Реставраторы собора Петра и Павла нашли фрески XIX века и печь, которая станет воздуховодом

На объекте культурного наследия федерального значения закончились фасадные и начались интерьерные работы. «События» узнали, какие сюрпризы преподнес храм исследователям и как старинные технологии можно удачно использовать в наши дни.

Живопись под краской стен

В алтаре нижнего храма Петропавловского собора Казани в советские годы размещался планетарий. Когда сюда после работ на фасадах переместились реставраторы, под несколькими слоями монохромной краски стен обнаружили церковные росписи XIX века.

До начала реставрационных работ в алтарную часть никого не пускали, поэтому открытие стало приятным сюрпризом. Расчистив фрагменты закрашенных стен в нескольких местах, реставраторы обнаружили изображения трех святителей, фрагмент золотого нимба и плечо одной из фигур.

«Живопись в алтаре конца XIX века, в хорошем состоянии – с ликами, с золочеными нимбами. Затем пробные раскрытия выявили исторические росписи понемногу по всему нижнему храму. Принято решение о расчистке стен и сводов от позднейших записей. При достаточной сохранности росписи возможно будет отреставрировать в первозданном виде. Если сохранность плохая, существуют свои методики решения», – рассказала главный архитектор проекта реставрации собора Рания Раимова.

Четыре подлинных сюжета исторических росписей сохранились и в трапезной нижнего храма. Их, правда, обновили при возобновлении церковной деятельности после Перестройки, где-то сильно перекрыв лаком, где-то подкрасив. Но этот факт изначально был отражен в документах на реставрацию, поэтому для этой части храма методика работы была прописана до начала восстановления интерьеров.

Печь в конце тоннеля

Собор приготовил реставраторам еще один сюрприз. Замурованная лестница конца XIX века вела в подвал к большой печи, которая обогревала через систему каналов в стенах весь храм. Это так называемый калорифер (калориферная печь), которые были очень популярны в прежние столетия в храмах и других масштабных помещениях, являясь прообразом современных систем отопления.

«Специально для этой калориферной печи под собором обустроили помещение. От него по полу и в стенах шли выходы-каналы для сухого подогретого воздуха. Это позволяло обеспечить отопление храма без отдельно стоящих печей в интерьере. Хороший пример – собор иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в Свияжске. Он строился уже вместе с такой отопительной системой, поэтому там она более рабочая и правильная: и прогревает, и вентилирует все пространство помещения», – пояснила архитектор.

Находку не будут разбирать или вновь закладывать, наоборот – ее собираются использовать на благо храма после полной его реставрации.

«Там есть забор воздуха снаружи, он будет немного подогреваться и заходить в храм. Отопление предусмотрено отдельно, теплые полы – отдельно, но и вот эту старую систему отопления мы будем использовать как дополнительную вентиляцию помещений», – сообщила Рания Раимова.

Удачно всего пару месяцев назад в Национальном музее Татарстана отыскался проект 1887 года архитектора Литвинова, в котором детально показана калориферная система Петропавловского собора. По словам собеседницы агентства, данные «этих удивительных материалов» все же отличаются от того, какой на деле получилась подвальная печь собора.

Старинный пол и уникальные изразцы фасада

Реставрационные работы подразумевают обновление напольного покрытия. В самом нижнем храме частично удастся сохранить дореволюционную напольную плитку начала ХХ века. Сейчас она аккуратно сложена здесь же после демонтажа. Придется заменить 10 тысяч элементов, изготовив максимально похожие копии. Это примерно 400 квадратных метров.

В галерее вдоль нижнего храма пол был покрыт большими чугунными пластинами. Одной из самых сложных задач, говорят реставраторы, будет воссоздание этого покрытия от стены до стены галереи. Предстоит найти мастеров, которые смогут изготовить такие же плиты на замену не подлежащим реставрации.

Работы в интерьерах нижнего храма Петропавловского собора, а также противоаварийные работы на расположенной рядом шестиярусной колокольне начались в конце прошлого года. Несколько лет до этого шла реставрация фасадов. Богато украшенному декором собору вернули историческую колористику, отреставрировали множественные лепные элементы. Однако внимательный посетитель заметит единичные декоративные квадраты, которые реставраторы оставили без поновлений.

«Это особенный элемент – наружный изразец (изразцовая плитка), наверное, единственный в Казани. Таких покрытых эмалью элементов по фасаду всего восемь. Подобные типичны для ярославской церковной архитектуры, есть они и в Питере, в Казани – только на Петропавловском соборе. Эти изразцы отливались из глины, покрывались глазурью и выпекались. Наши симпатичные – зеленый, желтенький. Они очень сложно крепились в кладку кирпичных стен, поэтому принято решение реставрировать их по месту», – пояснила Раимова.

Реставрацию изразцов можно будет начать только с наступлением теплого времени года. Работа поручена мастерам из Москвы.

Реставрация храма-погорельца

Собор Петра и Павла – объект культурного наследия федерального значения, был отстроен в камне на деньги купца Ивана Михляева в 1726-1729 годах на месте деревянной церкви XVI века. История храма связана с визитом в Казань Петра I. Правда, реставраторы выяснили, что привычный современникам облик собор приобрел в конце XIX века, когда к нему были пристроены северная и южная лестницы. Здание горело не меньше шести раз, претерпев затем и много ремонтно-восстановительных работ. С 1939 года храм как религиозно-культовое сооружение не действовал, на первом этаже здесь долгие годы размещался планетарий, верхний использовался как архив и научно-реставрационная мастерская. Собор вернули верующим в 1989 году, нижний храм был заново расписан изображениями христианской тематики. В верхнем храме также планируются реставрационные работы, но пока он остается действующим и принимает прихожан.

Реставрация собора ведется уже несколько лет. Федеральный памятник истории и культуры включен в проект «Историческая память» по госпрограмме «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы». Только на реставрационные работы этого года Минкульт и Минстрой России суммарно выделили 113 млн 700 тысяч рублей.

За предстоящий сезон будут проведены противоаварийные работы в шестиярусной 47-метровой колокольне собора, которая, как и башня Сююмбике в Кремле, имеет ощутимый наклон. Под колокольней, к слову, находится семейная усыпальница купца Михляева, оплатившего возведение храма. Реставраторы укрепят фундамент башни, выполнят гидроизоляцию и срежут 60 сантиметров грунта, наслоившегося за века по ее периметру.

«Аварийность колокольни всех пугала. Ее крен упоминается в описании Малова уже в 1890 году. Известно, что эта территория славится карстовыми образованиями. Сейчас делаются глубокие сваи, ставятся на материк, чтобы не было подвижек фундамента в дальнейшем», – рассказала главный архитектор проекта реставрации.

К декабрю, согласно условиям контракта с подрядчиками, должны будут завершить не только противоаварийные работы в башне, но и преображение интерьеров нижнего храма. Более тонкие художественные работы, связанные с обнаружением церковной живописи, отметила Рания Раимова, перенесены на следующий год. Их реставрационный бюджет придется пересматривать – закладывать средства на расчистку стен художниками-реставраторами, а в дальнейшем, вероятно, и на реставрацию открытых росписей. Этот вопрос стал предметом обсуждения с федеральными кураторами реставрации собора по программе «Историческая память», которые побывали в Казани с очередным инспектирующим визитом в начале апреля.

«А цель такая – отреставрировать весь комплекс Петропавловского собора и открыть его полностью для посетителей», – резюмировала собеседница агентства.