«Мне показалось, что я живу» и танцы под группу «ABBA»
На сцене создатели произведения выставили гнетущие декорации: железная конструкция с полками, которая отделяла зрительный зал от пространства, где работала Роза Хайруллина (намекая на подглядывание). На полках практически ничего не было, лишь одинокий горшок с цветами на вершине конструкции. Олицетворяло это все внутреннюю пустоту человека и помогали настроить зрителя на игру актрисы, клетку и заслон от внешнего мира — все эти сравнения были уместны.
Актриса появилась на сцене в полной темноте. Она попыталась водрузить еще один цветок на верхнюю полку, но в итоге сняла его и поставила на пол, села на стул и начала произносить монолог, все фразы которого начинались со слов «Мне показалось...». «Мне показалось, что я сплю», «Мне показалось, что я люблю», «Мне показалось что я живу», — сказала актриса. Когда она замолкала из динамиков доносился мужской голос, который погружался в размышления и объяснения некоторых терминов или, например, ситуаций. Фразы произносил режиссер постановки.
«Если в течении двух минут ты не можешь найти лоха на площади, значит этот лох — ты», — говорил Березин в микрофон.
Несколько раз в течение спектакля свет гасили полностью и зажигали вновь. Актриса в основном вставала спиной или в профиль к зрителю. Хайруллина пела и в конце даже станцевала под песню группы «ABBA»-Dancing Queen. У зрителей после просмотра остались смешанные чувства.
Множество интерпретаций и детская игра по-взрослому
Режиссеру Василию Березину было тяжело сформулировать идею, о чем спектакль, но если у зрителя сложилось впечатление, что спектакль ни о чем или произведение вызвало агрессию — постановщика подобное вполне устраивает. Посыл-высказывание может расшифровываться или остаться загадкой и интерпретаций может быть много: от подглядывания, до существования человека в клетке, что и отметили критики.
«Я смотрю по 300 спектаклей в год и для меня есть только один критерий — произошло со мной что-то во время спектакля или ничего не произошло. А про что постановка и какой был посыл нужно рассуждать дома, наедине с собой», — рассказал после просмотра основатель и художественный директор фестиваля «Реальный театр» Олег Лоевский.
Здесь зритель остается основным субъектом, который должен выразить свое мнение на высказывание творческой личности. У одной из зрительниц возникла ассоциация с детской игрой «Мне показалось», в которую они играли в юном возрасте. При просмотре она погрузилась в детские воспоминания, которые были самыми одними из самых счастливых за всю ее жизнь.
«Ассоциаций, связанных со спектаклем великое множество и ответ всегда внутри спрашивающего», — отметил Лоевский.
Потаенная дверь может открыться или остаться закрытой при просмотре любого спектакля. Будь-то нарратив (вербальное изложение) или постановка со звездным составом.
Ведра с краской и спектакль для Брэда Питта
Зрители сравнили режиссера с человеком, который приносит ведра с красками разных цветов и утверждает, что он художник. Режиссер согласился с таким утверждением, потому что оно также имеет право на жизнь, как и лесные отзывы о спектакле.
Важно для спектакля было также, что главную и единственную роль сыграла Роза Хайруллина. Березин признался, что ему было интересно узнавать — действие «ситуацинизма» и психогеографию актрисы. Потому что все произведение построено на психогеографии.
«Получается, если бы был Брэд Питт, то был бы другой спектакль?» — спросил режиссера критик. Березин ответил, — «Безусловно».
Малые формы в диалоге с самим собой
Режиссер Максимилиан Шелл как-то сказал, — «Русским всегда нужны сверхзадачи, событие и конфликт, но вы не можете понять удовольствия просто встать и свободно постоять». Потому что есть моменты чувствования и погружения в произведение. Зрительница через островки слов и мыслей перешла в другое пространство, которое за спектакль удалось сломать. «Мне показалось» — это скорее про малые формы и высказывания.
Во время всего спектакля говорила не только Роза Хайруллина, но и Василий Березин, который олицетворял собой внутренний голос героини. Здесь было соединение голосов, который разговаривают друг с другом. Внутренний голос является помощником, который вытаскивает каждого из глубины отчаяния и ловушек, в который современный человек сам загоняет себя, выразил свое мнение режиссер. Также он сказал, что спектакль создан исключительно для Homosapiens.
Существо человеческой породы
Театральный критик Елена Гордиенко выразила мысль, что хоть «Мне показалось» и детская игра, но все-таки спектакль сам не про детство.
На сцене кроме всего прочего создатели спектакля расположили табличку, на которой была надпись: «Руками не трогать, с рук не кормить». Ее установили для того, чтобы показать, как к Розе относятся окружающие на улице. Прохожие трогают ее, как диковинного зверька и от этой актрисы не очень комфортно. Почему в спектакле именно Хайруллина? Потому что в ней есть андрогинность — то есть, она существо человеческой породы. Внешних переживаний разглядеть практически невозможно, а внутреннее страдание есть, сказал Глеб Ситковский.
Спектакль оставляет простор для интерпретации и похож скорее на сценическое стихотворение, высказался о «Мне показалось» критик Глеб Ситковский. Оно организовано по ритмическим законам. Текст, пространство и свет, которые ритмично включался и выключался на протяжении всего спектакля.
«Мне показалось» — это пример постдраматического театра (театр после) о том, что мы знаем, что ничего не знаем о своей собственной жизни. Кто такой человек сегодня, где он и кто он на самом деле. Вопрос остается открытым.
Нет комментариев-