Финская группа в Казани спустя 30 лет, блогеры и Лэйна, раздающие iPhone, актуальное национальное творчество и визуальный медиа-арт: чем запомнится фестиваль Tat Cult Fest

Международный фестиваль новой татарской культуры Tat Cult Fest проводится в Казанском Кремле второй год подряд. В этот раз он получился более масштабным, и организаторы задействовали 15 площадок музея-заповедника, чтобы представить национальное и самобытное современно и свежо. О артистах из Финляндии и их поклонниках, галерее уличных художников, литературном дворике, площадке татарстанских блогеров и визите Президента РТ Рустама Минниханова читайте в материале корреспондента ИА «Татар-информ».

Площадки фестиваля охватили множество видов искусства, были представлены и молодые казанские художники, творцы, которые занимались светомузыкой и визуальным искусством еще в далекие 60-е годы, театральные деятели с постановками и татарстанские блогеры с лекциями, три музыкальные сцены, где отыграло около 36 артистов, детская площадка и социальный медиаперформанс, где жители могли рассказать историю о себе и своей семье, самые интересные из которых будут включены в фильм о столетии ТАССР, – и это далеко не все активности фестиваля. 

Живая и душевная музыка Большой сцены

На Большой сцене фестиваля, которая находилась на Пушечном дворе, выступали представители живой татарской музыки от этно и фанка до рока и пост-фолк-метала. Всего было около 14 коллективов. Специально для фестиваля воссоединилась и выступила группа «Башкарма» (Başkarma) из Финляндии. 

«Я впервые видел вживую группу, которую мечтал увидеть с 1993 года. Их музыка мне нравится, потому что она живая и душевная. Я купил диск и взял автограф у солиста Дениза Бадретдина», — поделился гость фестиваля из Башкортостана Мунир. 

«Мы уже несколько раз были в Казани. Впервые были в 1996 году в составе группы Başkarma. Сегодня мы исполняли известные и народные татарские песни в аранжировке, которая была сделана тридцать лет назад», — сказал лидер группы Başkarma Дениз Бадретдин. 

К тому же на сцене прошла презентация нового альбома Зули Камаловой, которая второй год подряд прилетает в Казань из Австралии. 

«Размах больше, погода похуже, но люди веселее. Мы представили альбом „Шесть дней любви“ на стихи Йолдыз Миннуллиной. Он повествует о том, что человек влюбился и страсти в нем бушуют», — рассказала исполнительница Зуля Камалова. 

Академические произведения исполнили на Большой сцене молодые композиторы Ильяс Камал, а также Артур и Эльза Исламовы. Они представили синтез академических традиций профессиональной музыки, а также рок- и джаз-музыки. 

«Наши произведения перекликаются с татарской мелодикой, плюс мы используем курай и даже баян. Tat Cult Fest очень нужный проект, и лучше бы его проводить два раза в год», — сказал композитор Ильяс Камал. 


Макет концертного зала, телевизор, играющий на синтезаторе, и ритмы человека 

Зона медиа-арта, посвященная НИИ «Прометей», расположена на третьем этаже Центра «Эрмитаж-Казань». Помимо объектов НИИ там были представлены их документальные фильмы, библиотека и работы молодых последователей «Прометея». 

Сохранением и популяризацией наследия коллектива НИИ «Прометей», который существовал в Казани с 1962 года, занимается Фонд поддержки аудиовизуального искусства и технического искусства «Прометей» им. Б. Галеева. Часть проектов НИИ восстановили благодаря поддержке Tat Cult Fest и Минкульта РТ.

Один из проектов – «Телевизор, играющий на пианино» – сделан в 1990 году. Это первый опыт медиа-арта, когда два медиаустройства (телевизор и пианино) связываются между собой. Синтезатор с помощью датчиков списывает яркость и цветность с ТВ, и таким образом создается мелодия, которую музыкальное устройство воспроизводит. Проект «Телевизор, играющий на пианино» участвовал в фестивале электронного искусства в Австрии. 

Другой экспонат выставки называется «Макет памятника революции» авторства ленинградского художника Григория Гидония. Макет художник разработал 1927 году. Он придумал авангардный проект, по которому должны были построить концертный зал на 2 тыс. зрителей. По задумке автора, во время исполнения музыкальных произведений «шар» должен был светиться. Его должны были построить в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) на Марсовом поле. Проект не был принят из-за нехватки возможностей для его осуществления. После того как художника репрессировали и расстреляли в 1937 году, памятник был уничтожен, и остался лишь снимок, который сделали для журнала «Огонек». С помощью снимка СКБ «Прометей» удалось заново воссоздать макет в 1987 году. В 2017 году для выставки Парижского музея архитектуры и культурного наследия его вновь реконструировали, и теперь он вновь вернулся в Казань. 

