Билл Гейтс, Уилл Смит, Марадона: зачем Казанскому ТЮЗу двойники известных людей?

Осенью в кулуарах Казанского ТЮЗа стали появляться постеры, на которых сотрудники театра были сфотографированы в образах известных личностей. Авантюру сам коллектив раскусил только с четвертым подобным плакатом. «Татар-информ» рассказывает, кто и зачем создавал двойников.

Когда родился — в того и превратился

Идея гримировать коллег, причем не только актеров, но и вспомогательный персонал ТЮЗа в известных людей принадлежит одной из его актрис — Радуге Мухтаровой. Возникла она во время празднования дня рождения гримера театра Марины Евстафьевой, которая шутки ради, наклеив усики, превратилась в Гитлера. Как оказалось, даты рождения гримера и главы Третьего рейха совпадают.

«Шутка Марины стала основой для нашего проекта, когда сотрудников театра (кто желает, мы никого не заставляем, но никому и не отказываем, если кто-то хочет) гримируют в известного человека, родившегося в эту же дату. Ищем, конечно же, по типажам. И очень хочется из мужчин делать женщин (есть у нас, например, Павел Густов, из которого мы сделали Маргарет Тэтчер), из женщин мужчин — чтобы можно было подрисовать, нарисовать, парик надеть, усы приклеить, потому что просто из лица лицо сделать невозможно, надо делать персонаж», — рассказала Радуга Мухтарова.

Затея наделала много шума, тем более, что какое-то время оставались неизвестными имена зачинщиков и до наступления дня рождения кого-то из перевоплощенных сотрудников театра коллеги не подозревали, что увидят следующий постер. Новый образ держали в секрете до часа икс.

«С сентября мы уже загримировали 17 сотрудников (на момент интервью — Ред.). В основном фотографируются, конечно, люди из творческой части. Хотя и из бухгалтерии у нас были, завлит, маркетинговый отдел, педагоги, заведующий монтировочным цехом. Когда первые фотографии появились, никто не понимал, что это такое, все ходили и спрашивали друг друга, а мы с Мариной партизаны — никому ничего не говорим. Нас раскрыли, наверное, только фотографии на четвертой. Сейчас меня постоянно спрашивают, кто следующий. „Скоро узнаете!“ — отвечаю», — с удовольствием рассказывает собеседница.

Мастерская клонов

Подполье по созданию двойников умудряется успевать создавать образы в перерывах между репетициями и показами. Наложение грима и фотографирование на поздравительный постер занимает всего около часа. В процесс вовлечены теперь и заведующая костюмерным цехом Диляра Гавеля, и помощник режиссера Ирина Калинина.

«Если бы вы знали, из какого сора растут цветы, не ведая стыда… Когда в последний раз мы делали портрет, то просто взяли настольную лампу и светили ею. Если профессионалы увидят, как мы это делаем — покрутят пальцем у виска и скажут, так не делается! А мы делаем так. Я стараюсь поставить задачу под персонажа: смотрит вдаль, ты великий, гордость, задумчивость, интерес», — раскрыла нюансы Мухтарова.

Ради такого дела она прошла обучение фотографии и фотошопу, первое время обращалась за советом к фотографу театра Рамису Назмиеву. К слову, нынешний фотопроект — уже вторая подобная затея Мухтаровой в ТЮЗе. Несколько лет назад актерскому составу она предлагала примерить на себе узнаваемые образы. Тогда за 1,5 года были созданы 13 фотографий, ставшие основой имиджевого календаря ТЮЗа к Году Театра (был объявлен в 2019-м — Ред.).

«У нас есть актеры, которые очень похожи на знаменитых людей. Алсу Густова, мне кажется, один в один Одри Хепбёрн. Михаил Меркушин очень похож на Максима Горького. Леша Зильбер похож на Хабенского, я — на Никулина, как оказалось. И я считаю, что у нас очень сильная труппа, а мне так хочется продвигать наш театр, который, как мне кажется, незаслуженно забыт администрацией города. Так что я решила тогда сделать вот такой фотопроект», — объяснила Мухтарова.

«Эликсир» от пандемии

Если идейно проект живет благодаря азарту Радуги Мухтаровой, то технически, по словам самой актрисы, — на безотказности гримера Марины Евстафьевой. В ТЮЗе она работает уже 20 лет, поэтому с удовольствием и без труда может создать любой образ. Поскольку персонажи выбираются и обговариваются заранее, есть время предварительно продумать грим.

«Капризных и недовольных не бывает. Всем нравится и всем интересно. Прямо во время наложения грима мы можем тоже что-то обсуждать, решать», — рассказала гример.

«Один дурацкий парик, который ни на кого не наденешь, у нас всех спасает, — добавила, с свою очередь, Радуга Мухтарова. — И Тэтчер у нас в нем, и Марика Рекк, и Блок будет, и Петр I. На фотографиях он смотрится!»

Фотопроект ко дню рождения коллег, по ее словам, оказался той самой разрядкой, которая оказалась крайне необходимой после самоизоляции и прекращения сценической деятельности театра на несколько месяцев. Этот креативный «эликсир» занял мысли коллектива позитивным созидательным планированием, отвлекая от пугающей неизвестности и тревоги.

«Пандемия на меня очень плохо повлияла. У меня была страшная депрессия, я ее не приняла, не смогла смириться. Мне хотелось каким-то образом вылезти из этого состояния. В итоге этот проект взбудоражил не только меня, Марину (если бы ее не было, проекта бы не было, конечно, тут не я главная), но и всколыхнул коллектив, потому что все равно все хотят, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, сфотографироваться, ищут себе персонажей, ждут момента, а после все обсуждают образы друг друга», — говорит Радуга Мухтарова.