернете – хоть как-то развеселить народ.
Кто-нибудь уйдет из шоу-бизнеса? Артистов станет меньше?
Мне кажется, что нет. Не знаю даже. Такого ведь еще не было.
А цены?
Стоимость банкетов понизится. А билеты… Мы готовы ко всему. У зрителей нет денег, тут уж упираться нет смысла. Если у населения будет работа – и у нас будет. Наша деятельность зависит от состояния кошелька народа.
«Возобновить концерты – как играть на баяне при пожаре»
Певец Раяз Фасихов:
Я человек позитивный, авось Аллах не оставит без куска. Эти события спустили многих с небес на землю. Научили ценить то, что имеем. Сравнил бы это с постом в Рамадан: когда ты целый день воздерживаешься от еды, вечером после разговения можно насытиться и водой с фиником. Так же и здесь. Все утрясется, я надеюсь. Но есть мысли – а захотят ли после всего случившегося ходить на концерты?.. Но все равно не отчаиваемся. Пишем песни, думаем над новыми проектами.
Были запланированные концерты?
Намеревался на вторую половину марта, но остановился, как будто что-то почуяв. Концерт – это ведь бизнес: тут нужны вложения. Потом планировал на осень…
Пока ты думал, и арендовать уже нечего, наверное.
Дата и место найдутся. Нужно смотреть на настроения в народе. Возобновить концерты сейчас – как играть на баяне при пожаре, мне так кажется. А будет ли у населения возможность платить? Много концертов перенесены на осень. Кто будет регулировать их порядок? Нас никто не собирал, не обсуждал с нами этот вопрос.
Пока сидишь с «финансовой подушкой»?
Да, были кое-какие запасы, сократили расходы, затянули пояса потуже. Если что, в деревне есть картошка.
И не будешь жаловаться?
Кто-то из московского шоу-бизнеса кричит, но я как мужик не могу себе такого позволить. Я не ставлю по 300 концертов в год, у меня нет коллектива. Я даже против сборов в залах, а вот выступления на открытом воздухе были бы весьма кстати.
Много денег ушло из-под носа?
Доходов нет, банкетов – тоже… Какие красивые праздники должны были состояться: федеральные Сабантуи, республиканское торжество… Сабантуев, наверное, уже не будет. У самозанятых могут вернуть кое-какие налоги. Мы ведь платим налоги. Мы ведь входим в число тех, кто пострадал от пандемии…
***
Таким образом, сейчас татарские артисты находятся в сложной ситуации, Что их ждет в будущем – неизвестно. Даже если горизонты откроются, их ожидает большая конкуренция. К тому же эксперты единодушны в одном: ожидается снижение цен на билеты.
Остался ли в потребительской корзине населения пункт «Развлекательные мероприятия», сказать сложно. Если еще и не вычеркнут этот пункт, то сколько артистов может на него претендовать? Кажется, что огромное количество.
Какими способами привлечет он дорогого зрителя?
Что касается вопроса залов, то здесь возникает одна проблема – туристической Казани нужны летние сцены и залы для небольших концертов. Их у нас нет вовсе, и их появления в ближайшие дни не предвидится.
Театр Тинчурина, например, говорит о возможности создать у себя во дворе театральной площадки на открытом воздухе. Наличие ворот позволит проконтролировать количество зрителей. Кадим Нуруллин тоже мог бы приспособить для этих целей сад филармонии. Во дворе Музея изобразительных искусств РТ можно организовать «малоформатные» концерты на открытом воздухе. Одним словом, если хорошо подумать, можно найти варианты.
Артисты больше не могут состязаться наполнением стадионов… Это факт.
В нынешней ситуации мы увидели, что артисты государственных организаций защищены. Они получили хоть какие-нибудь деньги за летние отпуска и ушли отдыхать. Конечно, артисты живут не только на бюджетную зарплату – у них были «шабашки». А их не стало. Приходится затягивать пояса потуже.
Кажется, руководству Татарстана, профильному министерству все же придется прислушаться к проблемам эстрады. Речь, конечно, не о раздаче денег. На пресс-конференции в ИА «Татар-информ» министр культуры Ирада Аюпова говорила о создании мотивации, стимула для работы учреждений культуры. Артисты, работающие самостоятельно, – служители татарскому народу, и они – на переднем фронте.
Наверное, стоит вынести на передний план требование о качестве, признать их наличие и создать условия для работы.
Нет комментариев-