«Кто же он? Стало быть, подлец?» – как Казань приняла трагикомедию «Подлец» с Остроумовой и Вдовиченковым

Корреспондент ИА «Татар-информ» посмотрел фильм «Подлец», чтобы найти подлеца в трагикомедии Левитина-младшего

В рамках внеконкурсной программы XIII КМФМК в кинотеатре «Родина» показали фильм «Подлец» 2016 года. Его представили режиссер Михаил Левитин-младший и его мать, исполнительница одной из главных ролей Ольга Остроумова. Как сказал автор киноленты, внешне фильм получился не сложный, но если всмотреться вглубь — все как раз наоборот. Корреспондент ИА «Татар-информ» разбирался, так ли это.


На показ пришло немало женщин и мужчин за 50, а то и старше. Видимо, их  привлекла возможность встречи с Ольгой Остроумовой. Многие после приветственных слов побежали за актрисой в холл для совместных фотографий, две женщины взяли автограф у режиссера. Еще в зале присутствовало несколько молодых девушек — видимо, студентки решившие развлечься после пар, и один мальчишка лет семи. На некоторых моментах в фильме хотелось закрыть ему руками глаза и уши.

По сюжету, главной героине Юленьке (играет Ольга Левитина, актриса театра «Эрмитаж» и сестра режиссера) уже за 30, а замуж она не собирается. По этому поводу печалится ее мать Вера Филимоновна (Ольга Остроумова), но тут на горизонте появляется герой Владимира Вдовиченкова — Иван Николаевич. Казалось бы идеальная партия для Юленьки, ведь он красавец в форме подполковника ВДВ. Кто бы мог подумать, что на самом деле герой Вдовиченкова — вор-домушник.

Люди, причастные к кинематографу, обратили внимание на этот фильм по двум причинам. Во-первых, это дебют Левитина-младшего. Кстати, картину он снял на грант, который получил за спектакли «Леди Макбет в Школе клоунов» и «Леля и Минька в Школе клоунов» в театре «Эрмитаж», которым заведует отец, Михаил Левитин-старший.

Во-вторых, режиссер задействовал в фильме чуть ли не всех членов своей семьи. Об этом на презентации сказала и его мать, Ольга Остроумова.

«Вообще это семейный подряд какой-то, — отметила актриса. — Миша (режиссер) написал сценарий специально для меня, написал роль для сестры, актрисы и моей дочки. И вот мы там все снимались. Володя Вдовиченков не из нашей семьи, но мы так подружились. Я честно говоря, его боялась, потому что думала, что нынешние молодые артисты все снобы, что им многое нужно. Нет! Мы замечательно подружились».

Также в роли призрака отца Юлии снялся отчим режиссера, третий муж Остроумовой Валентин Гафт. И, несомненно, надо сказать, что последней работой в кино для Льва Дурова стала роль 98-летнего старика, который смог дать отпор забравшимся в его дом ворам. Услышав об этом из уст Остроумовой, люди в зале зааплодировали.

Почему внешне фильм кажется простым?

Во-первых, в «Подлеце» изображены люди среднего класса и воры. Так, например Юлия работает медсестрой в больнице, где за ней пытается ухаживать один пожилой пациент — то конфеты ей носит, то цветы. Вручить букет ему так и не удалось — повели в клизменную.

Воры, обитающие на каком-то ржавом судне, — это отдельная тема. Именно в преступной среде крутится Иван Николаевич. Заведуют там всем Жорж и Тигровна. Жорж тот еще шутник — якобы глотает золотые часы, а потом говорит, что вернет после туалета, правда «часы придется маленько ополоснуть».

Вообще юмор в фильме более, чем прямолинейный. Так, например, Тигровна постоянно тащит Ивана в постель, и режиссер не придумал ничего лучше, как изобразить постельную сцену, не показывая героев — через животные стоны героя Вдовиченкова и характерные звуки стукающейся о стены кровати.

И все же самыми возвышенными в этом фильме кажутся Юлия и Вера Филимоновна. Обе закончили филфак, поэтому речь заходит то о Гоголе, то о Пушкине. А потом героиня Остроумовой показывает Ивану какой-то «желтый» журнальчик, удивляясь, что мужчина его не читал. Тут-то и заходит разговор о любви. Якобы, дочь известного человека влюбилась в рецидивиста. Юля защищает девушку, мол, это любовь, а ее мать уверена, что они просто хорошо «трахаются». Это слово повторяется так часто да громко, что хочется выбежать из зала. Но мы остаемся, чтобы узнать, что же будет дальше.

