Фильм «Байгал»: сказка Ягафарова, Гилязова и Айтугановой о татарском мужике и золотой рыбке

Первым зрителям показали новое творение режиссера Ильдара Ягафарова «Байгал». Какой фильм подарили миру продолжатели рода трех выдающихся личностей – Аяза Гилязова, Рашита Ягафарова и Лябиба Айтуганова?

Татарский фильм «Байгал» о фантастической рыбе за закрытыми дверями. Автор киносценария – Мансур Гилязов – сын писателя Аяза Гилязова. Кинорежиссер Ильдар Ягафаров – сын известного фольклориста Рашита Ягафарова. Исполнительница главной роли – известный кинопродюсер Миляуша Айтуганова – дочь поэта Лябиба Айтуганова.

В кадрах – кажущаяся бескрайней великая Волга, за кадром – спокойный голос Фарита Бикчантаева: «…Жила-была в мире большая рыба. Люди перестали в нее верить, тогда рыба обиделась и уплыла в далекое-далекое море. С тех пор никто и никогда не видел ее своими глазами. Но она есть. И зовут ее байгал…»

Эту легенду Мансуру Гилязову рассказал близкий друг и наставник, драматург Ризван Хамид. «Этот миф хранился в архиве покойного Ризвана Хамида. Он рассказал. А что если у народа, живущего на берегу Волги, был свой байгал?» – говорит Мансур Гилязов. Байгал – белуга – самая большая пресноводная рыба. Была ли в татарской мифологии такая рыба или нет – неважно, главное – мифический байгал воодушевил Ильдара Ягафарова снять в Татарстане большое кино. В существование байгала в водах Волги поверило и Министерство культуры Татарстана – небольшая субсидия, выделенная на съемки, стала первоначальным бюджетом большого кино. Вполне естественно, что за дело взялся председатель Союза кинематографистов РТ.

Как уже сказали, фильм начинается с закадрового голоса театрального режиссера Фарида Бикчантаева. Здесь любители татарского кино увидели связь с кинолентой «Куктау», вошедшей в 2004 году в историю как первый новый татарский фильм. Те, кто его смотрел, помнят, что главную роль там сыграл Фарид Бикчантаев. Между «Куктау» и «Байгал» Ильдар Ягафаров снял и другие картины. Но эти ленты стали эпохальными не только в биографии самого Ягафарова, но и в татарской кинематографии в целом. «Куктау» режиссер снимал еще молодым, сейчас он – председатель Союза кинематографистов Татарстана и снял качественное, полноценное татарское кино, с которым планирует участвовать в крупных кинофестивалях.

Хотя в новом фильме Ильдара Ягафарова можно найти отсылки не только на предыдущие работы режиссера, но и на другие татарские проекты. Например, танец героя Ильдуса Габдрахманова в ресторане можно назвать кинематографическим приветом к «Татарометражкам» Салавата Юзеева.

Сказка о рыбаке и жадной старухе

Сюжет фильма таков. Молодой перспективный композитор Галимзян пишет симфонию под названием «Байгал». Вскоре он женится: его любимая девушка Миляуша выходит замуж за него против воли отца. Но счастливая жизнь Галимзяна рушится: жена изменяет, он, не сумев простить измену, бросает семью, уезжает в деревню и 30 лет живет в деревушке на берегу Волги, промышляя рыболовством. Пока однажды не получает от телеграмму от бывшей супруги.

Его сын избил человека и теперь ждет суда. Отец приезжает в Казань, встречается со следователем, но ничего, кроме как: «Он не мог», сказать не может.

Каждый день Галимзян стоит у дверей СИЗО. Встречается с женой, с которой развелся 30 лет назад, и она говорит ему, что помочь избежать срока сыну помогут только деньги. А у Галимзяна их нет.

Ему только и остается ждать у моря погоды, а если быть точнее – помощи той самой рыбы, в которую он так верил. И судьба оказывается благосклонной к нему – появляется волшебная рыба из фантазий Галимзяна, а после оказывается, что его сын в преступлении невиновен.

Киносценарист Айсылу Хафизова сравнила фильм со «Сказкой о рыбаке и рыбке» Александра Пушкина. «Сюжетная конструкция фильма – своеобразная сказка Пушкина, – отметила она. – Все как в известной сказке: бедный рыбак, исполняющая желания рыбка и жадная старушка. А если рассматривать более серьезно, то успех фильма в выборе правильных типажей. Великолепен Ильдар Хайруллин, молодые артисты Раиль Шамсуаров и Гузель Галиуллина… Интересна по органике Миляуша Айтуганова. Для себя открыла Мансура Гилязова как актера. В общем, не нашла ни одной «фальши» в актерской игре. Режиссер сумел ее подчистить во время монтажа».

По словам Хафизовой, Ягафаров – состоявшийся режиссер с хорошим вкусом. «Он проходит по тонкой грани между попсой и банальностью. К сожалению, успешно переданный оператором второй план и глубокие смыслы не закреплены событийно. А вот поволжские старинные обряды тенгрианства для татар-мусульман не выстрелили, потому что для этого история в произведении очень примитивна», – отметила киносценарист.



Многие посмотревшие фильм, в том числе и Айсылу Хафизова, нашли параллели с фильмами Звягинцева. «Герой плывет на лодке, герой едет в автобусе, герой молчит – все это образовывает однотонность, не работает в пользу сюжета», – отмечает она.

Героиня Фираи Акберовой скрывает тенгрианство

Для татарского народа, давно принявшего ислам, тенгрианство – давным-давно забытая история, хотя вера в чудо-рыбу и может существовать. Режиссер Ильдар Ягафаров объясняет это «рукой Аллаха». Но, видимо, для подстраховки, чтобы не всплыли мнения о том, что фильм о тенгрианстве, нам много раз показывают читающую молитвы с четками в руках бабушку – героиню Фираи Акбаровой. Но в сюжет бабушка как будто бы не вплелась. Частый гость татарских фильмов Фирая Акбарова в фильме есть, но непонятно, почему она там присутствует. Если только считать татарскую актрису своеобразным талисманом татарского кино…


Фильм «без тюбетейки»

Если обобщим и скажем, что «Байгал» – национальное татарское кино, то оно «без тюбетейки». Создатели фильма не ставили перед собой такие громкие идеи, как возрождение национальной гордости или показ татар как великую нацию. Главный героя Галимзян – бездельник, бедный татарин. Любая нормальная женщина не вытерпела бы такого долго. Ренат Галимов, который хоть и имеет актерское образование, но никогда не выходил на большой экран и на большую сцену, очень точно и мастерски сыграл «бедного мужика».

А вот его сосед Мансур – Ильдар Хайруллин – симпатичный, деловитый настоящий татарин. Он и соседу успевает помогать, по возможности не забывает и о своих интересах, растит полный дом детей, да еще и жена умница-красавица. Вот какие у нас мужчины!

Но он не главный герой. Главный герой – к сожалению, неудачник Галимзян…

Может быть, Галимзян только на женский взгляд кажется таким бедным и жалким. Мужская половина съемочной группы так не считала – они хотели снять на пляже сцены близости Галимзяна с бывшей женой.

Но Миляуша Айтуганова сумела огородить свою героиню от столь необдуманного поступка: «Во-первых, какая женщина пойдет на такой шаг, когда сыну грозит заключение?! Во-вторых, представьте себе, как такая умная, чистоплотная женщина может переспать с грязным мужчиной, который ночует на пляже под лодкой?! Это невозможно, – говорит она не без отвращения. – Он тридцать лет ловил рыбу, таскал лодку, чистил улов. Вот и вся его жизнь. У них даже уровень интеллекта разный. Она может лишь пожалеть его. Это мое мнение, и я смогла его отстоять. Пусть молодая Миляуша вытворяет глупости (Миляуша Лябибовна имеет ввиду молодость главной героини – авт.). Мне такое не идет».

В фильме есть постельная сцена, где молодая Миляуша – героиня Гузель Галиуллиной – лежит со своим любовником. Но сцена снята очень пристойно – то есть «тюбетей» у фильма все же почти есть. Думаю, Казанскому международному кинофестивалю мусульманского кино придраться будет не к чему.

