«Мы начали думать о спектакле еще до того, как книжка вышла в печать»
Радмила называет «147 свиданий» практическим исследованием, не претендующим на научность. В основе — личный опыт человека, который ищет ответы на вопросы:
как меняются отношения в новом, уже изменившемся мире?
что такое сегодня «твой человек»?
нужно ли вообще теперь искать себе пару, ведь мир так изменился?
Фото: из личного архива Радмилы Хаковой
За год Радмила сходила на 117 свиданий в 11 странах (сплойлер — эксперимент завершился досрочно). Проект был инициирован международным издательством splash! (Берлин), каждый из семи авторов которого в течение года изучал интересную ему тему онлайн: Александр Мурашев — образование (недавно вышла его книга «Другая школа»), Тамрико Шоли — изменения в категории «Дом» («Пора домой»), Ксения Буржская — эмиграцию («300 жалоб на Париж») и так далее. Во время написания книги все авторы издательства открыто рассказывали о том, как идет работа над книгами, публиковали отрывки из глав.
«Я изучала интересный мне вопрос, и оказалось, что этот процесс интересен кому-то еще кроме меня», — говорит Радмила. За ее поисками в разных социальных сетях следило около 20 тысяч человек.
Фото: Владимир Васильев / архив
«У нас есть живой автор, готовый сотрудничать. Было бы странно этим не пользоваться»
«Мы с основателем фонда „Живой город“ Инной Ярковой пришли к Радмиле с предложением поставить спектакль по книге [„147 свиданий“]. Мы начали думать об этом еще до выхода книги», — рассказала Ксения Шачнева.
Но первым общим театральным проектом Хаковой и Шачневой стал спектакль «Мергасовский», эскиз которого был представлен на прошлой «АРТ-подготовке», а сам спектакль позже был доработан, изменен и вошел в репертуар «Угла».
В этот раз Ксения выступает как режиссер, а не только как художник. Это не первый опыт: эскиз кукольного спектакля «Зухра» по книге Йолдыз Миннуллиной был поставлен Ксенией в рамках лаборатории TAT CULT, а теперь идет на сцене театра Кариева (татарский ТЮЗ).
«Мне было интересно работать с текстом Радмилы, потому что в нем есть документальная составляющая. В спектакле иногда получается иначе рассказать историю, — считает Ксения. — “147” — проект, построенный на материале, который основан на реальных событиях. Есть разница между устным и письменным текстом; в некоторых местах мы попросили Радмилу исправить текст. У нас есть живой автор, готовый сотрудничать. Было бы странно этим не пользоваться», — говорит режиссер «147».
На фото: режиссер Ксения Шачнева с текстом на генеральной репетиции спектакля «147» / Зоя Антонова
«Я записала историю, которая со мной случилась. Она почему-то стала интересна кому-то еще. Сейчас этот текст развивается, он живет, перетекает в другие формы. Я с большим интересом и вниманием к этому отношусь», — рассказала писательница.
Радмила говорит, что когда ее нет на репетициях, работа продвигается быстрее — актеры не оглядываются на нее как на автора и на героя одновременно.
«У меня как у режиссера не было задачи сделать из актрисы Анастасии Радвогиной Радмилу Хакову»
В основе книги — личный опыт Радмилы, о свиданиях она часто пишет от первого лица. Казалось бы, кто может зачитать этот текст лучше автора?
«Мы обсуждали это. Но я не актриса. Я очень плотно живу, каждый год реализую новые проекты, и для меня после книги „147 свиданий“ прошло уже примерно три жизни — так много всего произошло и происходит. Мне сложно соединиться с прежней собой, с героиней книги. Для меня это уже больше образ, лирический герой. Перечитывая эти тексты, я уже не всегда могу почувствовать то же самое, или вспомнить свои переживания, или даже не везде согласиться с прежним мнением», — говорит Радмила.
«Когда мы начали думать об этом спектакле, мы дольше всего обсуждали, нужны ли нам актеры. Это было самое сложное решение для меня», — вспоминает Ксения.
Когда решили, что актеры нужны, сделали предложение репертуарной актрисе творческой лаборатории «Угол» Анастасии Радвогиной («Дети и эти», «Индивиды и атомарные предложения»).
На фото: актриса Анастасия Радвогина на генеральной репетиции спектакля «147» / Зоя Антонова
«У меня как у режиссера абсолютно не было задачи сделать из Насти Радмилу», — отмечает Шачнева.
«Это очень важно. Мы договорились об этом до того, как Настя приступила к работе: актриса на сцене не играет меня, перед ней нет этой задачи. Она по-своему изучает опыт героини книги и, переосмысляя, транслирует его», — считает автор текста.
«Если бы кто-то близкий попросил меня не ставить этот спектакль, я бы этого не делала»
В книге «147 свиданий» мы встречаем истории разных людей, с которыми встречалась Радмила. Создатели спектакля с уважением относятся к границам личной жизни персонажей, и во время работы над постановкой некоторое время ушло на получение согласия реальных прототипов на упоминание в проекте.
«Это та ситуация, когда если бы кто-то из близких попросил меня не ставить этот спектакль, то я бы, наверное, вообще этого не делала», — отметила Радмила Хакова.
Большинство из тех, к кому обращались за согласием упоминания их историй или фото, дали его, некоторые были открыты к тому, чтобы участвовать лично.
«Кроме главной героини есть некоторое количество героев, о которых рассказывается в главах. Эти люди живы, счастливы и, слава богу, отзывчивы. Многие из них, почти все, согласились участвовать. Они не актеры, и мы не можем из разных городов привозить их каждый раз на спектакль. Поэтому этот спектакль будет немного фильмом», — рассказала режиссер «147».
На фото: актриса Анастасия Радвогина на генеральной репетиции спектакля «147» / Зоя Антонова
Книга «147 свиданий» совсем не то, чем кажется
Что же такое «147» — спектакль о любви, отношениях в современном мире, одиночестве, путешествиях или поиске себя? Отвечая на этот вопрос, Радмила Хакова сказала: «Думаю, каждый уйдет со своим личным чувством, со своими вопросами».
«Ожидаем, что часть зрителей — люди, прочитавшие книгу. У них, скорее всего, будут новые ассоциации. Возможно, какие-то истории они увидят иначе, под другим углом. Но этот спектакль не иллюстрация к книге, а самостоятельный проект. Он лишь основан на этих текстах», — заключила Радмила Хакова.
На фото: актеры Анастасия Радвогина и Евгений Скрипачев на генеральной репетиции спектакля «147» / Зоя Антонова
Премьерный показ спектакля «147» пройдет в творческой лаборатории «Угол» в 19.00, повторный — в 22.00. Решение о дальнейшей судьбе спектакля примут создатели проекта и основатели фонда «Живой город». Но, судя по ажиотажу, вызванному этим спектаклем, он с большой вероятностью войдет в репертуар «Угла».
Нет комментариев-