Пиратская выходка: XXXII Нуриевский фестиваль в Казани открыла премьера балета «Корсар» в новой редакции

Премьера поразила зрителей красочностью и сочностью декораций и костюмов и стала дебютом для нового «приобретения» труппы театра – танцовщицы Мана Кувабара.
Накануне в Казани в Татарском государственном театре оперы и балета стартовал XXXII Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. По традиции первым спектаклем фестиваля стала премьера – на этот раз новая постановка романтического балета «Корсар» в интерпретации художественного руководителя театра Владимира Яковлева. «Впервые в этом году дорогу к театру указывает ангел. В Год театра в России это особенно символично», – сказал заслуженный деятель искусств России Сергей Коробков на открытии фестиваля, напомнив об установленном у театра осенью прошлого года памятнике Рудольфу Нуриеву. Он также обратил внимание публики на то, что именно вариации на тему балета «Корсар», которые Рудольф Нуриев продемонстрировал в 1958 году на сцене концертного зала имени Чайковского Московской государственной филармонии, стали точкой отсчета стремительно набиравшей высоту известности легендарного танцовщика. Всего в две минуты, акцентировал Коробков, Нуриеву удалось тогда вместить всю бурю чувств балета «Корсар». Основой для обновленной постановки Татарского театра оперы и балета стал спектакль 1863 года Мариуса Петипа. Сам балетмейстер возвращался к нему пять раз, так что искусствоведы считают этот балет своеобразной «Библией от Мариуса Петипа». Здесь есть свой рай и свой ад. Впервые в казанском театре “Корсар” был поставлен в 70-х годах, затем в 2004-м, и вот новая постановка. Встреча эта важная, потому что и сам Нуриев связан с театром Мусы Джалиля», – заключил Сергей Коробков. Новая версия балета представлена в двух действиях, тогда как во многих театрах их три. Начало и финал постановки сопровождает видеоряд с эффектами плеска и движения морских волн. Декорации и костюмы к спектаклю полностью обновлены: как ранее в интервью «Татар-информ» рассказал худрук театра Владимир Яковлев, только жестких декораций две большие фуры. Зрителей премьеры, судя по разговорам в антракте, поразила их красочность и яркость, необычные оттенки и контраст цветов. Среди зрителей премьеры оказалась и министр культуры Татарстана Ирада Аюпова. Правда, от комментариев в антракте между действиями она деликатно отказалась. Премьер казанской труппы, заслуженный артист Татарстана Михаил Тимаев, в день открытия фестиваля танцевал партию предводителя корсаров Конрада. Но, как он рассказал в интервью «Татар-информ», за свою карьеру участие в прежних версиях спектакля он уже принимал. Был в роли хозяина базара Исаака Ланкедема, в начале карьеры – в кордебалете. «Внешнее оформление, костюмы, перестановка мизансцен придали спектаклю больше красок, поэтому он воспринимается по-другому. Главная хореографическая сложность заключается в том, чтобы от неё избавиться. Несмотря на то, что это новая редакция, нужно к ней привыкнуть, чтобы это не было сложно, чтобы ты легко это исполнял. Ведь цель всегда одна – исполнить с наибольшим качеством, чтобы передать образ в первую очередь. Спектакль во многом связан с актерской игрой артиста. Не важно, высоко ты прыгаешь или низко, мало крутишься или много, в первую очередь зритель воспринимает на сцене актера», – за несколько минут до премьеры подчеркнул Михаил Тимаев. Партию Медоры, возлюбленной предводителей корсаров, исполняла в премьерный вечер заслуженная артистка РТ, прима-балерина Татарского театра оперы и балета Кристина Андреева. Она призналась, что прежде участие в балете «Корсар» принимала лишь во время учебы в хореографическом училище, тем не менее с партиями знакома, поскольку новизна казанской постановки в основном в режиссерских находках и интерпретациях. «Самый ответственный и травмоопасный спектакль фестиваля будет, пожалуй, “Спартак”, потому что в нем задействованы и балет, и хор, и очень много зрелищных моментов, и мечи. И все это на сцене нужно воплотить вместе. Где-то порой бывает даже страшно, нужно быть особенно внимательным, потому что много трюков, поддержек. Случалось, на репетициях падала с очень большой высоты», – откровенно рассказала балерина. А вот новая танцовщица казанской труппы родом из Японии Мана Кувабара явно очень сильно волновалась перед премьерой. Для нее она стала первым выходом на сцену в этом спектакле. Приехавшая в Казань после 5 лет службы в Красноярском театре Кувабара впервые принимает участие в Нуриевском фестивале. В спектакле «Корсар» – в трио одалисок. В антракте Мана одна из всех участниц танца продолжала сосредоточенно повторять элементы. Особенное старание новой балерины театра также было заметно со сцены. «Это правда, я очень волновалась, потому я давно читала, много слышала о фестивале. Но когда вышла на сцену, забыла об этом и просто танцевала. Послезавтра танцую в "Жизель". Мне очень интересно работать в Казани – коллектив хороший, педагог, все дружелюбные. Я очень довольна, что сюда попала. Кристина Андреева ведь из Красноярска, она иногда приезжала в Красноярск танцевать, так что я её знала, здесь мы дружим», – рассказала танцовщица. Уже после премьеры Михаил Тимаев рассказал, что для артистов спектакль проходит на подъеме и с легкостью, а лично он премьеры давно воспринимает с радостью. «Когда-то я считал, что это экзамен и, может быть, от этого тяжелее было даже работать. Сейчас это радость от общения со зрителями, радость от того, что такой большой объём работы, который мы проделали, наконец-то воплотился на сцене и все получают от этого большое удовольствие – и зрители, и артисты. Наконец-то то, что мы так долго готовили, увидел и оценил это по достоинству зритель. Это для нас очень приятно», – заключил Михаил Тимаев. В первый вечер Нуриевского фестиваля премьеру также представили звезды казанской труппы Аманда Гомес, Олег Ивенко, снявшийся в фильме «Нуреев. Белый ворон», Артем и Илья Беловы и Вагнер Карвальо. Балету «Корсар» будут отданы два подряд вечера Нуриевского фестиваля. Правда, сегодня его исполнит уже другой состав артистов: в партию Медоры исполнит приглашенная солистка Кремлевского балета Екатерина Первушина, партию Конрада – Денис Дмитриев из Московского Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. Также в спектакле солистов казанской труппы сменят Лауретта Саммерскейл и Йона Акоста из Баварского балета, Антон Полодюк, Денис Иваев.