Короткий метр по «другим правилам»: в Казани прошел фестиваль уличного кино

В этом году Казань стала одним из городов проведения Всемирного фестиваля уличного кино — мероприятия, ломающего стереотипы о классическом фестивальном формате. Жителей и гостей города под открытым небом ждали свежие отечественные короткометражки, причем стать жюри фестиваля и проголосовать за лучший фильм мог каждый. А с помощью новых мобильных технологий можно было выбрать не только лучший фильм фестиваля, но и любое место для просмотра фестивальной программы - и даже получить за это подарки.

25 июля в столице Татарстана стартовали кинопоказы под открытым небом в рамках Всемирного фестиваля уличного кино. На открытой площадке в центральном парке Горького казанцев ожидали непередаваемая атмосфера летней свободы, творчества и, разумеется, много хорошего кино. Зрители импровизированного кинотеатра под открытым небом начали собираться на фестивале с первыми сумерками. К началу развлекательной программы мероприятия на зеленой лужайке в глубине парка Горького собралось около тысячи горожан. Фестиваль привлек самых разных казанцев — молодые пары, любители авторского кино, семьи с детьми и подростки с удовольствием расположились на шезлонгах, гамаках и пледах вокруг уличного 12-метрового экрана. Свободный дух кинофеста чувствовался во всем: в небе над головой, зеленой траве, свежем воздухе и возможности открывать новые фильмы не только сидя перед большим экраном, но и в любой точке города или даже за его пределами - благодаря высокоскоростному мобильному интернету четвертого поколения от Tele2 последние новинки киноискусства можно было смотреть прямо на улице, в любой компании.

Кино открытого формата 

На открытие площадки в Казани генеральный продюсер фестиваля Александр Щеряков приехал лично. Об истории фестиваля и его развитии на российской почве он может рассказать многое – только успевай записывать. По его словам, изначально формат open space для просмотра кино организаторы подсмотрели в США и Европе. Но при адаптации в нашей стране было решено его скорректировать и наполнить новым смыслом и целями. Так родился новый вид уличного кино — фестиваль под открытым небом. 

«Нам показалось, что было бы круто что-то похожее сделать в России, но мы не хотели бесцельно плодить уличные кинотеатры. Поэтому мы решили проявить какую-то драматургию в этом процессе и подумали, почему бы нам не перенести на открытые площадки целый кинофестиваль», — рассказывает Александр Щеряков. После поисков и раздумий создатели кинофеста решили, что для улицы больше всего подходит формат короткометражных фильмов, которые публика смотрит в течение вечера без статусного жюри в смокингах и самостоятельно голосует за лучшее кино. 

Идея нашла блестящее воплощение: завораживает даже сам процесс голосования — после фильма зрители оценивают картину, посветив фонариком или зажигалкой, и сотни ярких точек зажигаются в темноте ночного парка. В это время организаторы измеряют уровень света (чем больше — тем лучше) и используют данные для оценки картин. Это рождает чувство сопричастности зрителей к кухне фестиваля, чего нельзя сказать о большинстве раскрученных мировых фестивальных площадках. 

«Мы побывали и в Каннах, и на „Кинотавре“ и поняли, что это всегда одинаковая история — нужно лететь, платить большие деньги за аккредитацию, при этом никакого чувства сопричастности нет в помине. Поэтому мы решили сделать все наоборот — фестиваль проходит в твоем городе, вход свободный и ты сам голосуешь за лучшие картины», — объяснил Александр Щеряков выбор такого формата. 

Впервые фестиваль уличного кино прошел в России 2014 году: Александр с командой проехал от Владивостока до Москвы на 16-метровой фуре и устраивал в городах массовые показы под открытым небом. Парки, площади, крыши домов, набережные, тысячи зрителей… «Затем нас позвали в Европу. И в 2015-ом году мы уже поехали от Владивостока до Лиссабона, потом нас позвали в Штаты, далее — в Китай. Сейчас у нас 1,1 тыс. городов и населенных пунктов по всему миру, где проходит этот фестиваль. Но в этом году мы решили полностью сконцентрироваться на России», — рассказывает продюсер.

Кинокухня 

Как рождается фестивальная программа? Каждый год организаторы кинофеста собирают короткий метр молодых авторов — свои ленты присылают режиссеры из разных киноакадемий и просто независимые авторы со всей страны. Ежегодно в «копилку» фестиваля поступает 600-700 работ. Критерий их отбора достаточно простой — это должно быть игровое кино с хронометражем до 20 минут. Из этого массива фильмов организаторы ежегодно отбирают 9-10 лучших лент и везут программу в каждый город. В этом году на уличных экранах показали 9 короткометражек — это «Суперприз» Константина Челидзе, «Цугцванг» Сергея Раймса, «Я тебя вижу» Дениса Кудрявцева, «Темная ночь» Ивана Плечева, «Кругосветка» Александра Фомина, «Половинки» Байбулата Батуллина, «Ой» Аллы Елисеевой, «Взятка» Алексея Харитонова и «Успех» Валентина Сунцова. 

Раньше наградами фестиваля были статуэтки, которые отливались из кусочков металла, найденного в каждом городе. По задумке авторов, такие статуэтки символизировали идею народности. В этом году победителей фестиваля, помимо символических сувениров, ждал куда более серьезный приз. 

«Мы хотим, чтобы у молодых авторов произошел профессиональный рывок. Поэтому осенью в Москве мы организовали большую деловую программу, на которую привезем победителей и участников фестивалей разных лет. Мы создадим им большое пространство для образования и возможности презентовать свои проекты киноинвесторам, познакомиться с продюсерами, и режиссерами», — поделился планами Александр Щеряков. 

