Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

Так и не свитое гнездышко Рашида Аитова: 143 обманутых дольщика и 11 лет за решеткой

Так и не свитое гнездышко Рашида Аитова: 143 обманутых дольщика и 11 лет за решеткой
Сегодня в Казани суд вынес приговор генеральному директору фирм «Свей» и «Маг-Строй» Рашиду Аитову. Его признали виновным в 126 эпизодах мошенничества с долевым строительством. За хищение 344 млн рублей 63-летний бизнесмен ближайшие шесть с половиной лет проведет в колонии. О том, как будут возмещать ущерб обманутым дольщикам и каким образом пытался оправдаться осужденный, – в репортаже из зала суда.
Дело генерального директора фирм «Свей» и «Маг-Строй» на слуху у жителей Татарстана уже почти три года. С 2012 по 2015 год он, не имея разрешения, занимался строительством двух 18-этажных жилых домов на улицах Чистопольская и Четаева. Квартиры в этих зданиях он продавал по договорам долевого строительства, причем стоимость жилья была намного ниже рыночной. Покупателей набралось больше ста, но никто из них так и не получил желанной жилплощади. 

Выяснилось, что 63-летний Рашид Аитов создал строительную пирамиду – деньги брал, а завершать строительство вовсе не планировал. Для прикрытия аферы он возвел каркасы зданий и даже нанял охрану. К слову, частному охранному предприятию предприниматель до сих пор должен 4,5 млн рублей. Руководитель строительных фирм присвоил деньги собственных дольщиков – всего 344 млн рублей. 

Даже если бы дома были достроены, жить в них было бы опасно, так как их фундаменты были рассчитаны только на девять этажей, а не на 18. Строительство дома на улице Четаева остановилось на уровне седьмого этажа, а здание на Чистопольской по заключению эксперта было признано аварийным. 



Аитову предъявили обвинение в мошенничестве, коммерческом подкупе и оказании услуг, не соответствующих требованиям безопасности. Задержали бизнесмена в ноябре 2015 года в Москве, и с этого времени он находился в СИЗО. 

Следствие проделало большой объем работы, проведя около 20 различных экспертиз: почерковедческих, строительно-технических, товароведческих и других. Сегодня после длившегося полутора лет процесса Московский районный суд Казани вынес приговор Рашиду Аитову. 



Защита и обвинение

В отношении Аитова были возбуждены 33 уголовных дела, которые оказались объединены в одно производство. Бизнесмена защищали два адвоката, которые требовали полностью оправдать его. При этом прокуратура была уверена, что его вина полностью доказана. 

«В общей сложности Аитов обвиняется в 130 преступных эпизодах. По совокупности преступлений прокуратура просила назначить наказание в виде 13 лет лишения свободы в колонии общего режима», – рассказал старший помощник прокурора Московского района Наиль Уразбаев.

На протяжении всего судебного процесса Аитов настаивал, что хотел достроить дома и что их фундаменты были рассчитаны именно на 18 этажей. Но гособвинитель сослался на данные экспертизы, которая доказала, что фундаменты позволяли возвести только девять этажей.

«Из материалов уголовного дела прокуратура сделала вывод, что Аитов не имел возможности достроить дома, потому что на тот момент его фирма имела финансовые трудности. И фактически денежных средств, которые он собрал, было недостаточно», – отметил Уразбаев. 



«Группа поддержки»

На каждое заседание суда приходили многочисленные родственники Аитова и его бывшие сотрудники. Не менее пунктуальны были и пострадавшие дольщики. Слушания проходили при неослабевающем внимании публики все полтора года. Порой разместиться в зале удавалось не всем желающим, что вызывало у них бурное возмущение. 

Чтобы устранить риск подобного развития событий, оглашение приговора решили провести в самом просторном зале Московского райсуда, и все равно свободных мест почти не осталось. 


«Группа поддержки» Аитова достаточно охотно соглашалась на общение с прессой. «Еще не было такого дома, которого бы он не достроил. Экспертиза доказала, что фундамент он строил сразу на 18 этажей. Он уже в возрасте, у него двое несовершеннолетних детей – он порядочный человек. Да, бывают форс-мажорные ситуации. Он же не отказывается строить», – заметила двоюродная сестра подсудимого Флюра Цветова.

Женщина, представившаяся бывшей сотрудницей фирмы Аитова, также пожелала защитить экс-начальника. «До вступления в силу закона о долевом строительстве 99% строительных фирм допускали такие же способы реализации квартир, как и Аитов. Это все предусмотрено законом. О чем тут еще говорить? Я понимаю, когда говорили, что “Фон” является мошенником, но там дольщики не были зарегистрированы», – сказала она. 
 
Пострадавшие дольщики вели себя очень сдержанно и категорически отказывались от общения. Лишь один их них сообщил, что получил квартиру, но не такую, какую хотел. 


«Я хочу выйти и достроить эти дома»

Наконец, в зал ввели подсудимого. Рашид Аитов, как и всегда, спокойно зашел в клетку и жестом поприветствовал собравшихся.

