«Нелюбовь» в Казани: полупустой зал и 3 парня на полсотни девушек

В широкий прокат вышел, тепло встреченный на Каннском кинофестивале, фильм режиссера Андрея Звягинцева «Нелюбовь».
Фильм «Нелюбовь», который Андрей Звягинцев представил на 70-м Каннском кинофестивале, вышел в российский прокат. Корреспондент «Событий» решил посмотреть, за что российский режиссер получил специальный приз жюри фестиваля, и отправился на вечерний сеанс в ближайший кинотеатр.

Покупая билет в терминале, отмечаем, что свободных мест в зале больше половины. Действительно, к началу просмотра здесь собрались не больше сорока зрителей, а зал рассчитан на сотню мест. Почти все пришедшие — девушки, а молодых людей было всего трое. Быть может, женщины ожидали от Звягинцева романтики или их привлекло название киноленты? 

В картине Звягинцев использует набор узнаваемых (особенно для московского зрителя) историй — от бесконечного квартирного вопроса, до Дома-2, «православного начальника» и Волонтеров «Лиза Алерт», в тени повествования проглядываются мрачные черты трагедии семьи Кабановых, которую трудно теперь отделить от любых семейных историй на фоне оппозиционной повестки. 

Режиссер вновь начинает картину с символа засохшего дерева, как в «Елене», и им же заканчивает. Уже после просмотра становится понятно — российское общество умирает, ведь в его почве нет важного компонента для роста и процветания — любви. А в чем причины?


Если кратко, то «Нелюбовь» — это история развода одной московской семьи. Женя (Марьяна Спивак) и Борис (Алексей Розин) ненавидят друг друга, но не разъезжаются, ведь вопрос продажи общей квартиры все еще стоит. Но идти уже есть куда — у девушки появился богатый ухажер Антон, а от Бориса беременна Маша, которая вот-вот родит.

И все бы хорошо, но есть общий сын Алеша (Матвей Новиков), ему 12. Ребенок, как выясняется в ходе фильма, нежеланный — мать даже не хотела смотреть на него, когда малыш родился. А потому после развода Женя стремится спихнуть ребенка мужу, а тот в свою очередь отказывается — мол, мать ему нужнее. На самом деле, Борис боится, что его «попрут» с работы, ведь у него православный начальник, который придерживается традиционных взглядов на семью, при нем в организации не было никаких разводов.

В ходе разгоревшейся ссоры по поводу дальнейшей судьбы ребенка, мать кричит, что есть хороший вариант — интернат. Алеша слышит это, всю ночь проводит в слезах, а наутро убегает. Собственно, все оставшееся время в фильме идут поиски ребенка.



Кстати, мать обнаружила пропажу лишь спустя сутки, да и когда ей замечать — с утра просмотр «Дом-2», потом надо сделать эпиляцию и стрижку, а вечером свидание в дорогом ресторане в компании нового ухажера.

Отцу, собственно, тоже не до «пацана», как он сам его называет. Днем он работает, а вечером отдается плотским утехам с Машей, которая находится на поздних сроках беременности (как тут не вспомнить акцию «Войны» в Политехническом музее Москвы). 

Кстати, за весь фильм было две интимные сцены, и на каждую, сидящие в зале девушки, реагировали одинаково: смешки, перешептывания и фразы типа «А это-то тут зачем показывать?». Словом, не привыкли мы видеть такое на большом экране, ведь секс в фильме Звягинцева отталкивает своей незатейливостью и отсутствием хоть какой-то романтики. И хотя Женя признается в любви Антону, а Борис с Машей ждут ребенка (о котором за время картины не сказано ни слова) — любви тут нет.


Ее, собственно, нет и в отношениях между Женей и ее матерью, которая живет в Подмосковье. Бабушка думает, что ей хотят сплавить внука, против которого она была всегда. Так что она не стесняется в выражениях и шлет дочь куда подальше, когда Женя среди ночи приезжает к матери в поисках Алеши. Вот еще один пример «нелюбви».

«Нелюбовь» скорее об обществе, а не о власти и политике, хотя эти темы режиссер не мог обойти. Над школой Алеши реет российский флаг, Борис слушает новости об оппозиции по радио и смотрит по телевизору Киселева, рассуждающего о ситуации на Донбасе. Кстати, Звягинцев показывает еще одну «нелюбовь» — государства к своим гражданам.

Пропал ребенок! Куда бежать? Разумеется, обращаться в полицию. Но те не в силах помочь Жене, ведь слишком много драгоценного времени отнимает «писанина», а ресурсов не хватает. В итоге поисками Алеши занимается поисково-спасательный отряд, работающий на добровольных началах. Найдут ли волонтеры ребенка? Обойдемся без спойлеров. Скажем одно — произошедшее не научило героев любить, ведь Борис груб с родившимся от Маши сыном, а Женя по-прежнему слишком увлечена собой.

Если в Каннах фильм встретили овациями, в Казани люди из зала выходили с суровыми лицами и в полном молчании — такое еще нужно осмыслить. После просмотра фильма остается тяжелый осадок. Надо признать, что у Звягинцева получилась глубокая драма, где мы видим «нелюбовь» в самых разных ее проявлениях.