Еще одно новшество нынешнего Фестиваля уличного кино — уникальный формат показа короткометражек, превративший фестиваль в онлайн-площадку. Организаторы отказались от использования привычной и скучной «флешки» с фильмами для трансляции на большой экран. Вместо этого киноленты шли на проектор прямо из интернета — фактически, это был настоящий стрим в высоком разрешении через сеть 4G, предоставленную Tele2. Собственно, посмотреть фестивальные киноленты с помощью высокоскоростного мобильного интернета от оператора можно было не только в парке Горького, а по сути где угодно, за это компания – партнер фестиваля – даже приготовила специальные призы. Чтобы их выиграть, нужно было выбрать необычное место для просмотра программы кинофестиваля онлайн - с помощью мобильного гаджета и высокоскоростного интернета от Tele2 - и выложить фото в Instagram с хештегами #КИНОподругимправилам и #tele2. Казанцы активно включились в процесс: (надо посмотреть по хештегу необычные места и победителя). А те, кто все-таки решили посмотреть короткометражки на открытой площадке в парке, могли еще и сделать крутое панорамное селфи в формате 360 градусов в онлайн-парке Tele2. Кстати, гостям кинофеста было комфортно как дома: мобильный партнер мероприятия внес «другие правила» в распорядок кинофестиваля, поэтому гости могли бесплатно угоститься чаем и кофе и разместиться с комфортом в гамаках, на пуфах, шезлонгах в «зрительном зале».

 

Технологии для кино 

Tele2 тесно сотрудничает с фестивалем, в первую очередь, в силу близости по духу компании и организаторов события — им обоим свойственны стремление к свободе и уход от стереотипного мышления, рассказала корреспонденту ИА «Татар-информ» руководитель департамента маркетинга макрорегиона «Волга» Tele2 Юлия Соколова. 

«Мы партнеры этого фестиваля и он близок нам по духу. Потому что нам важно не просто предлагать людям выгодные тарифы, качественную мобильную связь и комфортный мобильный интернет. Наша задача — поддерживать стиль жизни наших абонентов, сделать их увлечения более доступными и комфортными для них, занимаются ли они спортом, интересуются кино или ходят по музеям», — объяснила журналистам представитель Tele2. А кино, особенно современное, — это обширная и вновь набирающая популярность тема, которая интересна каждому из нас и развивается вместе с нами.

«Что мы хотим сказать? Кино можно смотреть по-разному, в том числе и по „другим правилам“. Не обязательно сидеть в кинотеатре, вжавшись в кресло. Это можно делать прекрасным летом, на улице, лежа в гамаке, сидя на пуфе, лежа на пледе, есть попкорн, пить кофе», — объяснила Юлия Соколова. 

Этот комфорт гостям кинофеста и обеспечивает Tele2. Его дополнили другие интересные возможности: сферическое селфи в формате 360 градусов и горячий кофе. Это необходимо, чтобы люди поняли — они по-настоящему вышли на улицу, выбрались из привычных рамок кинотеатров и начали жить по «другим правилам», говорит Юлия Соколова. Нынешний Всемирный фестиваль уличного кино — первый, который проходит в партнерстве с Tele2, но в будущем оператор намерен продолжить столь удачную коллаборацию. 

«Мы предлагаем выкладывать в соцсети фотографии, на которых люди показывают разные, даже необычные, способы смотреть кино. Это может быть все, что угодно: интересные позы, необычное место — на дереве, на даче, на лавочке, на балконе. Самое необычное фото получили призы от нашей компании — смартфоны, селфи-палки и другие», — рассказали нам представители Tele2.

Кинореальность и кинобудущее 

Фестиваль проходит практически в каждом городе нашей страны, однако организаторы выделяют Казань и еще 11 городов-флагманов в отдельную категорию. Именно в этих городах партнером фестиваля выступает мобильный оператор Tele2, который выводит удовольствие от просмотра кино под открытым небом на новый уровень. 

«Tele2 создает «фишку» городов-флагманов. Здесь мы показываем кино не с жесткого диска, как обычно, а реально из интернета, из Youtube, в режиме онлайн, это все загружается в реальном времени через скоростную сеть 4G», — объясняет подробности организатор мероприятия. 

И действительно, Tele2 готова обеспечить такое качество, что сотни зрителей может одновременно смотреть на своих устройствах кино в HD-качестве, которое в это же время подгружается на главном экране площадки. 

«Tele2 помогла нам сделать фестиваль лучше, сделать его таким, каким мы его задумали изначально. Мы им благодарны за то, что они разглядели в нас большой проект и решили сделать его сильнее и технически более профессиональным. Публике это нравится», — считает организатор фестиваля Александр Щеряков. 

В заключение он отметил, что идеология Всемирного фестиваля уличного кино очень схожа с идеями Tele2 — открытость и стремление открывать новое даже в самых обычных вещах. 

«Мы даем молодым авторам то, чего не даст ни один стандартный фестиваль. Ведь классический фестиваль — это закрытое жюри и 500 человек в зале кинотеатра. А молодому автору, который только начинает свой путь, очень нужно, чтобы его посмотрели хотя бы 100 тыс. человек, чтобы они дали обратную реакцию, на основе которой режиссер будет профессионально расти», — резюмировал Щеряков. 

Площадка фестиваля стала билетом в мир большого кино для множества начинающих режиссеров, а теперь вместе с мобильным интернетом Tele2 она открывает своим гостям неограниченные возможности для просмотра фильмов и видео в высоком качестве так, как хотят именно они.