Сказ о том, как ГСО РТ казанцев с одним из лучших басов знакомил

Государственный симфонический оркестр РТ подарил жителям татарской столицы вечер русской музыки. А еще устроил первое «свидание» выдающегося баса современности Михаила Петренко с Казанью.

Наступление весны всегда ассоциировали в первую очередь с пробуждением природы, рождением новой жизни. Весенние мотивы находили отражение не только в народном фольклоре, но и в творчестве русских композиторов.

Неудивительно, что приход самого прекрасного времени года Государственный симфонический оркестр ознаменовал вечером русской музыки, куда вошли как народные песни, так и лучшие сочинения представителей русской академической музыкальной культуры.

Знакомство казанской публики с Михаилом Петренко

В этот вечер художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Татарстана Александр Сладковский подготовил подарок для своей публики: на вокальные партии он пригласил одного из самых востребованных басов современности, который за свою карьеру успел покорить слушателей ведущих театров не только России, но и зарубежья. Критики убеждают, что сложно унять душевное волнение, когда слышишь богатый раскатистый тембр голоса солиста Мариинского театра Михаила Петренко. И кажется, в этот вечер казанскую публику Петренко в этом убедил.

Интересно, что за свой творческий путь знаменитый бас не успел зарекомендовать себя в Казани. Концерт стал своеобразными смотринами для жителей татарской столицы и Михаила Петренко.

«Наконец-то сбылась моя мечта! Я безумно рад, что мой роман с прекрасным городом Казань начался именно так, именно сегодня», – поделился впечатлениями музыкант.

Концерт был богат на русские народные песни. В этот вечер прозвучали такие песни, как «Вдоль по Питерской», «Выйду на улицу», «Ах ты, ноченька», «Эй, ухнем» и другие. Из композиторских сочинений были исполнены «Тройка мчится, тройка скачет» Петра Булахова и «Вдоль по улице метелица метет» Александра Варламова.

Превосходной оправой для вокального соло стала партия оркестра. Солист и оркестровый коллектив словно единый организм проживали музыку вместе. Такое слияние – непременно следствие схожего музыкального видения Александра Сладковского и Михаила Петренко.

«Я безумно рад за то, как Маэстро Сладковский чувствует себя в творческом плане. Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан звучит потрясающе. Я думаю, в этом заслуга Александра Сладковского! Для меня сегодня был праздник!» – заявил вокалист.

От народных песен до «Могучей кучки»

Открытие музыкального вечера ознаменовалось творением композитора Михаила Глинки – увертюрой к опере «Руслан и Людмила». Если Александр Пушкин – солнце русской поэзии, то Глинка – несомненно, русской музыки. Он был тем, кто стоял у истоков зарождения национального симфонизма, и одним из главных его вкладов в развитие музыкальной истории стала именно эта опера. И уже в самой увертюре слышалось фантастическое, таинственное звучание, которое сменилось жизнеутверждающими мотивами: добро торжествует над силами зла. В современном мире в нынешних условиях слышать такие мотивы особенно ценно.

Вообще нужно отметить некоторую последовательность внутри программы.

Если убрать вокальные сочинения, то прослеживается хронологическая выстроенность симфонических произведений.

Хотя сам Глинка и не входил в состав «Могучей кучки», он был главным ее вдохновителем, и заложенные им музыкальные принципы были продолжены участниками творческого объединения. Следующим после увертюры Глинки произведением, исполненным оркестром в этот вечер, стало Шествие князей из оперы «Млада» Николая Римского-Корсакова – основателя «Пятерки».

Надо сказать, что симфоническим произведениям Римского-Корсакова отведено больше всего внимания. ГСО РТ представил публике Сюиту «Три чуда» и знаменитый «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане».

Конечно же, в концерт не могли не войти произведения и других представителей «Могучей кучки». Оркестр показал своим слушателям живописную симфоническую картину пробуждения природы «Рассвет на Москве-реке» – вступление к одной из значимых опер Модеста Мусоргского «Хованщина». А за восточные мотивы ответили «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина. Кстати, последнее особенно горячо встречала публика: стихийная сила и восточный темперамент обожгли сердца казанцев, а в знаменитый мотив «Улетай на крыльях ветра» не влюблен разве только тот, кто его не слышал.

Особенного фольклорного колорита в этот вечер добавили «Сказочные картинки» Анатолия Лядова (кстати, ученика Римского-Корсакова): «Баба-яга» и «Кикимора». Завершили ряд инструментальных сочинений в этот вечер эпизодом из музыки к сказке А. Островского «Снегурочка» – «Пляской Скоморохов».

И если маэстро Сладковский «прибирал» оркестр для того, чтобы не нагромоздить, а поддержать голос Петренко, то здесь он дал волю звучанию огромного «организма». Богатый на динамические оттенки оркестр производил особенное впечатление в кульминационных моментах, что вызывало бурю восторга у слушателей. Несмотря на то что зрительский зал был полон лишь наполовину, по ощущениям каждый слушатель не скупился и аплодировал за себя «и вон того соседа справа».

Казанская весна только началась для симфонического оркестра. Вчера казанский музыкальный коллектив дал концерт-приношение для всех врачей, где исполнил сочинения французского композитора Камиля Сен-Санса.