Отборочная комиссия республиканской театральной премии «Тантана» объявила список номинантов по 10 номинациям.
В первые годы существования премии номинантов выдвигали сами театры. Но позже систему отбора сделали такой же, как в «Золотой маске» — с выездом экспертов в театры и просмотром спектаклей на местах.
Итак, в этом году на премию «Тантана» выдвинуты следующие номинанты:
«Лучшая мужская роль»: художественный руководитель Буинского театра Раиль Садриев, артист этого же театра Ирек Гайнетдинов, актер Мензелинского театра Владислав Поджидаев, актеры Камаловского театра Эмиль Талипов, Алмаз Бурганов, актер Кариевского театра Булат Гатауллин.
«Лучшая женская роль»: Сирина Хисматуллина из Атнинского театра, Евгения Яковлева из Челнинского театра «Мастеровые», актриса Камаловского театра Лейсан Файзуллина, актриса Мензелинского театра Динара Акматова, актриса Буинского театра Гульзада Камаретдинова.
«Актер второго плана»: актер Буинского театра Булат Гараев, Ильфат Аскаров из Челнинского татарского драматического театра, Камиль Гатауллин из ТЮЗа, Фаяз Хусаинов из Атнинского театра, Павел Иванов из Нижнекамского ТЮЗа.
«Актриса второго плана»: актриса Бугульминского русского драматического театра Анастасия Азорова, актриса Качаловского театра Ксения Храмова, актриса Камаловского театра Миляуша Шайхутдинова, актриса Атнинского театра Зухра Мухамметгалиева, актриса Кариевского театра Халида Сунгатуллина.
Номинация «Дебют»: Винер Файзуллин (Челнинский татарский драматический театр), Радис Гарипов (Нижнекамский театр), Мария Мухортова (казанский ТЮЗ), Камила Шарифзянова (Буинский театр).
«Лучшая эпизодическая роль»: актриса Альметьевского театра Наиля Назипова, актеры Камаловского театра Хәлим Залялов, Рамиль Вазиев, актриса Тинчуринского театра Резеда Саляхова, актриса Кариевского театра Алсу Шакирова, актер Челнинского театра Равиль Гилязов.
«Лучшая роль в музыкальном театре»: Дамир Булатов, Булат Шарифзянов (камерный балет «Пантера»), солисты Татарского государственного театра оперы и балета им. Мусы Джалиля Айдар Сулейманов, Филюс Кагиров, Алина Шарипзянова, Эльмира Калимуллина (мюзикл «Алтын Казан»).
Получается, что из пятерки исполнителей главных партий в список не вошел только Артур Исламов. Он в этом году спел хуже других? Не думаю, что это так. Видимо, эксперты учли, что Артур Исламов в прошлом году уже получил эту премию — за партию Хади в спектакле «Мой Такташ», поставленном фондом развития исполнительского искусства Sforzando.
В номинации «Лучший актер театра кукол» на премию «Тантана» выдвинут актерский состав спектакля «Самовары»: Наталия Егорова, Юлия Василишина, Ирина Гайнуллина, Татьяна Сорокина, Лилия Назипова, Лариса Пасынкова, Анастасия Жукова.
То есть на одну актерскую номинацию выставили семь фамилий. А почему не в «Актерский ансамбль»? Они что, все вместе сыграли одну роль? Спектакль «Самовары», несомненно, надо было отметить, но не в таком виде.
В этой же номинации на премию претендуют Эдуард Гурлев (Набережночелнинский театр кукол), два актера театра кукол «Экият» за роли в постановке «Элдермештэн Элмэндэр» (Юрий Чуктиев (Элмэндэр) и Дилюс Хузиахметов (Смерть). Кажется, Дилюс Хужиахметов уже получал эту премию, и не один раз. Но он, уверена, достоин того.
В номинации «Лучший спектакль для детей» выдвинуты «Мио, минем Мио» Кариевского театра, «Shurale: яңа фантазия» театра «Экият», «NEDОросль» казанского ТЮЗа, «Сказка о царе Салтане» Зеленодольского музыкального театра, «Три толстяка» Бугульминского государственного драматического театра.
Погодите, разве «Shurale: яңа фантазия» — детский спектакль? Возрастное ограничение — 12+. Так указано в программе. Театр позиционирует эту постановку как спектакль для взрослых. У них даже есть акция: «При покупке билета на детский спектакль — 20% скидка на взрослые спектакли», далее перечислены названия — «Ханума», «Ночь перед Рождеством», «Альфия», «Самовары», «Әлдермештән Әлмәндәр» и «SHURALE: яңа фантазия». Что на это скажете, уважаемые организаторы? Или наши эксперты считают, что театр кукол работает только для детей?
Номинация «За актерский ансамбль»: спектакль «Жребий» («Шобага») Буинского театра, «Опасный поворот» (театр «Мастеровые»). «Хуш, авылым!»/»Хуш, авылым, Хыял» Камаловского театра, «Сәйдәш. Йокысызлык» Тинчуринского театра, «Кайда минем илем?» Альметьевский театр, «Танцы на праздник урожая» Бугульминский драмтеатр, спектакль «Моң» фонда поддержки современного искусства «Живой Город».