«Здесь я была приятно удивлена „Макетом памятника революции“, потому что он выглядит необычно для своего времени. Было бы интересно, если бы подобный проект воплотили в жизнь в будущем», — отметила гостья фестиваля из Башкортостана Гузалия. 

Еще одним проектом были «Пальцы хаоса». С помощью трубки человек выдыхает воздух на черную вязкую субстанцию и таким образом создает свою индивидуальную картинку. «Этот проект иллюстрирует визуализацию уникальных ритмов человека», — сказала директор Фонда поддержки аудиовизуального искусства и технического искусства «Прометей» им. Б. Галеева Анастасия Максимова. 

Казанские заборы, фотопленка из Мергасовского дома и татарская азбука 

На Архиерейском дворе была представлена уличная галерея с 13 работами молодых казанских андеграундных художников. Темой галереи, которую курировал художник Дима Номер, были городские мифы и легенды. Но не фольклорные произведения стали основой для экспозиции, а именно бытовые объекты города, которые окружают жителя повсеместно. 

Дима Номер представил свою работу, а точнее цифровой коллаж под названием «Ctrl C + Ctrl V», который художник демонстрировал с помощью проектора. Он дает отсылку к казанским заборам, установленным вдоль тротуаров города. Автор поместил их в цифровое пространство, с помощью которого зритель сможет увидеть заборы под другим углом восприятия. 

Также на выставке была представлена работа Льва Переулкова «Гербарий», с помощью которой он привлекает внимание к реставрации казанских зданий вроде Мергасовского дома и тех, которые уже были утрачены, например Арские казармы. Он сделал вырезки зданий, которые нуждаются в сохранении, и вклеил их в альбом. 

Работа фотографа Тимура Хадеева также относится к Мергасовскому дому. Он собирал артефакты из этого дома и проявлял фотопленки, которые ему удалось найти в заброшенных квартирах, и личные вещи жителей. Таким образом он повествует истории тех, кто долгое время проживал в Мергасовском доме, с помощью их личных вещей. 

На выставке был представлен триптих Елены Алексеевой, посвященный татарской азбуке. «На фестивале я оказалась впервые. Сама выставка очень необычна и неординарна. Мне понравилась работа с татарской азбукой, где использованы и арабские надписи, а также интересна отсылка к писателю Габдулле Тукаю», — поделилась гостья Tat Cult Fest Айсина. 


Двухчасовой сет группы Juna и выставка фотографий 

Литературная зона находилась во дворе Музея истории государственности татарского народа РТ. На ней была представлена фотовыставка «Эпоха в лицах» со снимками классика татарской литературы Шарифа Камала и его современников. Были представлены фотографии издательств, издателей, одним из которых был Дэрдменд. Сюмбель Гафарова прочитала свою книгу для детей, которую пришел послушать житель Казани Дамир вместе со своей женой и двумя детьми. 

«В этом году я впервые посещаю литературный дворик фестиваля. На улице прохладно и ветер дует, но, несмотря на это, я слушал произведения с удовольствием, потому что татарский язык родной для меня и когда на нем читали произведения, это было как бальзам на душу», — сказал гость фестиваля Дамир. 

Также группа Juna после выступления на большой сцене аккомпанировала для двухчасового поэтического нон-стопа, где молодые татарстанские поэты читали свои произведения. 

«В этом году все супер, звук классный, но единственное – холодно. Мы впервые играли для двухчасового поэтического вечера свои заготовки, возможно, иногда было невпопад, но, к сожалению, у нас не было времени на подготовку», — поделилась вокалистка группы Juna Ания Файзрахманова. 


 «Холодные ножны» и детские мастер-классы 

На площади у мечети «Кул-Шариф» размещалась театральная сцена, на которой проходили показы спектаклей и мастер-классы. Одними из участников этого года стали представители Мензелинского государственного драматического театра им. С. Амутбаева с постановкой «Холодные ножны», которая была разработана на основе азербайджанского произведения. В спектакле участвовало 12 человек. 

«Мы впервые принимаем участие в фестивале, и нам приятно, что нас пригласили участвовать на таком большом мероприятии в День республики», — сказал актер Ильназ Хисматуллин. 

Также чуть выше театральной сцены на площади у мечети располагалась детская зона. Программу для детей проводили представители «Шаян ТВ», которые провели образовательные и творческие мастер-классы, например «Как делать слайм?».

