Неграмотная Айсылу, шест Сабантуя и Утей-Букей – чем запомнится 2017 год в татарском кинематографе?

Фильмы и пиар-акции, вошедшие в 2017 году в историю татарской кинематографии: наша версия.
«Татар-информ» составил список наиболее заметных киноновинок 2017 года, а также картин, о начале съемок которых было объявлено в 2017 году. Через наш фильтр смогли пройти лишь несколько работ, которые, как мы считаем, достойны войти в историю. Три из них уже выпущены – документальный фильм, татарская мелодрама и фэнтези для детей. Другие три пока в категории «голубой мечты» – это картины, которые мы очень надеемся увидеть на экранах в 2018 году. Все это полнометражные художественные фильмы. Но пока все, что по ним имеется, – всего лишь пиар-акции.

1. «Кукшел егетлэре» («Кукморские парни»), или Шест Сабантуя



В апреле кинорежиссер Салават Юзеев и продюсер Марина Галицкая представили премьеру этнографического документального фильма «Кукшел егетлэре» («Кукморские парни»). Картина рассказывает о древнем обряде «Рекрут йоласы» («Обряд новобранца»).

Ранее об идее фильма корреспонденту «Татар-информ» рассказала фольклорист, руководитель Республиканского центра развития традиционной культуры Фанзиля Завгарова. По ее словам, валенки, шерстяные пояса и шесты, используемые для сбора подарков перед Сабантуем, как атрибуты этого древнего обряда имеют глубокий символический смысл.

«Обряд рекрутов – один из обрядов, проводимых вятскими татарами, то есть татарами, проживающими вдоль реки Вятка. В этнографических трудах он идет как обряд, традиционно совершаемый татарами перед национальным праздником Сабантуй. Однако он не является предсабантуйным до конца, так как существует и у соседствующих с вятскими татарами других народов – марийцев, удмуртов, это их общий обычай», – рассказала кандидат филологических наук Фанзиля Завгарова.

А что касается атрибутов, то, по мнению фольклористов, хождение молодых людей по голой земле летом в зимних валенках и периодические прикосновения шестом к земле – все это тоже имеет огромное и глубокое значение. Шерсть, валенки – это магия очищения земли. Молодые ребята в валенках проходят от одного конца деревни до другого, затем делают круги на поле на краю деревни – это очищение земли перед ее оплодотворением. У всех народов Поволжья, в том числе у татар и русских, ношение пояса считалось признаком мужского созревания. Только созревшие физиологически дети могли носить пояс.



Фильм Салавата Юзеева «Кукморские парни» снят на субсидию Министерства культуры РТ. Картина получила высокую оценку известных российских киноведов.

2.    Выход в республиканский прокат фильма «Айсылу»



В августе на экраны коммерческих кинотеатров Казани вышел фильм «Айсылу». «Айсылу» – татарская мелодрама. Ранее в татарской кинематографии в данном жанре такого же успеха смог добиться лишь телесериал «Яланаяклы кыз» («Босоногая девушка»).

«Айсылу» – успешный первый фильм кинематографистов Казанского государственного института культуры. У фильма два режиссера: первую часть снял Рустам Рашитов, вторую – Султан Сунгатуллин.

Первый плюс фильма – его тема. Главная героиня – проживающая в деревне со своей мамой, неплохо исполняющая народные песни, симпатичная, искренняя, однако довольно малограмотная девушка. Здесь главный акцент – на ее инвалидности. В детстве она попала в аварию и теперь вынуждена ходить с костылями. Но получать знания она не хочет – например, хотя бы через самообразование или обучение на заочном Она просто живет у себя в деревенском доме, поет и кормит кур. Татарскую прессу не читает, видимо, и в социальных сетях не сидит – она не знает таких слов, как «фонограмма», «корпоратив». Училась в школе, но ЕГЭ у нее тоже нет. Вот такие девушки живут у нас в татарских деревнях, по мнению преподавателей Казанского университета культуры.

Но вот в деревню, где живет Айсылу, приезжает продюсер по имени Юсуф и не очень известная звезда эстрады по имени Адиля. Оператор Рамиль тут же влюбляется в Айсылу, он быстро снимает клип и показывает продюсеру, и ребята договариваются сделать из девушки знаменитость. Айсылу привозят в Казань, и тут очень плохой продюсер ночью оставляет ее на улице, а Адиля мстит ей за то, что та поет лучше нее. Но на пути Айсылу встречаются студент по имени Дильшат, а также такие светлые личности, как Венера Ганиева, Римма Ибрагимова, и фильм заканчивается выступлением Айсылу на конкурсе-фестивале «Татар моны».



На презентации фильма авторы вспомнили, как перед показом первой части зритель штурмовал кинотеатр «Мир». Да, это правда. Я сама была свидетелем. Пришлось показать два сеанса вместо одного. Причина такого аншлага – выступление пресс-секретаря «Татаркино» на утренней передаче ТНВ, где она сообщила, что показ будет бесплатным. Наш народ обожает, когда бесплатно.

Общий бюджет фильма «Айсылу» составил около 1 млн 300 тысяч рублей.

3.    «Егет сузе бер булыр!» («Сказано – сделано»). Запоздалая премьера



Заслуженный артист Татарстана, актер театра им. Г.Кариева Ильфат Камалиев снял первый татарский фильм для детей «Егет сузе бер булыр!» («Сказано – сделано»).  При наличии заинтересованных продюсеров из фильма можно было бы сделать сериал в жанре фэнтези.

Первый фильм для детей, снятый на татарском языке, миновав громкие премьеры и блестящие презентации, в течение года прошел довольно успешный прокат в районах Татарстана. И только сейчас в казанском кинотеатре «Мир» состоялась презентация фильма с участием его создателей.

Фильм создан на основе пьесы поэта и драматурга Галимьяна Гильманова «Булат нигэ яхшы укый?» («Почему Булат хорошо учится?»). Автор сценария – сам Ильфат Камалиев.

Несколько слов о сюжете фильма. Булат стал плохо учиться, особенно недоволен им учитель по математике. Мальчику готова помочь соседка Адиля. Но Булат хоть еще и школьник, но уже чувствует себя мужчиной, и ему не хочется помощи от девочек. Другое дело – волшебное существо по имени Утей. Его Булат обнаруживает у себя дома. Утей живет в стене, принимает различные облики – то приходит в виде бородатого домового, а иногда как симпатичная девушка. Утей выполняет вместе с Булатом домашние задания, объясняет уроки, когда мамы нет – готовит для него, и на улице они играют вместе. Но вдруг Булат обижает друга... Все же у фильма хороший финал. Булат также вновь начинает дружить с соседкой Адилей.

Фильм Ильфата Камалиева «Сказано-сделано» – один шаг к фэнтези.

Ильфат Камалиев уже несколько лет подряд снимает татарское кино, причем ему удается делать это, не выпрашивая денег у государства или лично у Президента РТ.

4. Авторы фильма «Байгал» перестали молчать



К съемкам фильма «Байгал» по сценарию Мансура Гилязова режиссер, председатель Союза кинематографистов Татарстана Ильдар Ягофаров приступил еще в 2016 году. В 2017-м, хоть премьеры и не было, авторы перестали молчать – в июле в интернете появился первый тизер фильма.

«Байгал» – мелодрама с элементами детектива и драмы. Поначалу авторы не давали никакой информации о фильме – работа шла в довольно секретных условиях. Фильм «Байгал» также вызывал интерес тем, что в нем снимались известный российский актер Владимир Вдовиченков и Миляуша Айтуганова. Миляуша Айтуганова также является продюсером фильма.

Свое первое большое интервью по фильму режиссер Ильдар Ягофаров дал «Татар-информу» – он раскрыл некоторые секреты полнометражного татарского фильма, который выйдет на большие экраны. Рассказал, что с Вдовиченковым они знакомы давно: жили в соседних комнатах. В Казань сниматься в фильме «Байгал» известный российский актер приехал из-за того, что его позвал именно Ягофаров и потому, что сценарий интересный.



