Кремлевская в грязи, или Как красные сражались с белыми в Казани: в Татарстане продолжаются съемки сериала «Зулейха открывает глаза»

Татарстанские журналисты с разрешения кинокомпании “Русское” на площадке перед Казанским университетом наблюдали за процессом съемок сериала “Зулейха открывает глаза”. О том, как проходил съемочный день – в материале корреспондента ИА “Татар-информ” Рузили Мухаметовой.

Деревенская дорога посреди Казани

Съемочная площадка была устроена на улице Кремлевская. Перед главным зданием Казанского федерального университета выгрузили несколько машин земли и покрыли ею всю брусчатку. Ночью прошел дождь, и к утру это место превратилось в непроходимую грязь. Таким образом, аккуратный асфальт на Кремлевской легко был переделан в грунтовую дорогу.

Съемочную команду фильма по роману “Зулейха открывает глаза” и группу татарстанских журналистов Кремлевская встретила вот в таком виде. Журналистам рассказали, что здесь будут снимать сцены событий 1918 года – столкновение белых и красных.


Евгений Морозов в фильме играет энкавэдэшника Ивана Игнатова, который убивает Муртазу и в которого влюбляется Зулейха. Игнатов также дает свою фамилию рожденному главной героиней от Муртазы сыну Юсуфу.

Это все из романа – версия Гузель Яхиной. А вот какую судьбу прописали Бакиеву, Зулейхе, Игнатову в фильме, авторы сценария Анна Аносова, Лариса Леоненко и Василий Павлов пока держат в тайне. Но гримеры, кажется, представляют себе этого персонажа довольно несимпатичным человеком – судя по противным «гитлеровским» усам, Бакиев, пожалуй, будет совсем не положительным героем.

К тому же Искандер Хайруллин отметил, что похожий на Бакиева образ он играл в спектакле Зульфата Хакима «Немая кукушка». В этом произведении его герой – ужасно отрицательный образ. Он всю жизнь не может понять, почему два татарина не стреляют друг в друга (в основе пьесы Зульфата Хакима описывается ситуация, когда два татарина – из Финляндии и СССР – встречаются на советско-финской войне, но не стреляют друг в друга. – Ред.).

Роман «Зулейха открывает глаза» Хайруллин читал и считает его «женской литературой». «Конечно, главный герой – женщина, мужчины – отрицательные образы. Она с ними борется. Можно сказать, находит свое счастье. Это произведение можно определить так: через что только не проходит татарская женщина. В нашей литературе такие произведения есть», – говорит актер.

Об образе Бакиева Искандер рассказать не успел, его вызвали на площадку.

Тут же со стороны дверей Национальной библиотеки, где активно работала съемочная команда, донеслось грозное: «Почему актер не готов?» Кажется, на нем оказались не те очки. Костюмеры быстро подошли и исправили ошибку. Искандер запачкал руку в грязи и обтер ее об одежду, тем самым привел себя в пригодный для съемок вид, и остался стоять в ожидании команды режиссера.

Из татарстанских артистов самая большая роль в сериале досталась Искандеру Хайруллину. Опыт в кино у актера скромный. Единственная его известная мне роль – в фильме «121» татарского режиссера Салавата Юзеева. Короткометражная картина 2007 года посвящена Габдулле Тукаю и снималась в развалинах номеров «Булгар». Искандер Хайруллин сыграл Фатиха Амирхана.

«Мне говорят: “Зачем ты снимаешься?”»

Насколько я знаю, на роль Бакиева приглашали еще одну звезду Камаловского театра – Ильтозара Мухаммадгалиева, но он то ли из-за отпуска, то ли по другой причине не явился даже на кастинг. Кстати, говорят, что от съемок в сериале отказались и несколько других наших артистов – Нури Сафин, Айдар Хафизов, Миляуша Шайхутдинова. А снимаются в сериале Ильдус Ахметзянов, Фирая Акберова из Камаловского театра, Фернат Насибуллин из Кариевского, Ренат Шамсутдинов из Тинчуринского театра. Этих артистов я встретила на площадке в день, когда мы приехали готовить репортаж со съемок сериала.

Если некоторые актеры, желая сняться в российском кино, соглашались на любую роль, то кое-кто оказался здесь ради денег. «Мне говорят: “Зачем ты снимаешься?” Так мне никто деньги не приносит, самому приходится зарабатывать», – говорит один из артистов.

Мы на своих высоких каблуках, перебирая грязь, шагаем на другую сторону Кремлевской улицы. Со стороны колонн университета открывается хороший обзор на развернувшееся тут «представление». Окна Национальной библиотеки заколочены досками, стены университета обклеены листовками. Сооружены баррикады из досок, ящиков, мешков.

– Ты когда-нибудь снимал войну? – спрашивает помощник режиссера Лилия Пысларь у режиссера Егора Анашкина.

– Я не люблю снимать войну, – говорит тот.

Мы наблюдали за тем, как Евгений Морозов – Игнатов и Искандер Хайруллин – Бакиев бегают, отстреливаются, прячутся за баррикадами. На той стороне переносных ограждений за этим наблюдали также и прохожие.

В железных бочках пылает огонь, пиротехники взрывают порох, гримеры из подобранных для массовки мужчин делают «трупы».

Несколько дней тому назад в социальных сетях встречались объявления с приглашением мужчин для массовки. Оказалось, их звали на роли убитых юнкеров. Ребята рассказали, что их выбирали на кастинге, предупредив, что они будут изображать трупы юнкеров. В перерывах съемки они делали совместные фото с известным казанским тележурналистом Дмитрием Пивоваровым.

Правда, не все актеры массовки были готовы встать перед камерами журналистов. Взрослый мужчина в роли крестьянина своего имени не назвал, просто сказал, что он преподаватель университета. «Я не погибаю, крестьянин не умирает, он делает революцию», – сказал он. Почему остался инкогнито – непонятно. Если не для «славы», значит, снимался только ради денег? Говорят, участники массовки получат от 700 до 1500 рублей.

Среди участников массовки встретилась и профессиональная актриса Неля Гараева – руководитель киношколы «Точка.кино». Ее одели как горожанку начала XX века. «Захотела попробовать поработать с москвичами. У нас ведь таких возможностей нет», – говорит она.

Еле таща ноги, отяжелевшие от прилипшей к сапогам грязи, поняв, что Маковецкого, играющего профессора Лейбе, покажут только записавшимся на вторую смену съемок журналистам, собираемся покинуть съемочную площадку.

Организаторы поделили журналистов на две группы – тем, кто пришел до полудня, «достался» Морозов в роли Игнатова, а те, кто пришел после обеда, могли посмотреть на Маковецкого.

В Татарстане, в специально построенной в Лаишевском районе деревне Семрук и в разных локациях внутри Казани сериал «Зулейха открывает глаза» будут снимать до конца октября. Затем съемочная группа отправится в Пермский край – там нашли подходящую деревню и дом для Муртазы и Зулейхи.

Я только не смогла понять одного – почему москвичи думают, что сто лет назад центральная улица Казани, площадь перед знаменитым Казанским университетом, утопала в грязи. К тому же, насколько я знаю, исторические события, отраженные в фильме, происходили в августе. Конечно, мне скажут – мы не снимали исторический фильм, это просто человеческие судьбы на основе исторических событий. Скажут, не можем показать действие на современном асфальте. Или – «так более фактурно». Может, скажут, что навалили грязи в целях экономии. Но все же…

Не я одна, оказывается, осталась в недоумении. В социальных сетях многие задают этот вопрос. Его я задала и пиар-менеджеру кинокомпании «Русское». Но ответа не последовало.