Вдовиченков – плюс для проката

Существенным плюсом для кинопроката станет участие в фильме Владимира Вдовиченкова. Заслуженному артисту России, известному актеру досталась небольшая роль следователя. Вдовиченков и Ягафаров знакомы со времен студенчества в Москве, и актер сразу же согласился сняться в фильме своего однокурсника. Вот только роль ему досталась скучная и маленькая. Такого Вдовиченкова мы уже видели не раз…


Песня о синем тумане

Музыкальное оформление фильма держится на трех фамилиях – Марат Ахметшин, Рустем Абязов и Аида Гарифуллина. Мелодии, написанные Маратом Ахметшиным, записал камерный оркестр «Ля Примавера» под руководством Рустема Абязова. В конце фильма режиссер ввел знакомую татарскому зрителю песню «Зэнгэр томан» («Синий туман»). Авторы – Резеда Ахиярова и Ренат Харис. В 90-х годах песня стала известной в исполнении финских татар, для фильма ее исполнила Аида Гарифуллина. Композиция, безусловно, чрезвычайно красива. Но не нова. Новому фильму не хватило новой песни.

Кино про бедного мужика

«Я посмотрела очень хорошее, красивое, большое кино, – сказала после просмотра кинопродюсер Марина Галицкая. – Показанная история очень волнительна. Такие фильмы рождаются не часто. Мне кажется, здесь есть эпичность, недостающая татарскому кино и татарской литературе. Это новый уровень». Марина отмечает, что увидев большую рыбу, чуть не расплакалась.

Продюсер картины и исполнительница главной роли Миляуша Айтуганова смотрит на фильм проще. 

Я пропустила ситуацию через себя. Здесь дается возможность подумать на тему взаимоотношений мужчины и женщины. Сейчас в жизни стало много бедных мужиков. Из-за таких мужиков, неспособных содержать свою семью, много и стервозных женщин. Кому нужен такой муж? Поэтому на пляже я и задала ему этот вопрос: когда он спросил, почему я его бросила, я сказала: «А ты спросил у себя, почему тебя бросили?»

Нельзя показывать эту женщину как негативного героя. В жизни я бы и сама поступила как героиня фильма. «Слабый», – сказала бы. Мужчина должен быть сильным, приспосабливаться к жизни. Если женщина в семье чувствует себя сильнее, это неправильно, – говорит Айтуганова. – В России есть проблема слабых мужчин. Может, причина в том, что их воспитывают женщины… Я не хочу обидеть героя. Но он ведь в реальности ничего не умеет. Он жалуется, что никому не нужен, он пьет. Конечно, наши мужчины из съемочной группы хотели показать его положительные стороны. Якобы, он ради сына готов пожертвовать собой…(Миляуша Лябибовна говорит о том, что главный герой ради спасения сына готов к пожизненному заключению. – авт.)».

До проката

Как подчеркнула Миляуша Айтуганова, «Байгал» получит прокатное удостоверение, а сейчас идут переговоры с различными дистрибьюторами. «Этот фильм можно показывать за рубежом. В нем соблюдены все кинематографические стандарты, – отмечает продюсер. – Фильм атмосферный, скорее, он фестивальный. Заставляет задуматься. Вероятно, зрителю, привыкшему к боевикам, он может показаться тяжелым. Кто-то может заснуть или же загрустить. В первые десять минут фильма какой-то мужик туда-сюда ходит и чистит рыбу. Но это знакомый российскому зрителю трюк. Звягинцев снимает таким способом». Айтуганова верит в возможность проката.


Почему герой в деревне забыл татарский?

Одна особенность фильма не очень понравится истинным татарам – Галимзян говорит на татарском с очень сильным акцентом. Это связано с тем, что актер Ренат Галимов не очень хорошо владеет татарским. Мне кажется, он даже не понимал, о чем идет речь в тексте.

«Этот Галимзян в молодости, живя в Казани – когда его играл Раиль Шамсуаров – хорошо знал татарский язык, позже живя в деревне рядом с Ильдаром Хайруллиным, совсем позабыл», – удивленно пошутил Ркаиль Зайдулла.

Супруга Салавата Юзеева, кинопродюсер Марина Галицкая в этом проблему не видит, отмечая, что татарский героя с русским акцентом труден для восприятия лишь для тех, кто хорошо знает язык.

Миляуша Айтуганова видит в этом проблему. «Я знаю, критика будет, но Ильдар Ягафаров не стал заострять на этом внимание, – сказала она. – Они пытались научить Рената Галимова говорить на татарском языке. Не получилось. Когда думали, на каком языке снимать фильм, я настояла на татарском. Трое представителей татарской интеллигенции, дети трех татарских личностей не могут снимать фильм на русском языке».

Премьера картины состоится в сентябре. Есть надежда, что к тому времени Галимзяна озвучит актер с чистой татарской речью.