Ретро-трамвай: прекрасная возможность туристам из речпорта попасть в центр города

Впервые по маршруту ЖД вокзал — Речной вокзал прошел экскурсионный Казанский ретро-трамвай. В числе первых пассажиров был и корреспондент «Татар-информ».
ЖД вокзал, Колхозный рынок, Султановская мечеть, Речной порт — теперь об этих местах можно узнать из экскурсии на Казанском ретро-трамвае. Аудиогид на семи языках, национальная выпечка и дух 60-х годов — корреспондент «Событий» узнал, чем еще столица Татарстана собралась удивить туристов.

Определить экскурсионный трамвай среди сородичей просто — на вагоне голубого цвета красуется тюбетейка с орнаментом, а спереди изображен добродушный старик, этакий татарский бабай. Заместитель главы муниципального образования Казани Евгения Лодвигова предложила дать ему имя, например, Шамиль бабай, а глава Комитета содействия развитию туризма исполкома Казани Дарья Санникова сказала, что можно по этому поводу провести конкурс среди казанцев и гостей города.

«Я же говорила, что трамвай одушевленный, я так и отношусь к нему, — поделилась Санникова с журналистами. — У него же лицо дедушки, такого хорошего, доброго, который хочет рассказать много историй о Казани».

Под экскурсионный трамвай переделали вагон 1986 года, который когда-то был трамваем-рестораном «Пятерочка». Но, как отметила председатель профкома «Метроэлектротранс» Наталья Витушкина, по сути вагон модели 1960 года, который выпускался до второй половины 80-х годов. 

Несмотря на то, что внутри чувствуется дух ретро — деревянная отделка, скамьи, столики — вагон оборудован бесплатным wi-fi. Кондиционеров внутри пока нет, но, как сказал председатель Комитета Республики Татарстан по туризму Сергей Иванов, это вопрос времени. Сейчас трамвай будет курсировать в тестовом режиме в течение месяца, а далее его будут дорабатывать. 

«Сейчас пока жары нет, но однозначно это (кондиционер/вентилятор) понадобится. Надо понять, какое техническое решение будет — кондиционер или вентилятор, потому что при 30 градусах жары будут определенные проблемы с микроклиматом».

Ретро-трамвай вмещает до 22 человек, а для его окупаемости в день должны проехаться хотя бы сто пассажиров. Такую цифру озвучила Евгения Лодвигова.
«Вообще рассчитываем на 100 человек в день, чтобы трамвай сам себя окупал», — сказала она.

Стоимость билета в ретро-трамвае — 200 рублей, а если турист захочет попробовать национальную выпечку и татарский чай от сети «Тюбетей», то за экскурсию придется отдать 300 рублей. 

Владелец первой татарской сети быстрого питания «Тюбетей» Султан Сафин рассказал, что этот трамвай поделится с туристами духом Старо-Татарской слободы. Поможет и национальная кухня —выпечка по стандартам Халяль, например, губадья, элеши, эчпочмак, чак-чак. Также туристы могут взять татарский чай с душицой. 

В будущем для семей могут появиться льготы, о чем рассказал председатель Комитета Республики Татарстан по туризму Сергей Иванов.

«Сейчас многие путешествуют с детьми, поэтому важно сделать такой билет, чтобы семьям с одним ребенком, двумя-тремя детьми это было доступно. Таким образом, повысится и количество пассажиров», — отметил Иванов. Пока бесплатно на экскурсионном ретро-трамвае могут прокатиться дети до семи лет и пенсионеры.

Прослушать экскурсию о достопримечательностях, встречающихся на пути, можно по аудиогиду. Туристу дается выбор из семи языков — русский, татарский, английский, китайский, французский, немецкий либо испанский. Над аудиогидом работала Гильдия экскурсоводов республики, чьими услугами часто пользуется Комитет содействия развитию туризма исполкома Казани. Так, из экскурсии можно узнать о ЖД вокзале, Колхозном рынке, Султановской мечети и других культурных объектах. 

 По словам Сергея Иванова, выбор маршрута экскурсионного трамвая легко объяснить.

«В Речной порт ежегодно прибывает более 100 тысяч туристов на теплоходах, примерно половина из них самостоятельно организует программу пребывания в Казани. Для них это великолепная возможность доехать до центра города и вернуться обратно, — считает Иванов. — То же самое с ЖД вокзалом — больше миллиона туристов в Татарстан приезжает через наш железнодорожный вокзал. Для них с Привокзальной площади великолепная экскурсия, можно съездить туда и обратно. Кто-то приезжает на вокзал заранее — те же 40-45 минут можно провести очень весело в замечательном трамвае».

По словам Евгении Лодвиговой, интересен сам район Старо-Татарской слободы, через который проходит маршрут экскурсионного трамвая.

«Это один из двух существующих маршрутов Казани, есть еще один маршрут, который ходит вокруг города, но он не так интересен, на мой взгляд, — прокомментировала Лодвигова выбор маршрута для экскурсионного трамвая. — Здесь удобно, потому что, если ты ждешь поезд и есть время, ты можешь проехаться, и здесь, от речного порта, можно прокатиться до ЖД вокзала. Это тот небольшой маршрут по интересной старой Казани, которая, на мой взгляд, не раскрыта полностью».

Для туристов Казанский ретро-трамвай будет ездить с четверга по воскресенье с 10 утра и до 10 вечера. Планируется, что, кроме конечных пунктов ЖД вокзал и Речной вокзал, будут остановки Колхозный рынок, Парижской коммуны, Г. Тукая и Автовокзал. Как сообщила Дарья Санникова, расписание будет доступно на сайте мэрии Казани.
Она также отметила, что сейчас изучается вопрос совмещения экскурсий на ретро-трамвае, катере и красном двухэтажном автобусе City Sightseeing. Возможно, будет использован принцип «хоп-он хоп-офф», когда турист может пересесть с одного вида транспорта на другой, в таком случае билет будет единым. Эту информацию также подтвердила Евгения Лодвигова.

Первая поездка ретро-трамвая прошла с остановкой у Речного вокзала. После нее председатель Комитета Республики Татарстан по туризму Сергей Иванов сообщил журналистам «Идея супер!».

В конце экскурсии, присутствующие стали делиться впечатлениями. В числе первых пассажиров были бразильские журналисты, приехавшие на матчи Кубка Конфедераций FIFA 2017. Они оценили идею ретро-трамвая и поблагодарили Лодвигову за экскурсию.

Юлия Таланова, владелец казанской компании «Трэвэл-Эндвок», считает, что экскурсия особенно понравится людям 35-60 лет. Именно эта категория любит и помнит трамваи, а сейчас идет сокращение трамвайных путей. Таланова призналась, что раньше часто ездила этим маршрутом и следила за действиями водителя. По ее мнению, можно сделать так, чтобы турист тоже попробовал вести трамвай, такой интерактив только привлечет аудиторию. 

 «Проект очень интересный, —подытожила Таланова. — Ностальжи!».