По сюжету сын главного героя попадает в следственный изолятор. Его родители Миляуша и Галимзян давно развелись – сын вырос с матерью. Не видя другого выхода, женщина обращается за помощью к отцу мальчика. Тот, в свою очередь, старается сделать все, чтобы вызволить сына, с которым он много лет не виделся и не общался. Но что может сделать в Казани рыбак, 30 лет практически не выезжавший из деревни на Волге?



Авторы рассчитывают на прокат фильма не только в Татарстане, но и в других регионах России.

Фильм как проект был представлен в дни проведения XIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино.

Съемки фильма «Байгал» начались за счет субсидии в размере 2 млн рублей, выделенной Министерством культуры РТ.

5.    «Мулла» приходит в татарскую кинематографию



Не прошло и трех лет с тех пор, как композитор Марат Ахметшин заявил о своей мечте экранизировать пьесу «Мулла» Туфана Миннуллина, как было получено устное разрешение от одного из наследников драматурга – его дочери Альфии Миннуллиной, и в Атнинском районе РТ приступили к съемкам фильма «Мулла».

Во второй половине июля компания «Татаркино» под руководством Миляуши Айтугановой провела открытый кастинг по фильму. В августе в Атнинском районе начались съемки, и первые кадры были сняты с участием известного российского актера Марата Башарова. В первый съемочный день вместе со съемочной группой в деревню приехали также и корреспонденты «Татар-информ».

По сюжету, чтобы спасти татарскую деревню от неверия, уроженец села Самат привозит муллу Асфандияра и селит его в своем пустующем доме. Сможет ли молодой мулла со сложной судьбой, прошедший, как отмечается в пьесе, «школу с колючей проволокой», спасти деревню от этой катастрофы? Сможет ли привести людей к вере, вернуть на путь истинный?

Режиссер фильма «Мулла» Рамиль Фазлыев сам же исполняет главную роль. Второй режиссер – Амир Галиаскаров, продюсер – Миляуша Айтуганова.

Фильм производится при финансовой поддержке Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова и руководителя Аппарата Президента Татарстана Асгата Сафарова.

6. Роль розовой козы в не увидевшем свет фильме «Кире»



Еще одна новость в татарском кинематографе – еще на этапе монтажа стартовала мощная пиар-акция татарской кинокомедии «Кире».

Фильм делают авторы «Неотосланных писем». Сказать честно, картина по известному произведению Аделя Кутуя не смогла достичь успеха.

Символ фильма на афишах – розовая коза. По правде говоря, образ розовой козы не чужд татарской культуре. В татарском интернете она появилась два года назад – в клипе под названием «Исмай, кал» девушки сняли розовую козу. И успевший заметно подрасти за эти два года козленок сейчас настойчиво пытается войти в татарский кинематограф.



Нет точной информации о том, кто же вводит этот образ козы в татарскую кинематографию. Ясно одно – розовая коза живет во дворе главного героя фильма Мансура. Главную роль исполняет самый заинстаграмленный актер Камаловского театра Фанис Зиганшин. Пиар-кампанией еще не вышедшего фильма занимается Альбина Нафигова. «Мы проникнем в мозг каждого ребенка, его мать должна прийти в кинотеатр и посмотреть наш фильм. Скажет "фу!" или "не фу" – для нас важен этот результат», – сказала Альбина Нафигова на презентации, где было представлено визуальное содержание фильма «Кире».
...
P.S. А самая большая новость в татарской кинематографии – назначение появившейся в татарском кино в качестве продюсера фильма «Ак чэчэклэр» Миляуши Айтугановой директором бюджетной организации «Татаркино» и одновременно директором Казанского международного фестиваля мусульманского кино.

Что касается перспектив, то татарское кино может возлагать надежды на Байбулата Батуллу. Пока его два фильма – «Половинки» и «Сокращение» – не имеют отношения к татарскому миру. Но оптимизм вызывает то, что в этом году «Сокращение» стало единственным фильмом из Татарстана, отобранным в основную программу Казанского международного фестиваля мусульманского кино. А «Половинки» наряду с фильмом «Матильда» были включены в лонг-лист премии «Золотой орел».