От Алжира до «Вакханалии»: ГСО РТ сделал музыкальное приношение всем врачам

Государственный симфонический оркестр РТ посвятил целый концерт музыке французского композитора Камиля Сен-Санса.

Вернувшись с удачного выступления на сцене Московской филармонии, которое было дано в рамках собственного абонемента, Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан под руководством художественного руководителя и главного дирижера Александра Сладковского повторил программу для казанской публики.

Однако слушатели в этот раз были не совсем обычными: в Большой концертный зал имени Сайдашева были приглашены медработники центральных городских больниц. В качестве благодарности за неоценимый вклад в борьбу с коронавирусом Covid-19 врачам была предложена программа, полностью состоящая из музыки композитора Камиля Сен-Санса.

Программа выбрана не случайно: музыкальный мир празднует 185-летие французского композитора в нынешнем концертном сезоне. Как отметила профессор Московской консерватории, органистка Евгения Кривицкая, которая приняла участие в концерте как приглашенная солистка, посвящение целого концерта музыке одного композитора явление редкое.

Оттого оно и вызывает некий спортивный интерес: удастся ли удержать внимание публики на два часа сочинениями одного музыканта?

«Концерт показал, что Сен-Санс очень интересный композитор и его совершенно нескучно слушать целый вечер. В его музыке большой спектр разных эмоций и образов. Он яркий романтик, истинный представитель XIX века, его сочинения отличаются красочностью, декоративностью звучания самого оркестра, что свойственно французам. В выбранных маэстро Сладковским произведениях солируют разные инструменты: виолончель, орган, — и потому программа воспринимается особенно „нарядно“ и празднично. Именно то, что людям хочется к весеннему празднику Восьмое марта», — поделилась Кривицкая.

Кстати, от оркестра медработники получили не только музыкальные впечатления и заряд эмоций, но и диски с записями произведений в исполнении ГСО РТ.

Своеобразное тройное посвящение (медработникам, юбилею композитора и Международному женскому дню) открыли «сочной» четырехчастной «Алжирской сюитой». От живописного вида на Алжир к военному маршу, через традиционные арабские танцы и лирический напев оркестр с легкостью пробирался к финалу, фактурно преподнося «восточные мотивы» слушателям. Не оттого ли публика не сдерживалась между частями и одаривала музыкантов аплодисментами?

«Игра оркестра под управлением Александра Сладковского, его интерпретации подкупают ясностью преподнесения идей, четко выстроенной архитектоникой. Очень важно, чтобы дирижер за пультом не просто показывал вступление, а давал правильный энергетический посыл, выстраивал форму. Сам Александр Витальевич говорит, что его задача — максимально ясно адаптировать для публики замысел автора, рельефно его преподнести. Это происходит в том числе за счет укрупнения контрастов, точного выполнения всех указаний композитора: динамических, темповых», — заметила Евгения Кривицкая.

Отдать дань уважения медработникам в этот вечер присоединился и всемирно признанный виолончелист — народный артист России Сергей Ролдугин. По признанию музыканта, идея концерта для врачей исходила от Александра Сладковского.

Неудивительно, что в программу, предназначенную для людей с непростой профессией, вошел столь популярный одночастный Первый концерт для виолончели с оркестром. Достаточно виртуозное, но при этом не тяжеловесное, простое для восприятия сочинение, где звучная виолончельная партия была чутко поддержана Госоркестром РТ, была тепло встречена публикой. В благодарность за радушный прием Ролдугин исполнил на бис казанцам Соло для виолончели «Песня птиц» Пабло Казальса — композитора, который за свою концертную деятельность успел несколько раз побывать в России и исполнить множество виолончельных концертов, в том числе и Ля-минорный Сен-Санса.

Евгения Кривицкая в свою очередь вместе с оркестром подарила слушателям одно из самых значимых музыкальных полотен в творчестве композитора — Третью («Органную») симфонию. Масштабное и грандиозное произведение явилось ярким завершением программы этого вечера.

«Орган — король инструментов. И здесь композитор показал его безграничные возможности во всем многообразии. Музыка то завораживает своей абсолютной красотой, то потрясает грандиозностью, и когда ты делаешь всё, что „предписал“ Сен-Санс, симфония слушается великолепно. Как в каком-нибудь сериале, здесь происходят разные драматические события с героями, есть лирические и драматические моменты, сложные перипетии взаимоотношений „персонажей“, завязка истории, ее развитие и развязка. Это симфония про нас и нашу жизнь», — рассказала Евгения Кривицкая.

Кривицкая также принимала участие и в концерте, прошедшем накануне. Она поделилась, что трансляцию из филармонии послушал сам Родион Щедрин — советский и российский композитор, пианист и педагог, заслуженный деятель искусств, народный артист РСФСР и СССР.

«После выступления он написал мне, что вторая часть, где вступает орган, — это божественно красивая музыка», — рассказала Кривицкая.

На бис оркестр исполнил медработникам феерическую «Вакханалию» из оперы «Самсон и Далила» Сен-Санса. Словно собрав всю оставшуюся энергию, мощь и силу, оркестр отдал все без остатка в зал своим слушателям, на что последние не поскупились на не менее громкие овации.

«Оркестр сейчас отмечает 10-летие работы под управлением Александра Витальевича, и я думаю, любой слушатель объективно подтвердит, что оркестр добился огромных успехов. Наблюдаю и радуюсь позитивному творческому росту коллектива, который, безусловно, зависит еще и от правильно выбранной стратегии развития оркестра. Александром Сладковским ставятся очень высокие художественные планки», — поделилась своим мнением Кривицкая.

Она считает, что концерты в Москве, важнейшие зарубежные гастроли на самых престижных сценах (таких как Музикферайн, куда доезжает не всякий столичный оркестр) плюс съемки на Medici и Mezzo и трансляции на весь мир — это все огромная ответственность, и это все заставляет мобилизоваться оркестрантов и выдавать порой сверхрезультат.