Гайд по народным татарским танцам: шесть базовых движений и инструкция для начинающих

Для того чтобы исполнять татарские народные танцы, нужно освоить шесть базовых движений. Все остальные комбинации строятся на их сочетании или легкой модернизации. Корреспондент ИА «Татар-информ» сам попытался освоить эти движения, что из этого получилось, читайте в материале.

Учить базовым движениям татарского танца корреспондента ИА «Татар-информ» согласились руководители народного ансамбля танца «Салават купере» Надежда Будыленко и Руслан Насыйров.

«На основе этих движений можно сделать огромное количество всевозможных комбинаций. Их можно не только комбинировать, но и вносить новые элементы.Благодаря этому татарский танец получает богатую разнообразную палитру выразительных средств», — отметила руководитель хореографического коллектива.

«Бурма»

Самое главное и фирменное движение татарского танца — это «бурма». В переводе с татарскогозначит «винт». Это своеобразный перескок с ноги на ногу. В одной комбинации есть три точки: носок — пятка— носок. Важно в этом движении при приземлении на пол выворачивать ту стопу, которая на пятке, в сторону.

Само движение делается в довольно быстром темпе следующим образом: человек прыгает,поочередно поджимая ноги к задней поверхности бедра. Подобное упражнение каждый делал на уроке физкультуры, там это называлось «бег с захлестыванием голени». Только здесь отличие будет в том, что это должен быть не бег, а перепрыжка с одной ноги на другую.

Ногу, которая приземляется первой, нужно поставить на носок, вторую выставить чуть вперед, поставить на пятку, а затем переступить снова на носок первой ноги. Затем повторить перескок. После освоения этого движения туда добавляется поворот. Во время перескока нужно развернуться на 360 градусов с продвижением вперед.

«Чалаштыру»

Второе движение, без которого не обходится татарский танец, называется «чалаштыру». Оно условно обозначает перекрещивание. Для него нужно встать боком — к примеру, правым. После этого поднять прямую правую ногу и прыгнуть за ней, поджимая левую стопу к правому колену.

«Кадак кагу»

Следующее движение имеет говорящее название —«молоточки», или по-татарски «кадаккагу». Оно также связано с небольшими подскоками. Сначала нужно прыгнуть на правую ногу, а левую согнуть в колене, отвести голень вправо и ударить носком в пол. Главное, чтобы место удара об пол, как раз таки своеобразный молоточек, было правее той ноги, на которой человек стоит. Затем нужно сделать перепрыжку на левую ногу и повторить всё, теперь уже с правой ноги. Руки при этом могут находиться как на кушаке(татарский пояс), так и могут быть разведены в стороны.

В этом движении стоит отметить два момента. Во-первых, во время удара в пол не нужно переносить вес на ногу, которой ударяете, это должно быть легкое касание. А во-вторых, обязательно нужно вывернуть стопу так, чтобы коснуться пола не пальцами вниз, а как будто нога стоит на цыпочках. Несоблюдение этих условий может быть чревато травмами.

«Гармошка»

Гармошка и баян — очень важные инструменты для татарской культуры в целом. Неудивительно, что одно из базовых движений названо в их честь.

Это движение наконец-то не связано с подскоками. Для него нужно немного согнуть колени, свести пятки и развести носки в разные стороны. Затем, с продвижением вправо, наоборот, свести носки и развести пятки и продолжать эту смену в цикле.

«Укчебаш»

Следующее отличительное движение татарского народного танца называется «укчебаш», что переводится как «носок».Его можно условно разделить на три стадии.Оно тоже выполняется в легком приседе и с продвижением в сторону.

Допустим, что сейчас мы пойдем вправо.Сначала нужно наступить на левую ногу и перенести вес тела на нее. Затем выводим правую ногу вперед, ставим на пятку и переносим вес уже на нее. Затем делаем шаг левой ногой на всю стопу и ставим правую уже назад и на носок.Далее повтор всей комбинации.

Переменные ходы

У всех танцев есть свой вариант шага, татарский не исключение. Здесь он схож с русским вариантом, где используется тройной ход. Он представляет собой три проходящих шага с подведением свободной ноги к опорной. Условно можно сравнить это с вальсовым музыкальным размером, где счет идет на три, только в татарском танце ритм этих шагов намного выше и он идет просто вперед.

Положение рук

Теперь, когда базовые движения для ног описаны, самое время подумать и о руках. Для татарских танцев есть несколько положений: на кушаке(татарский пояс), расставленные в стороны или за тюбетейкой. Каждое положение рук может комбинироваться между собой. К примеру, одна рука может быть на поясе, а вторая вытянута.

Важно отметить, что при положении рук на кушаке за пояс должен держаться только большой палец руки, а остальные держать сам пояс снаружи. При этом локти должны быть не прижаты к телу, а немного выдвинуты вперед.

При положении рук, расставленных в стороны, ладони должны быть вытянуты и подняты на 90 градусов, то есть пальцы должны смотреть в потолок. Важно не сгибать локти в таком положении рук, они всегда должны быть вытянуты.

Для того чтобы по-татарски сложить руки на тюбетейке, нужно вытянуть руки вверх и согнуть в локте так, чтобы ладони оказались на затылке, а затем развести локти в стороны.

Еще одно положение рук – сложенные за спиной. Здесь важно прислонить их к спине тыльной стороной ладони и поставить ее так, чтобы пальцы смотрели в стороны, а не вверх и вниз. Кроме того, нужно расправить плечи.

Готово!

Готово! Теперь вы можете зажигать на любой татарской фольклорной вечеринке и хвастаться всем, что умеете танцевать национальные танцы.