В 2020 году театры республики выпустили рекордное количество спектаклей — девяносто два. Некоторые из них вышли в самом начале года и, скорее всего, были отсмотрены для прошлогодней премии. Получается, тридцать премьер участвовали в этом году. Лидеры по номинациям — «Хуш, авылым!»/«Хуш, авылым! Хыял» Камаловского театра (режиссер Айдар Зяббаров), «Сагынырсызмы?» («На закате») Фарида Бикчантаева, «Тәүбә» («Покаяние»), поставленный Айдаром Зяббаровым в Буинском театре, спектакль Атнинского театра «Беренче мәхәббәт» («Первая любовь») (постановка Фарида Бикчантаева), «Шәһәр. Нокта. Брежнев» Челнинского татарского драмтеатра (режиссер Олег Кинзягулов). В номинации музыкальный театр больше всего номинаций у мюзикла «Алтын Казан». У Альметьевского, Тинчуринского, Кариевского театров, «Экият» и ТЮЗа, Бугульминского театра по две номинации, значит, у них есть шанс что-то получить. Хотя кому номинации не хватит — им раздадут различные специальные премии. Испытанный прием.
Кто выдвинут на премию «Тантана» в номинациях «Честь и достоинство» и «Театральный критик» — об этом пока информации нет.
Теперь список тех, кто в экспертной комиссии. Это Елена Глебова, Вадим Дулат-Алеев, Нияз Игъламов, Гульназ Хасанова, Зиннур Хуснияр, Елена Шевченко, Гульшат Фаттахова, Нина Карпова, Марина Корчак, Айрат Бикбулатов, Туфан Имамутдинов.
В этом году трое из двенадцати экспертов — из Москвы. Каким образом для московских специалистов был организован отбор, смотрели ли они спектакли в видеозаписи — не уточняется. Три эксперта в списке представляют Камаловский театр: Нияз Игъламов, Гульназ Хасанова и Гульшат Фаттахова. К сожалению, больших десантов экспертов, приехавших для отсмотра спектаклей, в татарстанских театрах не наблюдалось.
В то же время у нас в республике есть специалисты, активно отслеживающие новые постановки татарских театров и способны высказать по ним свое мнение — Альфат Закирзянов, Рауза Султанова, Миляуша Хабутдинова, Айгуль Габяши, Адиля Хайбуллина. Никого из них в экспертной комиссии нет. Кроме того, у нас есть журналисты, которые активно пишут на тему культуры, у которых есть свои СМИ. Их в списке тоже нет. Потому что большинство из них, покритиковав то, что следовало хвалить, «испортили себе репутацию». Видимо, брать таких неблагонадежных строго воспрещается.
Вопрос: может ли человек, имеющий личные интересы в каком-либо театре, быть в экспертной комиссии премии «Тантана»?
У нас может, к сожалению. Трое из экспертов не просто имеют отношения, а находятся непосредственно в штате театра. Эксперт Зиннур Хуснияр, как драматург, также участвует в работе театров. Как-то при директоре Роберте Шаймарданове Мензелинский театр выиграл федеральный грант на создание спектакля по пьесе Зиннура Хуснияра, однако спектакля до сих пор нет. Если ошибаюсь — позовите, покажите мне этот спектакль — хочу своими глазами увидеть и убедиться, что он существует.
Насколько можно верить в справедливость распределения этой премии? Как видно из прошлогодних награждений — эксперты «Тантаны» могут «проглядеть» по-настоящему талантливые работы. Вспомним только пластический спектакль «Алиф» — здесь его отметили лишь специальной премией, а исполнитель главной роли Нурбек Батулла получил федеральную премию «Золотая маска». «Не заметили» эксперты татарстанской премии и спектакль Альметьевского театра «Козге сере» («Королевство кривых!»), а спектакль, между прочим, значится в шести номинациях «Золотой маски».
Раз так, не будем возлагать особо больших надежд. Но для театров существование «Тантаны» очень важно и артистам внимание очень нужно.
Несколько пожеланий. Мне кажется, премии пора уже начать работать с такими критериями, как «количество просмотров», «коэффициент вовлеченности» и т.д. Сейчас век интернета, поэтому такой инструмент оценки спектакля, как количество посмотревших его зрителей, выглядит вполне логичным. Для этого можно было бы посчитать количество проданных на него билетов. Такая оценка была бы ближе к объективной.
Если не можем по-другому получить справедливые результаты — давайте тогда по возможности использовать цифры.
Также можно было бы в рамках премии учредить номинацию за лучшую пьесу. Кто-то скажет, что уже существует специальная для драматургов премия имени Туфана Миннуллина. Но ее дают не за конкретное произведение. Премией «Тантана» можно было бы отмечать труд драматурга.
Недостаточно внимания «Тантана» уделяет и журналистам, пропагандирующим татарский театр, и блогерам, освещающим тему. Здесь тоже, для объективности, можно было бы использовать подсчет количества опубликованных постов и их просмотров.
Победители республиканской театральной премии «Тантана» станут известны 27 марта — в Международный день театра. Торжественное вручение премии назначено на 12 часов дня.
Нет комментариев-