В банду воришек приходит Андрюша, 21-летний парень. Иван не хочет, чтобы того обучал Жорж, поэтому берет на себя обязанность объяснить все новичку. Так, по словам героя Вдовиченкова, у вора должен быть талисман, который надо всегда брать с собой. У Ивана это зажигалка, и хотя, он ее забыл, вместе с Андреем герой идет на дело. Звонок в дверь, открывает 98-летний старик (Лев Дуров). Воры представляются соседями сверху, у которых проблемы со сливом. Под этим предлогом они и входят к старику домой, а тот оказывается охотником. Герой Дурова сообщает ничего не подозревающим ворам, что никаких соседей сверху у него быть не может, ведь верхний этаж предназначен для  коммуникаций. Сообщив об этом, старик стреляет из ружья в Андрюху. Парень попадает в больницу к Юлии.

Почему фильм сложный?

Юлия, узнав, что друг Ивана вор, понимает, что и ее возлюбленный преступник. Тот во всем кается главной героине, и она его прощает. Но возникает вопрос: как быть с Андрюхой? Ведь воры ставят Ивану ультиматум: либо ты убьешь его, либо мы тебя.

Герой Вдовиченкова приезжает в больницу с серьезным намерением застрелить парня, но, увидев, Юлию он не смог, но сделал другое — обчистил их с матерью квартиру. Юлия застает Веру Филимоновну на полу, ведь женщина обнаружила пропажу ценностей и денег, но поняла — дочь в курсе, что ее возлюбленный никакой не военный. Фильм завершается так — Юлия не подала матери таблеток, когда у той случился сердечный приступ, а Иван бежит и бежит по городу...

Фильм смотрится на одном дыхании, ведь хронометраж всего 96 минут. Трагический финал происходит так стремительно, что ты не успеешь осознать всего ужаса — Юлия умышленно убивает мать бездействием, так может и Андрюха погиб от ее руки?

Казалось бы, самый чистый человек в фильме, а именно главная героиня оказывается подлецом. А поначалу и не скажешь — работает врачом, дружит со слепым Лукой, да и в свои 30 с хвостиком по-прежнему девственница.

Пожалуй, самый сложный персонаж достался Владимиру Вдовиченкову. С самого начала видно, что он выбивается из этой преступной среды. Он не хочет, чтобы Андрюха сбился с пути, поэтому уберегает от влияния Жоржа. Да и вообще, Ивану Николаевичу не по душе такая преступная жизнь, о чем он говорит парню.

«Завязывать надо, нельзя так больше. Ты видел их лица? Юлии и Веры Филимоновны? Какие чистые и прекрасные лица, а Тигровна, Жорж? Да и мы с тобой не лучше, Андрюшка. Только жизнь проходит», — говорит герой Вдовиченкова.

Когда парень оказывается в больнице, Иван дает отпор Тигровне с ее пошлыми желаниями и обзывает ее ведьмой, у которой только одно на уме. Да и убить Андрюшку он так и не сумел.

Фильм оказался сложнее чем, кажется. Того же мнения придерживаются и зрители фильма, например Чэчэк Равилова.

«Не хочется видеть всю эту грязь — воры, Тигровна эта. Хочется видеть светлое, красивое. А потом смотришь — Иван-то оказался хорошим парнем, вдумчивым. У этого главного героя есть душа. Он ведь в первый же день мог сделать что-то с этой старушкой или обокрасть ее и уйти, а он не смог, потому что он видит, что она светлый человек. Я боюсь, что в конце концов этот парень с душой не сможет в таком мире жить. А ведь Юля ради него двоих убила — и парня того и свою мать. В конце концов Иван оказался выше их всех», — поделилась с нами женщина после показа.

Главный вопрос фильма — кто же подлец? Чэчэк Равилова так и не нашла для себя точного ответа.

«Кто подлец? Нельзя однозначно сказать. Иван ведь пошел того парня убивать, но было ведь как какое-то провидение, что Юля тут оказалась. Если бы она не подошла, может, он и убил бы. Фильм, как сейчас говорит молодежь, по-настоящему цепляет. Остроумова же сказала, что для нее главная радость, когда ее героине сопереживают. Так и есть. И за Юлю, и за мать, и за парня я переживала. А всех этих воров... К ним как к людям сложно относиться, я говорю о качестве человека. А в Иване есть что-то такое, что он не может пройти мимо, не отреагировать», — считает женщина.

Фильм показался ей очень глубоким, поэтому она ничуть не пожалела, что пришла на него в компании подруги.

«Поступок Юли... Его нельзя оправдать только любовью. Ну сидел он уже один раз, ну отсидел бы еще. Если бы любила, дождалась бы, но самой идти на преступление ради любви — это край. Все это прошло через меня, я еще долго буду думать об этом — и сегодня вечером, и завтра», — подытожила зрительница.

Что касается нашего вердикта, то фильм действительно достоин просмотра. Во-первых, удобный для просмотра хронометраж — никакой затянутости. Во-вторых, замечательный актерский состав. В-третьих, неожиданный финал, который словно бы падает на тебя как тяжелая плита, придавливает, и ты не можешь с этим ничего сделать. Так и остаешься с мыслями: «И кто же тут подлец?».