На протяжении всего судебного разбирательства предприниматель отрицал свою вину и постоянно утверждал, что достроил бы дома, если бы его не отправили в СИЗО – в изоляторе он провел три года. 

«Я хочу выйти и достроить эти дома, они же пустые стоят, никто их не достраивает. За три года их можно было бы достроить, деньги на все есть», – сказал Аитов журналистам перед оглашением приговора. 

По словам бизнесмена, он не мог завершить строительство, потому что ему не выдавали документы. «С разрешением на строительство тормозили, четыре года землю не давали. В этих домах есть деньги, там продано много квартир, всего хватает. Еще даже остается “жир” для дольщиков. Мне не нужны никакие деньги с покупателей – ни копейки. И никогда никакие деньги с дольщиков на достройку я не собирал. Ни один человек не пострадал бы, если бы мне дали достроить», – подчеркнул он. 



Также он утверждал, что сваи под фундамент забивались сразу для 18-этажного дома и что на такую высотность у него были все документы.
 
Впрочем, на вопрос, почему в договорах на покупку квартир дома проходили как девятиэтажные, он ответил достаточно размыто: «Потому что не хватало денег на площадку. Уменьшали, уменьшали… Сначала было 15 гектаров, потом стало десять, а из десяти стало шесть гектаров. А мне куда деваться? И везде рядом 22-этажные дома стоят...»

Приговор

Зачитывать приговор судья завершила ближе к вечеру следующего рабочего дня после начала его оглашения. К этому моменту число присутствовавших в зале сократилось раза в три. Большинство из них составляли сочувствующие подсудимому. Из дольщиков остались лишь двое мужчин, скромно державшихся в задних рядах. 



Аитов был оправдан по нескольким эпизодам из-за отсутствия состава преступления. Один из них ему был связан с задолженностью перед частным охранным предприятием. ЧОП охранял несколько долгостроев Аитова, но за свои услуги никаких денег не получил. Вероятно, этот финансовый вопрос будет решаться в гражданском суде. 

Также подсудимый был оправдан за выполнение не отвечающих требованиям безопасности работ, предназначенных для детей в возрасте до шести лет. Это обвинение было предъявлено в связи с тем, что одну из квартир в домах фирмы «Свей» купила семья с малолетним ребенком. В суде было доказано, что Аитов не намеревался достраивать дома и, следовательно, опасные последствия наступить не могли. 

Бизнесмена также не признали виновным в двух эпизодах мошенничества с использованием служебного положения, сочтя, что их следует разбирать в гражданском суде. 



В остальном суд решил, что вина Аитова доказана. Таким образом, он признан виновным в 126 эпизодах мошенничества. За каждый он получил по восемь лет лишения свободы, но из-за частичного сложения наказаний суммарный срок лишения свободы в колонии общего режима составил 11 лет. Каждый день, проведенный в СИЗО, осужденному зачтут за полтора. Таким образом, из назначенного срока следует вычесть четыре с половиной года. 

145 обманутых дольщиков предъявили Аитову иски на 530 млн рублей, однако они были оставлены без рассмотрения. Суд признал за каждым пострадавшим право требовать возмещения ущерба в гражданском суде. 

До того момента, пока каждый истец не получит квартиру или вложенные деньги, имущество Аитова будет арестовано. К слову, во владении осужденного оказался достаточно длинный список заводов, ферм и квартир в Татарстане, Чувашии и Марий Эл, а также целый автопарк из «Лексусов», «Мерседесов» и «Порше». Весь список судья зачитывала около получаса. 

Все время оглашения приговора Аитов стоял, опираясь на решетку, но под конец не выдержал и сел на скамью. Никто из конвойных не сделал ему замечания. Было видно, что подсудимому стало дурно: его кожа окрасилась в багровый цвет, казалось, что он вот-вот потеряет сознание. 



Когда приговор был дочитан, родные предпринимателя бросились к клетке. «У него давление поднялось! Ему хоть кто-нибудь помощь окажет?» – выкрикивали из толпы. 

Охране пришлось утихомиривать присутствующих и просить их выйти из зала суда. Люди сделали это не без сопротивления, вслух выражая недовольство судебной системой. 

«Хочу подчеркнуть, что приговор еще в законную силу не вступил, поэтому никто не знает, что решит вторая инстанция. Мой подзащитный поручил мне обжаловать приговор», – рассказал адвокат осужденного Руслан Игнатьев. 

Точку зрения гособвинения выразил Наиль Уразбаев, отметивший, что пока об обжаловании приговора другой стороной процесса говорить рано. «Мы получим приговор, детально изучим мотивы принятого решения, и после этого будет решаться вопрос о его обжаловании», – объяснил он корреспонденту ИА «Татар-информ». 

История с обманутыми дольщиками на судебном приговоре не заканчивается. Впереди череда судебных тяжб по гражданским делам. Но с учетом арестованного имущества Аитова пострадавшие могут надеяться на возмещение ущерба.


Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев