Китайские мотивы и посвящение Бетховену: в Казани стартовал юбилейный фестиваль «Рахлинские сезоны»

Государственный симфонический оркестр РТ под управлением Александра Сладковского открыл на сцене Большого концертного зала имени Сайдашева юбилейную программу Международного фестиваля «Рахлинские сезоны». Этим концертом Госоркестр положил начало исполнению сочинений Людвига ван Бетховена — юбиляра концертного сезона.

Открытие первого вечера фестиваля ознаменовалось Увертюрой «Эгмонт» Бетховена: вступлением к музыке одноименной трагедии Гёте — писателя, с которым сам композитор венской школы при жизни неоднократно встречался. И хотя заказ к написанию произведения музыкант получил от Венского придворного театра, Бетховен говорил, что взялся за работу исключительно из любви к поэту.

Казалось, что нет более логичного выбора произведения Бетховена, которым мог открыться фестиваль-посвящение, ведь в нем воплощены главные идейные мотивы всего творчества композитора: начиная от героизма к преодолению рока судьбы и заканчивая использованием контрастных, броских тем, развитие которых укладывается в понятную широкой аудитории форму.

Непродолжительное, но яркое драматическое музыкальное полотно, которое завершилось жизнеутверждающими аккордами, настроило публику на нужную «бетховенскую» волну. Ведь дальше слушателей ожидало чуть более сложное для восприятия сочинение композитора.

Для продолжения концертной программы на сцену вышел молодой, подающий надежды музыкант из Китая — студент третьего курса Казанской консерватории Ван Юйцянь. Надо сказать, что казанской публике Юйцянь уже знаком — ранее пианист был приглашен на закрытие Шаляпинского фестиваля, где исполнил фортепианный концерт Рустема Яхина, а также на торжественное мероприятие в честь вступления в должность Президента Татарстана Рустама Минниханова.

В этот раз для слушателей музыкант вместе с Госоркестром РТ подготовил Первый фортепианный концерт Бетховена. По признанию молодого исполнителя, свою партию он учил непосредственно для участия в «Рахлинских сезонах».

«Еще в декабре в нашу консерваторию обратился маэстро Сладковский, он искал солиста для открытия фестиваля. Руководство консерватории предложило мою кандидатуру», — признался солист.

Юйцянь рассказал, что на подготовку у него было около четырех месяцев. Он занимался под руководством своего педагога по специальности — заслуженного деятеля искусств РТ и РФ Эльфией Бурнашевой. До концерта было проведено две полноценные репетиции с оркестром, за которые он успел приладиться к инструменту, а коллектив — к его исполнению.

«Мне очень понравилось работать с Госоркестром РТ, ведь в нем работают настоящие профессионалы. Александр Витальевич был очень внимательным, спрашивал, что мне нужно, давал советы. Это был полезный опыт», — поделился Юйцянь.

Государственный оркестр РТ чутко подстраивался и подхватывал исполнение Юйцяня, давая музыканту в выгодном свете раскрыть всю динамическую палитру рояля: от проникновенного пианиссимо во второй части до торжественного фортиссимо в финале. Пианист в свою очередь не упустил возможность продемонстрировать владение профессиональными навыками: и виртуозными трелями, и чисто исполненными сложными пассажами. Настолько заворожены были слушатели, что в не свойственной им манере не посмели разрушить целостность сочинения аплодисментами между частями и одарили овациями музыкантов лишь в самом конце.

В благодарность за теплый прием на бис Юйцянь подарил казанцам обработку китайской народной песни «Разноцветные облака в погоне за луной», которую легко можно перепутать с сочинением татарского композитора.

«Мне нравятся их (татарских композиторов. — Ред.) произведения, они очень похожи на китайские. Они напоминают о доме, что-то родное и приятное», — рассказал в интервью для «Казанских ведомостей» музыкант.

Кстати, по признанию Юйцяня, на свою родину он привозил номер из балета «Шурале» Рустема Яхина, чтобы показать своим соотечественникам схожесть татарских и китайских мотивов.

Оценить творческий тандем Госоркестра РТ с Александром Сладковским и Вана Юйцяня пришли почетные гости: актер театра и кино, режиссер и сценарист Вениамин Смехов вместе со своей супругой — историком кино, кандидатом искусствоведения Галиной Аксеновой. Гостевую ложу также занимали немецкий музыковед, драматург, профессор Дитер Рексрот и музыковед, музыкальный критик, член Европейского культурного парламента Татьяна Рексрот. Последние примут участие в культурно-образовательных мероприятиях, которые пройдут в рамках фестиваля на площадке Национальной библиотеки РТ.

Финальную точку в музыкальном вечере Госоркестр РТ поставил Третьей «Героической» симфонией Бетховена.

Роль Третьей симфонии в творчестве первого виртуоза Вены переоценить сложно. Она была создана в сложнейший период жизни композитора, смертельного приговора для музыканта — глухоты. Бетховен пишет прощальное письмо, но вместо смерти он дарит миру свое бессмертное сочинение.

И если на исполнении Первого концерта в этот вечер Госоркестр РТ выступал в качестве подспорья для солиста, где Александр Сладковский тонко и чутко сдерживал свой оркестр до оттенка меццо-форте, то в широкой динамике образов борьбы и поражений, торжествующей радости и героической смерти симфонии оркестранты не сдерживали своей музыкальной мощи. 

И хотя на премьере два столетия назад слушатели не оценили масштаба грандиозного полотна (с галерки один из слушателей выкрикнул: «Я дам крейцер, чтобы все это кончилось!»), казанская публика была куда более подготовленной к длительному прослушиванию. Более того, этого оказалось для них недостаточным и они вызвали ГСО РТ и маэстро на бис. Отказать преданным поклонникам коллектив не мог и напоследок исполнил «Ракоци-марш» Гектора Берлиоза.

X Международный фестиваль «Рахлинские сезоны» только начал знакомить свою публику с выдающимися сочинениями Людвига ван Бетховена. Уже 7 апреля под управлением французского дирижера Марка Пиолле Госоркестр РТ исполнит Пятую и Седьмую симфонии.