На одном из наших мастер-классов – по изготовлению слаймов – мы учим детей, как их правильно сделать и не тратить деньги на дорогостоящие игрушки»,— режиссер детских программ «Шаян ТВ» Зухра. 

«Мы впервые пришли с моей дочерью Ксенией на мероприятие подобного масштаба, моему ребенку и мне все нравится. Сейчас на мастер-классе она обучается делать слаймы", — сказала гостья фестиваля Ирина. 


 iPhone XR за клип на песню «Малай на белом барсе» 

У Преображенской башни была представлена площадка татарстанских блогеров, где они делились секретами блогинга в Татарстане. 

«На площадке я представил лекцию о татарском блогинге, а также мы объявили с певицей Лэйной победителя конкурса „Мой Татарстан“», — рассказал блогер Ильназ Габидуллин. 

Конкурс запустили два месяца назад. Участники челленджа должны были, используя песню «Малай на белом барсе», снять ролик и с помощью него выразить свою любовь к Татарстану. В суперфинал вышли три побудителя, и уже победителю суперфинала вручили iPhone XR. 

«Среди конкурсантов тяжело было выбрать одного, потому что в общем прислали более ста работ. Дарья опубликовала клип вчера вечером. Хотя мы уже определили победителя, однако все равно решили победу отдать ей. Также я общалась с гостями фестиваля на площадке блогеров, и получился очень душевный разговор, меня спрашивали о клипе и моем творчестве», — поделилась певица Лэйна. 

«Мы снимали кавер на песню „Малай на белом барсе“, я немного видоизменила текст и написала о городе Лениногорске, где я учусь. Я до сих пор не верю, что выиграла, нужно посмотреть, настоящий ли iPhone в коробке. Мы будем снимать на него видео с моей командой», — рассказала победительница конкурса Дарья Кириллова. 

Президент Татарстана Рустам Минниханов посетил основные локации Tat Cult Fest 

Президент Татарстана прибыл в Казанский Кремль с Полномочным представителем Президента РФ в Приволжском федеральном округе Игорем Комаровым. Экскурсию по главным локациям фестиваля им провел директор Yummy Music Ильяс Гафаров. 

Рустам Минниханов и Игорь Комаров посетили социальный медиапроект к 100-летию ТАССР, дизайн-маркет, где представлена продукция татарских дизайнеров, поднялись к театральной сцене, где проходил спектакль менделеевского театра «Холодные ножны», побывали в детской зоне у мечети «Кул-Шариф» и затем оказались у большой сцены фестиваля, где выступала финская группа «Башкарма». 

 

«В этом году самым маленьким музыкантом на фестивале был мальчик шести лет, который играл на гитаре на Большой сцене, а самому старшему 75 — это были участники группы „Башкарма“, которые приехали из Финляндии в Казань спустя 30 лет. Потому что последний раз они были здесь в 90-х. Для нас это стало знаковым событием, потому что большинство артистов, которые сегодня выступают, выросли на этих песнях. У нас на фестивале объединились и прошлое, и настоящее, и будущее, и надеемся, оно будет нас только радовать», — поделился директор Yummy Music Ильяс Гафаров. 

Мнения о Tat Cult Fest министра по делам молодежи РТ Дамира Фаттахова, министра культуры РТ Ирады Аюповой и директора Музея-заповедника «Казанский Кремль» Зили Валеевой.

«Такие фестивали очень нужны, и такое направление деятельности мы называем национальное-актуальным. Сегодня невозможно заставить молодого человека любить национальную культуру и традиции, а только когда молодежи самой станет интересно. Первостепенно, что все творчество, которое представлено сегодня на фестивале, актуально для мира и молодежи независимо от принадлежности к национальности», — сказал министр по делам молодежи РТ Дамир Фаттахов. 

 «Больше людей узнают о фестивале, и у ребят был хороший рекламный ролик. Самое важное, что наша национальная музыка на татарском языке нужна людям, и нам нужно сохранить самобытность с помощью таких мероприятий», — сказала министр культуры РТ Ирада Аюпова. 

«Фестиваль второй год прописался в стенах Казанского Кремля, и для нас очень важно, что именно молодежи стало больше в кремле благодаря Tat Cult Fest. Они по-новому узнают его и потом возвращаются сюда в течение года. Очень важно, что ребята имеют возможность реализовываться со своими творческими проектами в стенах кремля. На фоне старейшего памятника видеть творцов сегодняшнего времени и как это все органично переплетается, что дает суперэффект», — отметила директор Музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева.