Посягнули на святое? Татарские рэперы перепели «Туган тел» и получили море хейта

В апреле, традиционно «тукаевском» месяце, татарские рэперы вбросили в Сеть клип — перепели знакомый каждому татарину с детства, неофициальный гимн татарского народа. Это вызвало волну возмущения, но нашлись и сторонники смелого эксперимента. Корреспондент ИА «Татар-информ» Лейсан Рахматуллина выслушала мнение сторон.

Песня «Туган тел», воспевающая любовь к родному языку, в своем традиционном варианте ласкающая слух мелодичностью, монотонностью звучания, в рэп-формате имеет эффект взрыва: не только резким, обрывистым ритмом, надрывном голосом исполняющего, но и дерзким, вызывающим видеорядом. Особенно возмутили добропорядочную аудиторию кадры из туалета и не совсем одетая девушка, полулежащая на диване. Лично я считаю, что таким картинам не место рядом со словами великого Тукая! Правда, есть на видео и отсылки на атрибуты «татарской» жизни — изображение Салавата на календаре, машина с национальным орнаментом, однако на фоне «туалета» и «обнаженки» они проходят практически незаметно.

Я обратила внимание на одну деталь — обычно татарские рэперы и другие исполнители в современном стиле поют с акцентом, а у этих ребят каких-либо искажений в речи я не услышала.

«Закрыть на 15 суток!»

Большинство отзывов в интернете — отрицательные. Ребят обвинили в хулиганстве и в очернении Тукая, издевательстве над именем поэта. Приведу только некоторые из таких комментариев.

«Воспринял это как глумление над нашим великим Тукаем», — пишет заслуженный артист Татарстана Айдар Тимербаев. 

«Никакого позитива при просмотре не ощущаешь, будто под веществами сделано, вытерпела только 30 секунд. Очень агрессивный клип, как фильмы ужасов», — пишет певица Альбина Кармышева.

«Сколько бед пришлось нашему народу увидеть, и чтобы заслужить такое? Позор. Ребятам с их творчеством самое место в сортире», «Тех, кто выпустил это, надо оштрафовать, это издевательство над Тукаем. Это “творение” надо уничтожить», «Придурки», «Хватит, устали, не делайте из детей дураков», «Глумление над татарским народом, «Вернулся бы Тукай, показал бы!», «Какой ужас, разве такое снимают?! Очень жаль, большинство нашей молодежи такие», «Нормальной, адекватной молодежи песня “Туган тел” близка такой, как есть. Снявшиеся в этом клипе люди продемонстрировали нехватку внимания к себе, а еще ума и воспитания», «Скоты», «Надо закрыть их на 15 суток за оскорбление нашего великого Тукая», «Наверное, Тукай в своем гробу отвернулся, чтобы не видеть». Вот некоторые из комментариев.

«У татарских песен очень актуальное звучание»

Один из авторов трека — Булат признался, что, перепевая Тукая, они хотели привлечь внимание аудитории к классике и проблемам языка.

«Молодежь ведь не интересуется классикой, она к ней равнодушна, и это ни для кого не секрет. Надо это преподносить молодежи в другом, близком им формате. На первый взгляд, этот формат остальным может показаться чуждым, очень некрасивым. Но мы добились нашей цели, во всяком случае мы на этом пути.

Мне теперь много пишут даже незнакомые люди. Есть и положительные отзывы. Одна девушка, например, вообще написала целый пост о том, что такое принять невозможно.

Уверен, что почти все из комментаторов не досмотрели видео до конца. В нашем клипе много элементов татарских народных сказок. Мы их специально сделали так, чтобы в глаза не бросались. Пусть люди сами замечают. Клип начинается с Салавата. Все очень просто, потому что я очень люблю его творчество. Рука Шурале протягивает пиццу. Голубая накидка на девушке — отсылка к «Голубой шали». Су анасы (Водяная) там тоже есть.

С первого дня начали приходить отрицательные отзывы. Думаю, до молодежи пока этот рэп, клип не дошли. Я его считаю единственным форматом, способным сегодня дойти до молодежи. Они увидят, услышат и запомнят.

Мы готовим еще две песни — «Кубэлэк» и «Апипа». Они тоже должны идти в ногу со временем, а значит, перейти в один из современных форматов. Мне кажется, звучание наших песен очень актуальное, созвучное нынешнему времени», — пояснил рэпер Булат.

«Туган тел» в туалете — отречение от языка?

«Возможно, молодежи будет интересно, посмотрят. Я пока привыкла к прежнему звучанию “Туган тел”, как мы его привыкли исполнять, в качестве гимна. Рэп-формат не особо нравится. Не думаю, что кто-то это будет слушать постоянно. Иногда слышишь довольно красивые каверы на известные песни. Но вот “Туган тел” в формате рэп-исполнения никак не хочу принять», — поделилась директор центра «Идель» Зульфия Ибляминова.

