Спектакль «Пришлый» в театре Камала: серьезный разговор о судьбе татарского народа, о том, что такое Родина и где она

В Татарском государственном академическом театре имени Г. Камала проходит премьерный спектакль «Пришлый» («Кильмешэк») по сценарию Сюмбель Гаффаровой в постановке Фарида Бикчантаева.

Дебютный спектакль идет уже четвертый раз, а интерес к нему по-прежнему не утихает. На кассе театра подтверждают, что постановка вызвала большой ажиотаж, и каждый раз все 162 места в Малом зале раскупают еще задолго до дня показа. На предстоящий спектакль, который пройдет 29 ноября, уже осталось только 24 билета. Корреспондент «Т-и» решил выяснить, что же это за спектакль, на который все так торопятся попасть, и чем на этот раз удивит нас театр имени Галиаскара Камала. 

Дебют молодого драматурга

Спектакль проходит на малой сцене театра имени Галиаскара Камала. Зрители приходят пораньше, фотографируются, общаются и делятся ожиданиями от премьеры. Заметно волнуется и автор пьесы Сюмбель Гаффарова. «Пришлый» - это дебют для молодого драматурга, дочери известного писателя Ахата Гаффарова. 


Особые переживания добавляет и то, что в основе спектакля судьба родственника Сюмбель, который пропал без вести во время Великой Отечественной войны. Драматург, пофантазировав, поселила своего дедушку Накипа в Канаде, женила на девушке Джоанне и поставила перед серьезным выбором после падения железного занавеса. 

А что выберет наш Накип? 

Удачный старт для молодого драматурга

Положительные оценки постановке дали театральные критики. Руководитель литературно-драматургической части Нияз Игламов считает, что спектакль удался. «Естественно, это удачный старт для молодого драматурга Сюмбель Гаффаровой. Как может быть неудачным дебют в академическом театре?» - отмечает Нияз Игламов.

Театральный критик делится, что в театре много классических и экспериментальных постановок и вклиниться в этот ряд довольно сложно, но у Сюмбель Гаффаровой это получилось довольно быстро благодаря ее везению, умению и таланту.

Также он рад тому, что репертуар малой сцены пополняется интересными произведениями. Если в 1990-е и 2000-е годы Малый зал использовался в основном как репетиционная сцена, то теперь все поменялось. Решение представить спектакль в малом зале связано с чисто техническими моментами и режиссерским видением. В «Пришлом» играет не так много персонажей, кроме того, это достаточно короткая пьеса, рассказывает Нияз Игламов.

Хороший тандем сценариста и режиссера отмечает доцент, кандидат филологических наук Милеуша Хабутдинова.

 «Фарид Бикчантаев в разрез авторской установке в своем спектакле утверждает, что каждому из нас в свой черед суждено услышать зов крови и ощутить кровную связь с родной землей. Иронизируя над мифами, бытующими в обыденном сознании татар и поныне, режиссер побуждает своих современников избавиться от бремени иллюзий и трезво посмотреть на сегодняшнее состояние татарского народа. Пора не на словах, а на делах продемонстрировать, что мы достойны героического прошлого наших предков».

Доцент, кандидат филологических наук Милеуша Хабутдинова

Эмоции переполняют

Постановка длится 80 минут без перерыва на антракт. После спектакля зрители выходят переполненные эмоциями, некоторые - со слезами на глазах. Люди не торопятся расходиться, они обсуждают увиденное, спорят, плачут. Постановка тронула зрителей всех возрастов как молодежь, так и старшее поколение. Каждый нашел в ней что-то свое.


Подходим к уже знакомым нам студентам театрального. Ильнур не скрывает слез, делится, что хоть и смотрит спектакль уже второй раз, эмоции сдержать не может. Все то, что он увидел, его очень тронуло.

Около гардероба сидят две женщины и, кажется, совсем не собираются уходить. Одна из них, Гузель Фаизова,  говорит, что спектакль смог вызвать в ней и смех и слезы.

«Всё понравилось! Впечатляет и само содержание, и игра актеров. Радик Бариев и Люция Хамитова просто бесподобны, и все остальные играют очень хорошо. Я всем советую этот спектакль, который в итоге оставит только положительные впечатления!»

Гузель Фаизова

Ильдар и Румия Тимуршины тоже под впечатлением. Румия вытирает слезы, а Ильдар рассказывает, что спектакль эмоционально очень тяжелый. Оказывается, друзья семьи тоже живут за рубежом и тоскуют по родине.

«У нас тоже друзья живут в Америке, даже отца зовут Накип, представляете? Дочка у них вышла замуж и осталась в Америке, и они перебрались. В этом году приезжали. Говорят, что с каждым годом все больше и больше ностальгируют по родине».

Ильдар Тимуршин