Рыцарский дух, зеркало желаний, парики из живых волос: закулисная жизнь Казанского театра юного зрителя

Корреспондент ИА «Татар-информ» побывал за кулисами Государственного театра юного зрителя и узнал, чем живет театр изо дня в день и кто трудится над детскими постановками.

Как статуя рыцаря охраняет театр и кто из знаменитостей приезжал выступать в ТЮЗ

Во второй половине XIX века в здании нынешнего Государственного театра юного зрителя находились торговые склады купцов Журавлевых. В начале XX века сыновья Журавлева решили перестроить здание под особняк изящной архитектуры с целью организовать здесь купеческое собрание. В то время здесь появились сцена, гримерные и ресторан.

Во время Первой мировой войны в здании находился военный госпиталь, куда свозили раненых со всей страны. После окончания войны и революции особняк перестроили во второй раз и стали проводить здесь встречи татарского клуба. В 1935 году сюда переехал ТЮЗ.

С гастролями сюда приезжали различные артисты, выступал Максим Горький, играла знаменитая татарская труппа Сайяр. С ТЮЗа начался творческий режиссерский путь Марселя Салимжанова. Именно он поставил для театра несколько знаковых спектаклей.

Символом театра является рыцарь, который стоит перед входом в зрительный зал. Его установили в 2001 году после реконструкции ТЮЗа. Рыцарь олицетворяет доблесть, честь, защиту и добро.

По легенде каждую ночь рыцарь оживает и обходит весь театр, чтобы проверить, все ли в порядке. Легенда возникла неспроста, ведь именно ночью 30 января 1995 года здание охватил пожар – сгорела большая часть театра.

«Театралы очень суеверные люди. У нас сгорела сцена. Говорят, что если горит сцена, то дух театра вылетает из театра. Но, к счастью, наш дух театра в театре остался», — рассказывает заведующая педагогической частью Дарья Хуртина.


Перевоплощение артистов в сказочных персонажей руками гримера и постижера

Всего в театре девять цехов: реквизиторский, бутафорский, декорационный, пошивочный, костюмерный, гримерно-постижерный, монтировочный, осветительский и звукооператорский.

На месте костюмерного цеха раньше находился репетиционный зал. Теперь же помещение полностью завешано костюмами, которые шьют в пошивочном цехе ТЮЗа. Здесь можно насчитать более тысячи костюмов. Однако если бы не пожар, уникальных экземпляров одежды было бы намного больше.

«В пожаре большинство костюмов было уничтожено. Не стало той истории, которая с 1932 года копилась. Сейчас в костюмерной висят костюмы с 1997 года», — поясняет Дарья.

Также в цеху можно увидеть тканевые накладки, а в коробках найти головные уборы или элементы костюмов. Обувь для спектаклей почти всегда заказывается в ателье.

К выходу на сцену артистов готовят гример и постижер. Рыжие, черные, коричневые, белые парики, бороды, усы создаются умелыми руками постижера. Для этих целей используются настоящие волосы или искусственные (канекалон).

Парики изготавливаются с помощью специальной шапочки из сетки – монтюра. Ее натягивают на деревянную имитацию человеческой головы (болван) и уже потом на нее с помощью специальных инструментов прикрепляют волосы. Дополнительные элементы парика, например ушки, изготавливают бутафоры.

«В спектакле “Женитьба Бальзаминова” прически очень своеобразные. Там корзиночки надеваются на головы, прицепляются дополнительные локоны, плетутся косички», — рассказывает гример театра Аделя Андреева.

На зеркалах висят эскизы к премьерному спектаклю «Дитя». Их создавал Сергей Скоморохов – главный художник театра имени Г. Камала. Он также занимался художественным оформлением спектаклей – рисовал эскизы для декораций.

Когда проходишь по коридорам, слышишь, как из динамиков доносятся какие-то звуки. Таким образом по всему театру транслируют спектакли для того, чтобы каждый сотрудник за кулисами знал, какой эпизод спектакля в данный момент идет на сцене. В одном из коридоров на стенде висит расписание для артистов, режиссеров, сотрудников, а в другом – старинное зеркало.

«Любимое место – это наше зеркало. Мы называем его «Зеркало желаний». Каждый раз перед выходом на сцену артисты в полном облачении смотрятся в это зеркало и загадывают желание. Очень много сказочных персонажей в это зеркало посмотрелось. Отныне оно стало очень даже волшебным», — говорит Дарья.


Подготовка сказочных спектаклей для самых маленьких

Масштабная работа разворачивается в декорационном цеху. Здесь мастера не только изготавливают декорации, но и вручную раскрашивают большие тканевые полотна (задники), например для беби-спектаклей.

Сам спектакль для самых маленьких проводится на втором этаже в Мавританском зале. Декорации для беби-спектаклей расписываются вручную и не меняются.

Посередине зала «растет» дерево – «Сердце леса». На дереве висит сетка, которая имитирует крону. На сетке расположено множество лампочек, которые во время спектакля загораются желтым светом.

Всего на этом спектакле одновременно могут присутствовать 10 детей и 10 взрослых. Перед входом гости обязательно снимают верхнюю одежду и уличную обувь и проходят в локацию либо в носочках, либо в сменной обуви.

«Артистами беби-спектакля “В поисках чуда” была проведена масштабная работа: им нужно было не только создать образы, но и суметь наладить взаимодействие с детьми. Для этого мы, сотрудники, сами ходили на репетиции спектакля и изображали детей — капризничали. Чтобы артисты могли проработать все сложности, которые могут возникнуть», — отмечает Дарья.

Мужской, рыцарский и свободолюбивый дух ТЮЗа

Каждый день, кроме понедельника, в театре проходят репетиции премьерных спектаклей и постановок из идущего репертуара. Репетиции проходят в Зеркальном репетиционном зале, Малом белом зале и на сцене. Также в театре проводятся квартирники, ночи искусств и занятия с участниками детских театральных проектов.

Во всем театре во время каникул ажиотаж. На сцене одни декорации постоянно сменяются другими, потому что в день ставится три спектакля.

Многое из реквизита артисты перемещают с места на место или вовсе уносят со сцены. Перед следующим спектаклем реквизит снова нужно вернуть в исходное положение. На подготовку сцены, светового оборудования и настройку звука к очередному спектаклю необходимо несколько часов.

За сцену театра посторонним вход запрещен, потому что там может быть опасно из-за путаницы проводов на полу и малого пространства. Во время установки декораций там могут находиться только специалисты. Увидеть эту часть театра можно будет лишь после реконструкции.

«У каждого театра есть свой запах и дух. У ТЮЗа мужской, рыцарский дух. Мы все такие свободолюбивые. Артисты нашего театра, наверно, этим и отличаются. Они очень живые, свободолюбивые, прекрасные, добрушечки», — заключает Дарья.