Поэт, писатель-прозаик и литературовед Фарит Яхин: «Советовался с коллегами из молодежной среды. Говорят, что такая ниша должна быть. Иначе это место пустовало бы. Такие вещи тоже должны рождаться, но не надо забывать и о чувстве меры. В татарском искусстве должны быть работающие и в таком направлении. Мы должны уважать решение молодых взяться за это дело, но если они, не теряя чувства меры, будут придерживаться истинно художественного направления, было бы еще лучше, считаю я.

Они на данный момент заполнили эту свободную нишу, но еще есть возможность, поставив еще более серьезные цели, подняться на более высокий уровень.

Клип вызвал много споров — искусство должно быть таким. Через классику она дает возможность прочувствовать современную жизнь. В их сценарии есть очень содержательные места.

Они там что-то хотят сказать. Есть перегибы, нелицеприятные вещи. С одной стороны, у рэп-направления свои каноны, что поделаешь. Петь «Туган тел» в сортире: это просто эпатаж или в это заложен посыл — надоел родной язык, это отречение от него? Вот из-за этих смыслов я вынужден вновь пересматривать этот клип. Не хотят ли они сказать, что наше отношение к языку стало хуже? Мне так показалось. У них была возможность дать и какое-то перспективное лирическое направление. Если бы они показали, что помимо этого есть и хорошее — было бы еще лучше.

Многие вещи в клипе мы не можем объяснять нашими традиционными символами, это можно объяснить лишь правдой современной жизни. Виден отход от прежних поэтических представлений. Правда, этот отход должен был рано или поздно случиться.

Цель рэпа — не показать классику, а по-новому ее интерпретировать. Если бы включили лирику, это уже было бы новым словом в рэпе. Тукай ведь тоже тем и важен. У него есть особенность — поднимая социально-общественные вопросы, возвращаться к лирической части. Вот эту особенность Тукая никто не мог повторить.

Значит, у нас есть сильные в съемках клипа и читке, эти ребята молодцы.

Критика тоже должна быть. Те, кто обвиняет их в глумлении над Тукаем, побуждают людей, чтобы встать в защиту своего поэта.

«Туган тел» — песня народная, она принадлежит нам всем

Певец Ильгиз Шайхразиев:

«Я считаю, что мы, татары, народ слишком консервативный. К сожалению, у нас новое всегда принимается в штыки. Если так пойдет, наша культура не будет развиваться. Мы любим Ильгама абый, Альфию апа, Яхина и других. Но большинство тех, кто хейтит этих ребят, сами музыку Яхина и не слышали, они Ильгама абый Шакирова тоже не слушают. Только тот, кто понимает культуру, не относится к такому формату с ненавистью.

Не понимаю, отчего такая отчаянная реакция на творчество ребят. Ведь из-за появления новой версии привычная нам песня “Туган тел” никуда не исчезнет. “Туган тел” — это песня народная, она принадлежит всем нам. А этот трек сделан для тех, кто понимает рэп. Не нравится — не слушайте.

Мир не стоит на месте, он стремительно идет в перед. Тукай сам смеялся над консерваторами и фундаменталистами. 26-летний Габдулла лайкнул бы этих ребят, я уверен».

Кандидат филологических наук, литературный критик Миляуша Хабутдинова:

«Я бы не стала это рассматривать элемент культуры. Это стёб, китч. Может быть, молодым хочется таким вот способом выразить протест. Мы ведь в целях привлечения молодежи к родному языку наделали много контента. Я всегда думаю — при создании кто-нибудь спрашивал у молодежи, интересуется их мнением?

К нашим инициативам, возможно, относятся с улыбкой. Вероятно, так протестуют попыткам сделать из языка сувенирную продукцию. Это равнодушие, когда на словах одно, на деле другое, молодежь улавливает очень быстро.

Я это восприняла как одну из форм выражения протеста. Тетеньки и дяденьки в красивых костюмах с трибун говорят одно, а на деле демонстрируют другое. Вот такое двуличие их возмущает. Эта катастрофа случилась у них на глазах: мы сами официально отказались от своего языка. В то же время с верхних эшелонов молодежь поучают, мол, надо сохранить язык. Вот этот рэп, такую эстетику показывают как мир молодежи. Какой процент из них живет в такой культуре? Это также может быть протестом против представлений старшего поколения. Может, и взгляд на культуру у них такой.

У каждого языка есть свое звучание, и его непременно надо сохранять. Наш язык мелодичный. А здесь нет ничего нацеленного на развитие родного языка.

Еще один момент. У татар есть плохое качество — быстро принимают чужую культуру. В попытке создать новую культуру, попадают под влияние чужих форматов, но они чужды звучанию нашего языка, они нам не подходят.

Язык не может существовать на острове — только на уроках татарского языка, его надо уметь применять. У современного общества нет времени жить великими духовными ценностями. Государство должно заставить язык работать, не только в риторической форме. Он должен быть нужен для карьеры. Молодежь устала от красивых слов о языке, а на самом деле ничего не меняется. Пока на языке можно зарабатывать, он жив. Современный человек не живет ради идеи. Это государство само воспитало таких детей. Эти ребята постмодернистским преувеличением, через грязные образы выводят нас из “зоны комфорта”».